Исполнительский анализ и дирижерские приемы




Смысловая функция вербального текста в сочинении Р. Щедрина «К вам, павшие…» выступает самостоятельно, выносится на поверхность слушательского восприятия. Высокая степень музыкального обобщения поэтической идеи сочетается с концентрацией внимания на содержании. Композитор изначально чуток к ритмике и интонации словесных конструкций, которые находят свое воплощение не столько в кантиленой мелодической линии, сколько в тембро-интонационной, ритмо-фразовой, синхронной артикуляции хорового многоголосия. По отношению к слову хор выступает как единое монолитное целое.

В первой части использовано «туттийное» звучание всех партий в довольно низком регистре. Мелодическая линия находится в партии сопрано. Медленный темп (Largo-широко) в сочетании с плотной хоровой фактурой воспринимается как звучание органа. Начинается произведение в нюансе pp.

Вторую часть характеризует эмоционально-взволнованный тон повествования. Если хоральное начало отличается гармонически-массивным звучанием преимущественно в низком регистре, с характерной для него сгущенностью тембровых красок, то серединный раздел насыщен тематическим развитием, устремленным к расширению высотно-звукового диапазона («Мы с теми, кто под самою Москвой...»). Возникающий далее темповый и динамический сдвиг (animato poco a poco) воспринимается как своеобразное движение от одной смысловой опоры к следующей, от одного высказывания («мы с теми») - к другому. Достигнув вершины, эмоциональный накал высказывания снижается, возвращаясь в репризе к характеру героико-эпического песнопения.

В третьей части происходит переключение регистров, подчёркиваемое значительной динамической градацией, которая двигается от нюанса «fff » к «рр » и сопровождается постепенным «ritenuto е morendo al fine» с оттенком недосказанности, смысловой открытости. Повтор исходного мотива хора, данный здесь в ритмическом увеличении и дополненный словесным повтором, образует скрепляющую тематическую арку.

Партитура сочинения от начала до конца выдержана практически в едином темпе (Largo). Произведение спокойное, широкое. Распространённой ошибкой является ускорение во время crescendo (19-25 такты). Четверти в этих тактах нужно "наполнить" пульсацией восьмыми. Ритмической трудностью данного произведения является пропевание пунктирного ритма, не разрывая музыкальную фразу, а также развитие длинных звуков без ускорения. Поэтический текст играет главную роль в организации музыкальной ткани, поэтому работа над его произнесением всегда на первом плане. Для певцов рекомендуется использовать цепное дыхание, тембровую и артикуляционную «приглушенность». Дирижерской трудностью является организация протяженных фраз в весьма умеренных динамических градациях, движение в одном темпе, показ развития длинных нот. Произведение является очень сложным с точки зрения художественного воплощения, от певцов требуется нахождение верного эмоционального состояния, осмысление художественного образа произведения. В крайних частях используется минимальная динамическая амплитуда и минимальная амплитуда жеста. Хоровое звучание должно быть по органному плотным и слитным, важна вокализация мелодической линии в каждом голосе.

Заключение

Великая Отечественная Война - это страшная страница родной истории, в которой было столько горьких, непоправимых потерь. Поэтому так важно рассказывать молодому поколению о героических людях, принявших на себя сильнейший удар врага.

Наши деды, прадеды смогли выстоять и не отдать фашисту Победу. Миллионы их - ценой собственной жизни. Они и подумать не могли, что когда-то появятся те, кто будут пропагандировать фашизм, оскверняя их святую память и святое служение Родине. Они умирали за будущее всех нас, и мы просто не имеем права забывать об этом.

Каждое произведение, написанное Р.Щедриным для хора, является оригинальным по своему музыкальному выражению, воплощению идейно-образного содержания поэтического текста. Композитор раскрывает в стихотворение новые смыслы, подчеркивая их музыкой и разнообразными средствами выразительности. Сочинения Р.Щедрина есть та ступень в хоровом искусстве, через которую начинающий музыкант - хоровой дирижер, может прийти к пониманию многих явлений современности, и открыть для себя необозримые горизонты музыкального мира.

Родион Щедрин – глубоко национальный композитор, что имеет огромное значение. Обобщая в своем сочинении весь опыт русской культуры, композитор раскрывает важные черты своего народа, его нравственные качества и духовные идеалы. Благодаря этим качествам музыка Р. Щедрина становится понятной для любого человека, его творчество пребывает в постоянном развитии, в движении к новым художественным откровениям, оно не знает границ и доступно каждому.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Александр Твардовский. Биография // Электронный ресурс: https://45parallel.net/aleksandr_tvardovskiy/

2. Выходцев П. С., Грознова Н.А. Творчество Александра Твардовского: исследования и материалы. – М.: Изд-во Наука, 1989. – 382 с.

3. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. – М.: Советский композитор, 1989. – 208 с.

4. Гриненко Е. Из опыта анализа гармонии русской музыки (Р. Щедрин. «К вам, павшие») // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова: сб. статей и материалов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – С. 270-275.

5. Зацепина Т. Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докладов фонда Всесоюз. науч. конф. Ростов-на-Дону. – 1990. – 180 с.

6. Казанцева Л. П. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: НАУКА И ПЕДАГОГИКА: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань: ГУП ИПК «Волга». – 392 с., нот.

7. Литературно-энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

8. Лыкова Л. О традициях культовой музыки в хоровых миниатюрах Р. Щедрина. Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докладов фонда Всесоюз. науч. конф. Ростов-на-Дону, 1990. – С. 215-220.

9. Манько Т. Р. Щедрин. Четыре хора на стихи А. Твардовского: история, анализ, исполнительский комментарий. – дипломный реферат, РГК. – Ростов-на-Дону, 1999. – 43 с.

10. Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки: Корни национальной специфики: исслед. – М.: ПРЕСТ, 1998. С. 21.

11. Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. – М.: Композитор, 1992. – С.46 Т.

12. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. – М.: "Сов. композитор", 1991. – 276 с.

13. Родион Щедрин. Биография // Электронный ресурс: https://www.philharmonia.spb.ru/persons/biography/6319/

14. Старостина Т. А. Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова: сб. статей и материалов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 336 с.

15. Тараканов М. Творчество Р. Щедрина. – М.: Всес. изд-во Сов. композитор, 1980. – 328 с.

16. Чесноков П. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. – М.: Гос. музыкальное изд-во., 1952. – 222 с.

17. Хакимова А. Особенности фактуры в произведениях для хора без сопровождения Р. Щедрина. – М.: автореферат диссертации, 1981. – 25 с.

18. Хорошайло Г., Жабинский К. «Четыре хора на стихи А. Твардовского» Родиона Щедрина в интерпретации дирижера Авенира Михайлова: жанрово-стилистический аспект. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: НАУКА И ПЕДАГОГИКА: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань: ГУП ИПК «Волга». – С. 365-370.


[1] Позже он станет ответственным секретарем союза при председателе Дмитрии Шостаковиче, а с 1973 года Родион Константинович Щедрин сам этот Союз композиторов возглавлял.

[2] Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме "По праву памяти" (1967-1969 гг., опубликована в 1987 г.).

[3] Не случайно в поэме 1954 года "Теркин на том свете» герой попадает в загробный мир", напоминающий своей мертвечиной советскую действительность.

[4] См.: Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки. М., 1998. С. 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: