для младших школьников (7-8 лет/ 1 класс)




Экскурсия

Группа: 2—6

Тема: «Экскурсия в музей «Домик Петра I»

Цель: Создать условия для развития познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о музее, о жизни и деятельности основателя нашего города;

- расширить и углубить знания детей об истории родного края.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

- развивать память, внимание, способность воспринимать красоту окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Продолжительность: 45 минут

Подготовить детей к посещению музея:

- сформировать списочный состав группы детей;

- рекомендуется иметь номера телефонов ответственных организаций, служб и родителей;

- соблюдать и исполнять иные правила общественного поведения, техники безопасности, требования и инструкции сопровождающих лиц, экскурсоводов.

Познакомить с правилами поведения в музее:

- информировать детей о необходимости:

* сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб;

* не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты;

* во время экскурсии в целях безопасности находиться со своей экскурсионной группой, не разбредаться.

 

Ход экскурсии:

- Дорогие друзья, юные петербуржцы, я рада вас приветствовать в нашей капсуле времени! Вот деревянное здание, построенное на берегу Невы, «пропитанное» временем самого популярного российского императора. Это – домик Петра I, известного русского самодержца

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос - Как вы думаете, кто такой самодержец?

(Ответ детей…)

- Смысл слова самодержец - сам держу, т.е. принимаю решения, командую…

- Предлагаю перейти к осмотру постройки. Она начинает свой отсчет со дня образования города на Неве, а это более 300-от лет назад. В день закладки Петропавловской крепости император приказал построить себе хоромы, где бы он смог контролировать строительство важного военного объекта.

- В одной из легенд говорится, что жилище для царя строили меньше недели! К слову, место для «дворца» выбрали удачное: Петру было удобно наблюдать за крепостью.

- Выскажите свои предположения, какой материал для строительства был применен?

(Ответ детей: кирпич)

- А вот и нет - дерево, а именно сосновые бревна, т.к. именно этот вид дерева рос в большом количестве на берегах Невы. Вы скажите, что это не так, но как только мы зайдем с вами внутрь, то все станет понятно, ну что отправляемся?

(Ответ детей - да)

-Вот мы и перешагнули порог. Предлагаю вам оглядеться. Теперь стало понятно?

(Ответ детей – да теперь видно, что дом деревянный)

- Этот дом был очень маленьким: его размеры можно сравнить со средней квартирой. Деревянные стены снаружи были во времена Петра I разрисованы под кирпич. Это связано с увлечением царя голландским стилем. Хочу обратить ваше внимание на самую удивительную вещь – окна. Посмотрите, какие они большие, протяженностью по периметру всего дома. Это было не характерно для строительства того времени на данной территории, т.к. место сырое с промозглыми ветрами.

- Как вы думаете, для чего же Петр I все же выбрал такой, казалось бы, неудачный ход?

(Ответ детей…)

- Помните, с самого начала я говорила вам, что домик для Петра построили, рядом с закладкой крепости.

(Ответ детей - для того, чтобы можно было наблюдать за строительством)

-Верно. А еще все по той же любви царя к голландской архитектуре и возможности наблюдать за окружающей обстановкой, бастионами крепости.

- Прошлые постройки свидетельствуют и о многочисленных наводнениях. Хочу отметить, что эти грозные природные явления не раз «атаковали» жилище царя. Именно из-за них сейчас можно видеть поврежденную древесину, которая частично представлена в экспозиции. При жизни император успел «превратить» свой дом в мемориальный музей. После возведения Зимнего дворца домик забросили. Уже позже, в правление Екатерины II, было велено возвести своеобразную «ограду» для палат царя-реформатора. Но, к сожалению, эта попытка не увенчалась успехом. Построенный «футляр» разрушило очередное наводнение, и вскоре его заменили новым «чехлом», который в конечно реставрированном виде, но существует и поныне. Мы с вами его снаружи, и видели.

- Во время Великой Отечественной войны, тогда еще Ленинград, был под прицелом фашистов. Скажите мне, кто знает, какие трагические события происходили на территории нашего города вовремя ВОВ?

(Ответ детей - Блокада Ленинграда)

-Да совершенно верно и вот в то время, когда людей застигла такая страшная беда граждане героически сражались и маскировали памятник, заколачивая его фанерами. Наконец, война закончилась. Реставраторы приступили к работе. Вскоре после масштабных работ был восстановлен прежний интерьер и предметы быта. Спустя время, в футляр провели отопление, что позволило людям круглый год посещать музей.

- Домик Петра Великого не только музей, но и памятник истории. На этой выставке я покажу вам настоящие вещи, которые принадлежали самодержцу. Некоторые из них император сделал собственноручно. В этом музее до сих пор царит дух времени русского реформатора. Уникальность экспонатов позволяет заглянуть в далекое прошлое.

- Теперь я предлагаю вам открыть дверь в прошлое… Двери домика взяли с захваченных шведских кораблей. - Как вам показалось, двери высокие или низкие?

(Ответ детей – низкие)

- Сам царь же был очень высок -2 метра 4 см. и ему приходилось нагибаться, чтобы пройти, но трофейные двери символизировали для Петра победу и выход в открытое море.

- В домике всего 3 комнаты и небольшая прихожая. Царь жил в домике в тёплое время года, ведь там не было даже печки. Самая большая комната – кабинет царя (большой стол, на столе: карты, схемы, перо, подсвечник…), стулья, секретер: книги, документы..., кресло по преданию царь сделал сам. Как вы считаете, чем занимался царь в своём кабинете?

(Ответ детей - работал, наблюдал за стройкой…)

- Конечно, Пётр много работал, издавал указы, планировал строительство города, заботился об укреплении границ, сам чертил проекты кораблей. Он любил и умел трудиться!

- Посмотрите на стены помещений. Как вы думаете, чем они обиты?

(Ответ детей- тканью…)

- Верно, но это не просто ткань, это ткань, из которой делали паруса для кораблей, очень плотная и грубая - она так и называется парусина.

- Как по - вашему похожа ли обстановка императорского домика на жилище царя?

(Ответ детей – нет, она слишком простая, скромная, похожа на кабинет)

- Совершенно верно. Петр I не был царем во дворце и в богатых и дорогих нарядах. Часто он очень просто одевался - в военную форму или простую рубаху и выполнял работу простого рабочего люда.

- Предлагаю пройти дальше. Сразу становится понятно, что за комната предстала перед нашим взором - столовая. Здесь Пётр обедал, с гостями или один. На стене висит небольшое зеркало. Зачем оно висит на такой высоте?

(Ответ детей-Петр был высоким. Соответственно, и зеркало было повешено под его рост)

- Приглашаю вас в спальню царя. Кровать – совсем небольшая и она сворачивается. Царь Пётр не любил больших кроватей и больших помещений. Умывальник – почему он такой? Где брали воду? Сейчас можно пить воду из Невы? Почему нельзя?

(Ответ детей - умывальник такой потому, что водопровода в домике не было и воду, думаем, носили из Невы. Сейчас думается пить воду просто без фильтра из Невы нельзя, потому что на Неве построено большое количество предприятий, которые ее загрязняют.)

- К сожалению это так, а вот во времена Петра вода была значительно чище.

- Дети, обратите внимание: на стене висит отпечаток ладони царя, он отлит из металла. Камзол (мундир царя): платье красного сукна, его трость (обтянута кожей морского ската), сундук для постели (туда убиралась постель царя при необходимости ее перемещения). А теперь выйдем из домика и оглядимся вокруг.

-Рядом с домиком развернута небольшая историческая экспозиция. Первое, что привлекает внимание, — восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», Петр I, когда был еще юношей рос в селе Преображенском под Москвой и там собирал потешные войска и флотилию на озере и с тех самых пор грезил о флоте и море. Это лодка, на которой царь совершал инспекционные объезды по строящемуся городу. На корме возле румпеля закреплена маленькая пушечка. Как вы думаете, зачем она была нужна?

(Ответ детей - она наверно стреляла, но нам кажется, что не могла серьезно причинить вред или защитить)

- Конечно, не могла, но эта лодка, как прототип большого судна, а на нем были пушки. А как вы уже узнали, Петр просто грезил морем и кораблестроение было одним из его увлечений.

- Приглашаю пройти дальше. Обратите внимание тут насыпь из песка до воды, это сейчас между музеем и морем почти 100 м насыпного грунта, а в петровские времена волны плескались у порога, по утрам прямо с крыльца самодержец садился в лодку и отправлялся руководить. Результат усилий этого великого человека у нас перед глазами – это наш город Санкт-Петербург.

- Ребята, мне кажется, что если бы все предметы музея могли говорить, они поведали бы нам много интересного из жизни Петра I, о его личности, характере, увлечениях, мыслях.

Заключение:

- Вот мы и побывали с вами в маленькой деревянной капсуле времени, каким вам представляется Петр I? Как выглядело то место, где царь город заложил? Какая жизнь была тогда, чем она отличалась от нынешнего времени? Эти размышления вы можете отразить на рисунках, посвященных нашей экскурсии. До свидания, дорогие путешественники, до новых встреч в других уголках нашего города!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: