ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ




Роль коллектива в обществе. Слово коллектив происходит от латинского college, что в переводе на русский язык означает «объединяю», а латинское collegtivus – «собирательный». В самом общем смысле слова, коллектив – организованная группа людей, объединенная общими целями, профессиональными и социальными интересами, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Группа – это совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Коллектив для каждого человека выполняет в обществе особую роль.

1.Это сфера жизнедеятельности человека. В течение жизни он проводит свое время и профессиональную деятельность в рамках различных коллективов - производственных, профессиональных, общественных и других объединений. Трудно представить себе жизнь современника, не вступающего в разветвленную сеть производственных, интеллектуальных, социальных, политических, художественных и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми.

2.Коллектив является моделью общества, основной взаимодействия - личности с обществом, освоения социальных ролей, гуманистических форм организации жизнедеятельности общества.

3.Коллектив является носителем духовно-нравственных ценностей и норм общества, реализуемых в процессе деятельности и коллективных отношений.

4.Коллектив – это сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации личности. Именно в системе коллективных связей и отношений человек может дать самооценку своей деятельности по тому, как ее оценивают члены коллектива, выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности.

5.Коллектив – это сфера общения людей. В нем реализуется естественная потребность человека в общении (диалоге, дискуссии, диспуте и других формах), обеспечивающие ему обмен информацией, взаимопознание и взаимопонимание, накопление социального опыта и ценностей, эмоционально-нравственных отношений.

6.Коллектив – это гарант защищенности и поддержки. Именно в коллективе человек стремится обрести защиту от любой внешней агрессии, найти сочувствие, помощь, поддержку. Ценность коллектива выражается способностью его защитить каждого своего члена.

Коллектив как средство воспитания. Роль коллектива в воспитании детей является выдающимся достижением мировой педагогической мысли.

В трудах отечественных классиков педагогики таких, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и других освещаются принципиальные вопросы воспитания детей в коллективе. Однако основателем теории воспитательного коллектива является всемирно признанный ученый-практик А. С. Макаренко. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей - правонарушителей в трудовой колонии имени А.М. Горького и детской коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.

Основные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллективе, нашли отражение и в его литературных произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30 года» и других.

В дальнейшем идеи А.С. Макаренко нашли продолжение и развитие в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина и других ученых.

Коллектив, влияющий на воспитание детей, в педагогической литературе обозначается по-разному: детский коллектив, ученический коллектив, воспитательный коллектив. Эти термины в педагоге трактуются как синонимы. Несмотря на терминологические разночтения, суть содержание, теории и методики коллектива в них освещаются почти одинаково.

А.С. Макаренко определил - детский коллектив – как такую группу детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценностный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижений.

Отсюда можно выделить характерные черты воспитательного коллектива:

- постановка и реализация общественно значимых ц елей;

-включение воспитанников в разнообразные виды социально-значимой деятельности;

-наличие органов самоуправления;

-высокая степень межличностных отно шений;

-атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

-развитые критика и самокритика;

- свобода и защищенность каждого члена в коллективе;

- традиции воспитательного коллектива.

В условиях образовательного учреждения организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно современным задачам воспитания и развития личности. Ви этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей коллектива, личности каждого воспитанника в коллективе, их взаимодействия, основанном на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом – все это позволяет рассматривать коллектив как педагогическое явление. Помимо ученического коллектива класса, в образовательном учреждении возникают и действуют различные объединения - кружки художественной самодеятельности, научные общества детей, спортивные и музыкальные кружки, кружки технического творчества, молодежные объединения и другие, которые совместно с ученическим коллективом составляют общий коллектив образовательного учреждения. Структура воспитательного коллектива в образовательных учреждениях складывается из нескольких видов коллективов: общешкольный и классный – как постоянные виды коллективов. Временные коллективы школьников создаются для решения конкретных, но перспективных задач (экологический десант, бессмертный полк и другие). При этом коллективы обретают свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционируют как социальное явление.

Отмечая взаимоотношения коллектива и школьника и его влияния на развитие личности, фактически мы имеем дело с коллективами и личностью школьника. Эти коллективы не идентичны в своем влиянии на воспитанника. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок в процессе своего взросления вступал самые разнообразные коллективы и по характеру деятельности, и по реализуемых коллективных ролей детей, и по длительности пребывания ребенка в том или ином коллективе. Только разнообразие коллективов, в которые может включаться воспитанник на уроке и во внеклассной работе может обеспечить ему свободу выбора того или иного коллектива.

Изучение детского коллектива практиками и исследователями было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации, методов и принципов воспитания детей в коллективе, самоуправлению в коллективе. Продолжая идеи А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского такие ученые и практики как Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и другие внесли заметный вклад в теорию и практику развития детского коллектива.

Коллектив, с одной стороны, играет существенную роль в профессиональной деятельности педагога. С другой стороны, он не менее важен для учащихся. Для педагогов детский коллектив – одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации, и совершенствование воспитательного процесса, направленное на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности. Современный коллектив образовательного учреждения представляет единство двух коллективов – педагогов и учащихся. Их функционирование взаимно обусловлено. Ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов.

Ученический коллектив является своеобразной формой общности детей, подростков и молодежи. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединения школьников, направленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебно-воспитательном процессе. Отношения школьников к учебно-воспитательной деятельности в школе могут складываться по-разному в зависимости от успеха, способностей, интереса, опыта учебной деятельности учащихся. На отношения школьников в коллективе влияют и некоторые объективные условия – педагогическое мастерство учителя (воспитателя), характер взаимоотношений детей с ним. Отсюда первый признак детского коллектива – совместная устремленность детей и педагога к социально значимым целям деятельности, которая зависит от высокого уровня сознательности членов коллектива.

Второй признак коллектива – совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями позиций отдельных учеников (воспитанников). Деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям, как отдельных членов коллектива, так и всего коллектива в учебной и внеучебной деятельности.

Третий признак коллектива наличие в нем отношений ответственной зависимости, которое устанавливается при непосредственном руководстве педагога. Учеными доказано, что ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ним переживаний и оценочных суждений учеников (воспитанников).

Говоря о взаимосвязи педагогического и детского коллектива необходимо отметить признаки педагогического коллектива, позволяющие его рассматривать как самостоятельное образование. Педагогический коллектив стабилен по составу его участников, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной деятельностью учителей, воспитателей, руководителей других объединений в школе. В нем нет таких разветвленных связей, которые существует в детском коллективе. Система отношений в педагогическом коллективе устанавливается в среде взрослых людей, выполняющих свою профессиональную деятельность.

Основные функции педагогического коллектива по отношению к детскому определяются общей целью воспитания и развития учащихся (воспитанников), требованиями, предъявляемыми обществом к школе как социальному институту. Эти функции постоянно усложняются в связи с новыми требованиями общества к образовательным учреждениям в каждом новом поколении школьников.

К числу важнейших воспитательных задач педагогического коллектива относятся:

-выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей школьников:

-приобщение школьников к определенному уровню культуры –духовной, материальной, физической:

-развитие коллективизма как одной из важных нравственной черты личности.

Одной из задач формирования детского коллектива заключается в расширении социальных контактов учащихся и их обогащение опытом других коллективов. Выявление и развитие творческих способностей учащихся в условиях коллективного взаимодействия стимулирует развитие индивидуальности личности, ее творческого своеобразия. Коллектив предоставляет широкое поле деятельности для проявления инициативы, активности, самостоятельности. Педагогический коллектив влияет на коллектив учащихся через единые установки, выраженные в определенных правилах и традициях образовательного учреждения. В процессе общения учителя и школьников естественно возникают межличностные отношения, зачастую носящие избирательный характер. Педагогов характеризует различный стиль руководства ученическим коллективом. Учащиеся могут приспосабливаться к особенностям каждого учителя (воспитателя). Активно взаимодействовать с учителем демократического стиля общения, быть пассивным, а нередко, и негативным к авторитарному стилю руководства. Поэтому необходимо единство учительского коллектива, строящего свои отношения с детьми на определенных принципах коллегиального руководства, способствует эффективному развитию отношений между педагогическим и детским коллективами.

Динамика развития воспитательного коллектива. Развитие детского коллектива является одной из важнейших задач в области педагогики. Оснополагающая характеристика развития коллектива была дана А.С. Макаренко.Коллектив сам по себе не возникает автоматически. Для этого необходима долгая и планомерная работа педагога. Чтобы стать коллективом группа должна пройти определенный путь качественных преобразований. Развитие коллектива основывается на определенных принципах, которые были разработаны А.С. Макаренко и развиты отечественными учеными впоследствии:

-принцип педагогической целесообразности – отбор содержания деятельности и общения коллектива должен быть обусловлен целями и задачами воспитания;

-принцип перспективных линий – организация новых перспектив (развитие коллектива и коллективной деятельности), использование уже имеющихся дел для подготовки новых, более ценных;

-принцип параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, так как коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый ученик ответственен перед коллективом. Один из важных факторов реализации этого принципа – общественное мнение, которое может служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инструментом устрашения, подавления, насилия);

-принцип сочетания педагогического руководства с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества;

-принцип ответственной зависимости обеспечивает четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива;

-принцип активной целеустремленности – достижение целей и перспектив развития коллектива связано с решительной и активной энергией устремления к цели;

-принцип целостности воспитательного процессе для развития коллектива.

В педагогике существует несколько подходов к разработке стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С. Макаренко рассматривают стадии развития коллектива согласно требованиям, которые выдвигает педагог. Согласно этой теории, в развитии детского коллектива рассматриваются три стадии его развития.

Первая стадия развития коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступает требования педагога к детям. На этой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную группу детей в социально-психологическую общность, в которой отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее задачами, ценностями, где обеспечиваются совпадения взглядов, оценок, переживаний детей. О завершении первой стадии развития коллектива судят по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, реакцией детей на нарушении установившихся норм жизни коллектива, по связям данного детского коллектива с другими.

Вторая стадия характеризуется тем, что требования к группе предъявляет не только педагог, но и школьники, которые разделяют требования педагога – ядро будущего актива коллектива. На этой стадии развивается система внешних связей, возрастает стремление членов коллектива к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов выполнения определенных норм поведения.

На этой стадии изменяется и характер внешних связей и отношений коллективами. Детский коллектив не только осознает свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы. На этом этапе основная цель педагогов - максимальная реализация воспитательных функций, ради которых коллектив создавался.

Третья стадия определяется тем, что требования уже предъявляет коллектив к учащимся. В каждом коллективе формируются органы самоуправления. Наличие работоспособного и деятельного актива является существенным фактором организации самоуправления коллектива. В состав такого актива входят, как правило, учащиеся, которые выполняют общественные поручения. Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность. Для самоуправления коллективом выбираются школьниками или назначаются педагогами руководители коллектива.

В развитии коллектива особая роль отводится лидерам. Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Это наиболее авторитетная личность, реально играющая роль в организации совместной деятельности и регулирования отношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидера:

-по содержанию деятельности - лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель;

- по характеру деятельности - универсальный, ситуативный;

-по направлению деятельности - эмоциональный, деловой.

Лидер и руководитель коллектива не всегда соединяются в одном лице. В отличие от руководителя, который назначается или выбирается, и несет ответственность за положение дел в коллективе, лидер выдвигается порой стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие обязанности. Если официальный руководитель коллектива и лидер группы не одно и то же лицо, то взаимоотношение между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни коллектива или же они могут приобретать конфликтный характер. Отсюда задача педагога – содействовать тому, чтобы во главе коллектива стоял лидер среди учеников или же воспитать такого лидера.

Есть две точки зрения на природу лидерства. Первая – лидером нужно родиться, такой человек как будто от природы запрограммирован вести других за собой. Другим суждено всю жизнь следовать за кем-то. Вторая точка зрения убеждает в том, что лидерами не рождаются – ими становятся. Исследования показывают, что многие лидеры, как мужчины, так и женщины: руководители компаний, общественные деятели, руководители властных структур и т. д. Задача воспитания лидера в коллективе – одна из важных проблем педагогического коллектива.

Полноценная жизнь коллектива – динамичный и постоянно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов работы коллектива. В развитии коллектива важнейшим является вопрос о постановке цели, которая на первых этапах его развития формулируется педагогом, а в дальнейшем членами коллектива или его активом.

В практике работы А.С. Макаренко особое внимание уделял правильному выбору цели, он назвал ее «перспективой». При этом он руководствовался тем, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость»[1]. Перед каждым воспитателем, начинающим работу по сплочению детского коллектива, всегда стоит задача найти и подсказать детям увлекательную цель согласно уровню развития коллектива. А.С. Макаренко выдвинул три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая перспектива выдвигается перед начинающим создаваться коллективом детей. Причем цель формулируется таким образом, чтобы детям она была понятна, вызывала у них интерес и способствовала ожиданию радости от ее решения. Такой близкой перспективой может быть совместная прогулка в лес, посещение цирка, театра, интересная игра-соревнование и т. п.

Средняя перспектива заключается в разработке, например, совместного проекта, результаты которого отодвинуты во времени. Средняя перспектива будет иметь воспитательное значение в том случае, если в подготовительную работу вовлечены по возможности все или большинство членов коллектива. Подготовительная работа сопровождается проверкой, контролем со стороны педагога. Ярким примером такой перспективы является проект «Бессмертный полк».Бессме́ртный полк — международная общественная акция, проводящаяся в России и уже в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне (1941-45 г.г.). Участие в этой общественной акции для школьного коллектива является важным перспективой и проектом, в котором принимают участие сегодня пожилые, и молодые люди и совсем юные. Эта идея оказалось очень привлекательной, интересной для детей, способствовала поиску своих родственников – участников войны, гордости за их подвиг.

Дальняя перспектива – наиболее отдаленная во времени и наиболее социально значимая как для педагогического, так и школьного коллектива, например, проекты: «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать», «Мы – будущее России» о гражданско-патриотическом воспитании школьников и многие другие.

Для сплочения и, в особенности для поддержания уже созданного коллектива учащихся большое значение имеют традиции коллектива. В настоящее время в практике работы образовательных учреждений выделяются три типа традиций:

-традиционные массовые мероприятия (школьные праздники, олимпиады, соревнования, волонтерская деятельность и другие), которые составляют определенную перспективу работы коллектива. Акция «Бессмертный полк» стало общероссийской традицией, и традицией образовательного учреждения;

-традиции проведения церемоний, устраиваемых по случаю важных школьных событий (например, традиция первого звонка, традиция выпускного бала и другие), в которых участвуют совместно педагогический и ученический коллективы:

-традиции, относящиеся к поступкам детей (например, подвиг ученика, спасшего ребенка в пожаре и другие).

Общим для всех традиций является то, что они украшают и обогащают жизнь детского коллектива, делают ее более содержательной и интересной, учатся бережно относится к тому, что было сделано старшими поколениями, сплачивают коллектив, воспитывают любовь к школе, гордость за нее и свой класс.

Литература

1. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования – М., 1991.

2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем./ В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.

3. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. – М., 2010.

4. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студентов вузов и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова [и др.]; под. ред. С. А. Смирнова. – М., 2007.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика" для студентов вузов по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 9-е изд. – М., 2008.

 

 

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: