Службы электросвязи классифицируются по следующим признакам:
· функциональному назначению;
· виду передаваемых сообщений;
· по наличию оконечных устройств у пользователей;
· доступности для пользователей;
· характеру обмена сообщений;
· методу обслуживания пользователей;
· используемой среде передачи;
· возможности по обслуживанию подвижных абонентов.
По функциональному назначению службы разделяют на телекоммуника-ционные и информационные службы.
Телекоммуникационные службы электросвязи ориентированы на традиционные виды связи между пользователями (телефон, факсимильная связь, электронная почта и т.п.). Информационные же службы ориентированы на процессы обработки, хранения и поиска информации, на связь пользователей с поставщиками информации и информационных услуг.
По виду передаваемых сообщений службы электросвязи классифицируются в соответствии с таблицей 1.1.
Таблица 1.1 Классификация служб электросвязи ЕСЭ по виду передаваемых сообщений.
Службы электросвязи | Используемые сети связи |
Телефонная, в том числе подвижной связи и справочные | ТфОП, в том числе: подвижной связи, “Искра”, ЦСС ОП, ЦСИС, ТфОгП |
Телеграфная, в том числе передачи телеграмм общего пользования, телекс, АТ, АТ/телекс | ТгОП, телекс, АТ, АТ/телекс, СДОП-КП |
Передачи данных, в том числе подвижной связи: ПД-КК, ПД-КП, ПД-РК; по сетям ТфОП, ТфОгП, “Искра”; по арендованным каналам; по сетям АТ/телекса; по ЦСС ОП, ЦСИС | СД КП, ТфОП, ЦСС ОП, ЦСИС, ТфОгП, некоммутируемых каналов, СД-КК, СД-РК, АТ/телекс, “Искра” |
Телематические, в том числе подвижной связи: телефакс-3, телефакс-4, “смешанный режим”; факсимильная с промежуточным накоплением (“Комфакс”); бюрофакс; телетекст, видеотекст; обработки сообщений, справочная | СД КП, ТфОП, ЦСС ОП, ЦСИС, ТфОгП Дополнительные сетевые средства, включенные в вышеперечисленные сети: центры факсимильной связи, видеотекстные центры, узлы обработки сообщений, конверторы “телекс/телетекст”, конверторы “телекс/факс”, центры телематических служб |
Передачи газет | Передачи газет (некоммутируемая) |
Вещательные: проводного ЗВ, распределения программ ЗВ и ТВ, КТВ | Проводного ЗВ (некоммутируемая), ЦСИС, распределения программ ЗВ (некоммутируемая), ЦСИС; распределения программ ТВ (некоммутируемая), ЦСИС; КТВ (некоммутируемые), ЦСИС |
Персонального радиовызова | Радиосети персонального радиовызова |
Мультимедиа (мультимедийные службы), в том числе подвижной связи: видеотелефона, телеконференций, аудиовизуальные | ТфОгП, СД-КП, СД-РК, ЦСИС, некоммутируемых каналов |
Функционирование служб поддерживается соответствующими вторичными сетями связи. Как видно из таблицы 1.1, однозначное соответствие между видом передаваемых сообщений и сетью связи, которое существовало ранее, в настоящее время уже отсутствует. В частности, на базе одной и той же вторичной сети могут быть организованы различные службы. Например, сеть ТфОП (телефонная сеть общего пользования), созданная первоначально только для телефонной связи, в настоящее время используется для передачи данных и ряда телематических служб. Кроме этого, одна и та же служба может использовать более одной сети. Например, работа службы ПД обеспечивается ПД-КП и ТФОП (в качестве сети доступа). Другой пример – служба телефакс-3, в которой часть оконечных устройств включена в сеть ТФОП, а другая часть в сеть ПД-КП. Сети связи, обеспечивающие возможность предоставления услуг более чем одной службы электросвязи, называются в рекомендациях МСЭ сетями с интеграцией служб.
|
|
Логическим завершением описанной тенденции явились разработки и создание цифровых сетей с интеграцией служб, вершиной которых является мультисервисная сеть, специально рассчитанная на поддержку практически всех существующих и перспективных служб.
По наличию оконечных устройств пользователей различают два вида служб электросвязи: служба переноса и телеслужба (служба представления связи). Под службой переноса понимается служба электросвязи, обеспечива-ющая только возможность передачи сигналов между стыками сети с абонент-скими оконечными устройствами. Примером службы переноса является служба ПД, для которых устройствами обычно являются ЭВМ. Под теле-службой понимается служба электросвязи, обеспечивающая реализацию, (включая функции оконечных устройств) всех возможностей определенного вида связи между пользователями. Телеслужба организуется на базе служб переноса и оконечных устройств. Примером телеслужб являются службы телефонной связи, телефакса, передачи телеграмм, мультимедиа.
По доступности для пользователей службы электросвязи делятся на службы общего пользования и службы ограниченного (частного) пользования. Служба общего пользования – это служба электросвязи, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам. Служба ограниченного пользования представляет услуги ограниченному контингенту физических и юридических лиц.
|
По характеру обмена сообщениями службы делятся на двухсторонние диалоговые, двухсторонние недиалоговые и односторонние.
К двухсторонним диалоговымслужбам относятся: телефонная связь, АТ, телекс, передача данных, т. е. ДДС ориентированы на взаимодействие корреспондирующих пользователей в реальном масштабе времени.
К двусторонним недиалоговым относятся службы передачи телеграмм, бюрофакс, электронная почта и т. д
Односторонние службы обеспечивают одностороннюю передачу информации. К ним относятся: пейджинговая связь, передача газет, службы распределения ЗВ и ТВ.
По методу обслуживания пользователей службы электросвязи подразделяются на абонентские и клиентские. Абонентские службы предоставляют услуги пользователям в помещении абонентов с помощью оконечных устройств, находящихся у пользователей (квартирные и учрежденческие ТЛ, учрежденческие телексные факсимильные аппараты, стык “терминал – сеть”, стыки арендованных каналов, стыки сетей данных). Клиентские службы предоставляют услуги в пунктах коллективного пользования (прием телеграмм, телефонные переговоры, таксофоны, службы бюрофакса). Службы электросвязи общего пользования определяются и стандартизируются в международном масштабе МСЭ совместно с национальными Администрациями связи.
По используемой среде передачи службы электросвязи можно разделить на службы по проводным каналам и по радиоканалам.
По возможности обслуживания подвижных абонентов службы электросвязи делятся на службы фиксированной (стационарной) и подвижной связей. Пример: службы радиовызова, телефонная и документальная связъ на базе сотовых сетей подвижной связи.
Все службы и вторичные сети ССОП управляются соответствующими системами управления, которые обеспечивают выполнение службами и системами связи определенных требований в части устойчивости и эффективности функционирования. Потребителями услуг электросвязи являются пользователи услуг электросвязи.
Пользователем услуги электросвязи (УЭ) является любое физическое или юридическое лицо, которому представляются услуги электросвязи. Для правильной оценки тенденции роста потребностей в услугах связи с учетом закона неравномерности спроса на них необходимо произвести классификацилю пользователей электросвязи. Для классификации пользователей УЭ в настоящее время используют следующие признаки:
- правовой статус;
- временной характер пользования услугами;
- принадлежность к службе электросвязи;
- отношение к оплате за услугу;
- подвижность.
По правовому статусу пользователи делятся на две группы – физические и юридические лица. Физические лица образуют сектор “население”. К юридическим лицам относятся предприятия и организации. Совокупность юридических лиц образуют “деловой сектор”. В деловом секторе выделяют две категории пользователей, отличающихся источниками финансирования:
· госбюджетные предприятия и организации;
· хозрасчетные предприятия и организации, включая новые структуры, появившиеся в настоящее время.
По временному характеру пользования услугами пользователи разделяются на абонентов, арендаторов и клиентов. Абоненты и арендаторы вступают в договорные отношения с операторами связи. Абоненты и арендаторы могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Абоненты и арендаторы, как правило, применяют собственное оконечное оборудование. Клиенты – категория пользователей, которая получает услуги в пунктах коллективного пользования (переговорные пункты, таксофоны и т.п.).
По отношению к оплате за услуги можно выделить категорию граждан, которым устанавливаются льготы в соответствии с законами РФ. Состав категорий пользователей, которым предоставляют льготы по оплате, может быть расширен местными органами.
По подвижности пользователи делятся на стационарных и подвижных. Подвижные пользователи необходимо рассматривать в связи с развитием сотовых и других систем подвижной связи. Отличительным признаком стационарного пользователя является наличие у него стационарного абонентского устройства.
Услуга электросвязи – это результат деятельности оператора связи, осуществляемой с целью приема, передачи и доставки сообщения электросвязи. Услуги связи классифицируются по следующим признакам:
- принадлежности к службе электросвязи (или к сети связи);
- назначению услуги;
- важности услуги для пользователей;
- характеру использования услуги связи;
- оплате за услуги связи;
- новизне.
Услуги связи по принадлежности к службе электросвязи (или сети связи) классифицируются с учетом состава служб и сетей ССОП, приведенной в таблице1.1. С учетом названий служб можно назвать услуги телефонной сети общего пользования, сети данных и т. д.
По назначению услуги классифицируются следующим образом:
- услуги по передачи сообщений (речевых, документальных и т.д.) - это услуги телеслужб.
- услуги по передачи сигналов, т. е. предоставление пользователю средств для организации передачи сообщений – это услуги служб переноса.
- услуги по обслуживанию средств связи (установка и переустановка оконечных устройств, техническое обслуживание, ремонт и т. д.).
По важности для пользователя услуги делятся на основные услуги и дополнительные. Основная (базовая) услуга электросвязи – это услуга, определяемая основным назначением службы электросвязи. Дополнитель-ная услуга электросвязи – это любая услуга, предоставляемая службой (или сетью) в дополнение к базовым услугам. Например, дополнительные виды обслуживания (ДВО), предоставляемые абонентам на цифровых АТС.
По характеру использования услуги связи подразделяютсяна: постоян-ные, многократные и разовые. Постоянная услуга– это услуга, которая заключается в предоставлении пользователю технических средств электросвязи для длительного использования на договорной основе.
Примеры – аренда каналов, представление радиоточек, обеспечение абонентского доступа к телефонной сети т. д. Многократная услуга – это услуга электросвязи, которая заключается в передаче информации в случайные ограниченные интервалы времени. Примеры – телефонные разговоры, переговоры по телексу, пользование ЭП (электронной почте) и
т. д. Разовая услуга – это услуга электросвязи, предоставленная по разовой заявке пользователя. Примеры – замена номера телефонного аппарата, перестановка ОУ, ремонт ОУ и т. п.
По оплате услуги делятся на платные и бесплатные.
По новизне услуги электросвязи принято делить на традиционные и новые. К традиционным относятся услуги предоставляемые уже сложившимися и широко распространенными службами электросвязи (телефонные, телеграфные и т. д.). Новые услуги – это услуги предоставляемые новыми службами, создаваемыми в процессе развития техники электросвязи. В настоящее время к ним относятся услуги служб ПД, телематических служб, кабельного телевидения, мультимедийных служб и т. п. Границы между традиционными и новыми услугами достаточно условны.
Номенклатура услуг
В настоящее время номенклатура услуг электросвязи определяется Общероссийским классификатором услуг населению, введенным в действие Постановлением Госстандарта России.
Номенклатура услуг электросвязи устанавливается на определенный момент и подлежит регулярному обновлению. Разработка номенклатуры услуг электросвязи позволяет:
- осуществить экономическую оценку деятельности операторов в разрезе отдельных предоставляемых услуг;
- выделить услуги, тарифы на которые устанавливаются одинаковыми для всех операторов связи;
- выделить услуги, на которые распространяются льготы по оплате;
- лучше информировать пользователей о предоставленных услугах конкретными операторами и службами электросвязи.
Номенклатура услуг с указанием тенденции их развития указана в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Номенклатура основных услуг в ЕСЭ
Службы электросвязи | Услуги электросвязи | Тенденция развития до 2015 гг |
Телефонная | Установка телефонного аппарата Местный телефонный разговор Междугородный телефонный разговор Международный телефонный разговор Телефонный разговор подвижного абонента Видеотелефонный разговор через ЦСИС Дополнительные услуги, в том числе для подвижных абонентов Интеллектуальные услуги | Р Р Р Р Р Р Р Р |
Телеграфная | Телеграммы Переговор по AT, телексу Дополнительные услуги | У У С |
Передача данных | Постоянный виртуальный канал по сети ПД-РК Соединение по сети ПД-КП Факультативные услуги сети ПД Соединение для передачи данных по сети ТфОП, ЦСИС Сдача каналов в аренду для передачи данных Соединение для передачи данных подвижных абонентов Выход на сеть Интернет Интернет-кафе Электронная почта Электронная торговля, телебанкинг, телебизнес | Р Р H С Р C Р Р Н Р Н |
Телематические | Службы: телефакс-3 телефакс -4 бюрофакс, телетекс, видеотекс, обработка сообщений телематические для подвижных абонентов | Р Н Н Р Н Н Р Р |
Передачи газет | Передача газетной полосы Передача цветных изображений | С Р |
Проводного 3В | Установка радиоточки: Однопрограммной, многопрограммной | У Р |
Распределения программ 3В | Передача сигналов ЗВ Интерактивное ЗВ | Р Н |
Распределения программ ТВ | Передача сигналов ТВ | Р |
Кабельного телевидения | Передача сигналов КТВ Дополнительные услуги Интерактивное телевидение | Р Н Н |
Персонального радиовызова | Персональный радиовызов | У |
Мультимедиа | Служба мультимедиа, в том числе для подвижных абонентов: видеотелефон, телеконференция, аудиовизуальная для телеобучения, телеторговли, телемедицины и др. | Н Н Н |
Примечание: Н- новая услуга, Р- услуга имеется и развивается, C- стабильная услуга, У- угасающая услуга. Важную роль в создании единого национального инфокоммуникацинного пространства играет универсальная услуга - минимальный набор услуг и обеспечивающий их набор инфраструктур, доступный всем пользователям за небольшую оплату. На данном этапе развития универсальная услуга предусматривает предоставление пользователям телефонной связи и выход на сеть Интернет. Выбор категории качества услуг(Quality of Service, QoS) будет осуществлять-ся самим абонентом. В свою очередь тарифы за услуги будут зависеть от категории качества QoS.
1.5 Тенденции развития электросвязи
Анализ мирового опыта развития электросвязи, а также результаты прогностических исследований, выполненных МСЭ и рядом передовых компаний в отрасли связи, позволяют выделить следующие основные технические и технологические тенденции развития электросвязи:
- глобализация и цифровизация;
- конвергенция телекоммуникационных и информационных сетей и превращение их в инфокоммуникационную сеть;
- переход к построению мультисервисных сетей связи;
- развитие концепции “сеть доступа - транспортная сеть”;
- внедрение на транспортной сети методов пакетного способа доставки сообщений;
- внедрение ВОЛС и волоконно – оптических технологий со спектральным уплотнением;
- внедрение кольцевых структур на сети доступа и транспортной сети;
- создание виртуальных частных сетей на базе сетей общего пользования;
- развитие существующих сетей подвижной связи и сетей 3-го поколения (3G);
- развитие спутниковой связи;
- комбинированное использование проводных абонентских линий (медных и оптических) и радиолиний (сотовой и спутниковой связи) на сети доступа;
- внедрение на абонентской сети широкополосного доступа для выхода на сеть Интернет и службы мультимедиа;
- развитие универсальной услуги и персональной связи;
- развитие услуг систем обработки сообщений;
- развитие служб мультимедиа;
- создание call – центров и платформ интеллектуальных сетей;
- внедрение новых инфокоммуникационных услуг
Реализация вышеуказанных тенденций будет способствовать превращению российского общества в электронно –информационное общество. Дальнейшее развитие электросвязи и информатизации, оперативное использование информации и знаний будет способствовать ускорению развития других секторов экономики России, совершенствованию социальной сферы и государственного управления, улучшению экономических показателей страны, повышению благосостояния граждан.