История России в середине XVI – XVII вв.




 

Лекция 5. Реформы Ивана IV, их результаты и последствия. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. – 4 час.

Лекция 6. Россия на рубеже ХVI – ХVII вв. «Смута. Экономическое развитие России в XVII в. – 2 час.

Лекция 7. Эволюция политической и социальной сферы в России в XVII в. Внешняя политика России в XVII в. Россия в конце XVII в. – 2 час.

Методические указания к практическим и семинарским занятиям по курсу «История России до XX века (часть 1) »

Практические и семинарские занятия по курсу «История России до XX века (часть 1) » проводятся в течение второго семестра первого курса дневного отделения (60 часов).

Практические занятия следуют за общим лекционным курсом, тесно связаны с ним и имеют своей целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях. Для достижения этой цели предполагается использование различных видов работ: практические и семинарские занятия, коллоквиумы, доклады, сообщения, рефераты. Все это предполагает большую самостоятельную работу студента с источниками и исторической литературой. Освоение научной литературы и углубленный анализ исторических источников – составляющие настоящего исторического образования с первых шагов обучения в высшей школе.

В сложном и нередко противоречивом материале научных монографий и статей не так-то легко разобраться. Нередко на семинарах приходится видеть, как студент просто зачитывает свои разрозненные выписки вне всякой связи с ходом обсуждения. Часто это вызвано чисто механическим конспектированием предложенной литературы. Практический результат такой работы нулевой. Чтобы этого избежать, необходимо сделать подготовку к занятию «адресной», внимательно ознакомиться с методическими советами, выявить проблемы, выносимые на обсуждение, определить круг источников, тщательно их проработать, ознакомиться с двумя-тремя монографиями или статьями, составить план ответа. В некоторых случаях полезно разработать схемы, таблицы. Ответ на вопрос должен базироваться на документах и включать всю сумму знаний, полученных на лекциях, во время самостоятельной работы и индивидуальных бесед с преподавателями. При ответе следует (по мере необходимости) пользоваться картой, доской и мелом, схемами, таблицами и другими вспомогательными пособиями. Выступления должны быть краткими, четкими, ясными, а замечания, дополнения и дискуссии – корректными и аргументированными.

Все выносимые на обсуждение темы взаимосвязаны и направлены на то, чтобы в исторической ретроспективе проанализировать развитие государственности и политической системы России в период феодализма и тесно с ними связанную эволюцию социально-экономических отношений.

Практические занятия призваны выработать основные навыки будущей профессиональной деятельности:

- самостоятельной работы с различными видами исторических источников, учебной и научной литературы;

- изложение изученного материала по определенной тематике в соответствии с самостоятельно составленным планом;

- освоение техники цитирования источников и специальной литературы;

- составления приложений: библиографических списков, различных схем, таблиц, планов, карт;

- оформления ссылок и примечаний;

- умения работать с исторической картой: настенной и контурной;

- умения писать доклады на заданную тему.

Практика проведения практических занятий по истории России выработала следующие их формы:

1) чтение и комментирование исторического источника, вначале с помощью преподавателя, а затем самостоятельно;

2) самостоятельная подготовка студента по предложенной теме и последующее освещение вопросов со ссылкой на источники и специальную литературу;

3) подготовка и выступление студентов с докладами на заданную тему с последующим их обсуждением на занятии.

Чаще применяются первая и вторая формы: они более доступны студентам-первокурсникам, более плодотворны в плане приобретения навыков самостоятельной работы и закрепления знаний по ряду узловых проблем, которые рассматриваются в лекционном курсе. После того как студенты овладеют элементарными навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, возможен переход к более сложной форме занятий – подготовке и выступлению с сообщением и докладом. У некоторых студентов существует ошибочное представление, что доклад можно сделать на основе знакомства с работой какого-либо одного исследователя по предложенной теме. Поэтому они охотно берутся за их подготовку, не понимая всей сложности предстоящей работы. По существу, доклад – это курсовая работа в миниатюре и работа над ним требует много времени и очень серьезного отношения.

Подготовка к практическому занятию. Для работы на практических занятиях необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней должна быть конспекты по всем темам практических занятий. В первую очередь студент должен внимательно ознакомиться с планом занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке или рекомендованную преподавателем, отобрать литературу по вопросу из списка дополнительной литературы. Прежде чем приступить к работе над литературой, студент должен прочесть методические указания к теме, которые призваны помочь в подготовке тех или иных пунктов плана. Затем нужно обратиться к соответствующему разделу учебника для того, чтобы получить общее представление о теме; нужные моменты можно зафиксировать. После этого студент может приступить к чтению и анализу источников, к работе над научной литературой.

Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются в Практикумах, Хрестоматиях, в раздаточных материалах, которые выдаются на каждое занятие), но при чтении источников полезно фиксировать в тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст источника. Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть вначале введение или предисловие к каждой книге, затем просмотреть заключение и оглавление – это позволит определить, что именно нужно читать: конкретные разделы или всю книгу целиком. Затем можно приступить к конспектированию работы. Целесообразно записывать не только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки, критические замечания и т.д. Наиболее подробно следует конспектировать те места, которые непосредственно будут использованы при ответе и кратко излагать менее нужный материал. Записи делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком, заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выносится на поля.

Конспект тем практических занятий не должен представлять собой сплошной текст – таким конспектом трудно пользоваться при ответе. Лучше всего материал распределять по вопросам практического занятия. Желательно оставлять широкие поля для поправок и дополнительных записей по ходу занятия в аудитории. Конспект предъявляется для проверки преподавателю и является свидетельством степени подготовленности студента к предстоящему экзамену.

Конспект служит основой для выступления в аудитории. К выступлению предъявляются определенные требования:

- последовательность изложения

- аргументированность

- свободное владение материалом

- хороший язык

Следует избегать «считывания» конспекта. Это угнетает аудиторию, гасит интерес слушающих. В начале ответа желательно обозначить его цель, затем определить круг использованных источников и литературы, по возможности, с их краткой характеристикой, затем изложить материал по существу вопроса со ссылками на сочинения античных авторов и современную антиковедческую литературу. Ответ завершается выводом по существу рассматриваемого вопроса. По окончании ответа студенту могут быть заданы вопросы как его товарищами, так и преподавателем. На них можно отвечать сразу или попросить время для обдумывания. В случае если вопрос раскрыт не полностью, студенты могут дополнить выступавшего, высказать свои соображения по отдельным аспектам вопроса.

 

Тематика практических занятий по курсу «История России до XX века (часть 1) ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: