Религиозные версии мироздания




 

Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Такая картина мира не меняется веками и служит объяснением устройства мироздания для многих поколений. Она качественно иная и обращена к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.

В переводе с латинского слово religio звучит как благочестие, святость. С точки зрения религии наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, и по сути своей – вторична. Настоящая, истинная реальность – это бог.

Религия, как мифология, апеллирует к фантазии и чувствам. Творческая всемогущая сила – бог – стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с богом.

Религиозное отношение к миру не оставалось неизменным на протяжении истории человечества. Как и другие культуры, они развивались и приобретали разнообразные формы как на Востоке, так и на Западе. Но в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей и истинного пути жизни, который в итоге ведет в потустороннюю область. Все поступки человека оцениваются – одобряются или порицаются – по абсолютному высшему критерию. У религиозного человека всегда присутствует чувство вины за свою греховность, которое побуждает к критике всего окружающего. Религия – это самый беспощадный критик, признающий лишь один идеал. Воля бога абсолютно свободна. У человека нет никаких критериев для её познания и оценки правильности или неправильности своих помыслов.

Религия – сознание массовое. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, свой образец поведения.

“Христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею – идею “второго пришествия”, конца света, конца истории. В буддизме центральная идея – “нирвана”, означающая “угасание”, “затухание” жизни и стремления к ней…. Третья мировая религияислам – признает абсолютную власть над миром единого бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого”.[[4]]

Религия, в отличие от философии, не требует доказательства и разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума. Здесь действует монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – бог, все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только бог. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Поскольку бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.

Таким образом, те превосходящие силы, на которые указывает религия, обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они таинственны, могучи, чудодейственны, обладают разумом, волей и собственными законами.

Не отрицая достижений естествознания, религия всегда подчеркивает, что дело науки – изучать только физический мир, а человечество никогда не забывало, что оно не автономно.

В развитых религиях существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Первое позволяет давать богу характеристики, например, бог всемогущ. Второе считает, что познать бога можно только и невозможно выразить словами его божественные качества.

Бог хоть и представляет собой высшую власть над миром, однако не всегда можно говорить о её безграничности. Например, у древних греков, признававших множество богов, Зевс, как главный бог, подчинялся судьбе так же, как и люди. Зевс – не творец мира, так же, как и Будда. В буддизме вообще огромное множество богов, и Будда лишь наставляет их. Самая ложная для понимания фигура – это христианский Бог, являющийся безличным законосозидающим началом – Отцом. Кроме Иисуса Христа – Сына – существует ещё и третье проявление – Святой Дух. Христианский Бог творит мир из ничего, в то же время он наделяет людей правом выбора – следовать ли его постулатам или предаться злу.

В религиозной картине мира пространство этого мира всегда увеличено: кроме обыденного мира, где мы все живем, существует еще мир потусторонний. У греков это просто – высокая гора Олимп. А вот в буддизме и христианстве все гораздо сложнее. В буддизме дается многоступенчатая модель мира как целого – это 31 ступень бытия, где последняя, 31-я считается “космическим телом Будды”. Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят ангелы и различные чины, отличающиеся по их близости к Богу.

В божественном мире существуют две противоположности: рай и ад, где одни упиваются неземным блаженством, а другие – расплачиваются за свои грехи муками.

Отличаются в религиозных картинах мира и представления о времени. В христианстве мировое время выстроено линейно – начало, череда важных событий и конец. История следует в определенном направлении, определенном Богом. В отличие от христианства, в религии древних греков время циклично, а история не имеет направленности. Мир связан с космическими природными циклами, связанными с земледелием.

У буддистов тоже присутствуют периоды космического времени, каждый из которых длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего Вселенная сгорает вследствие накопленных грехов живых существ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: