Мышление в соотношении с психологией деятельности




МЫШЛЕНИЕ

Наряду с сенсорной информацией об окружающей среде, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях действительности, причём эти знания не могут быть получены посредством органов чувств, пу­тем исключительно чувственного познания. Строение атома и существование элементарных частиц, аксиомы геометрии и основные принципы логики, ха­рактер математических, физических, биологических и психологических зако­нов - все это открывается человеку благодаря особому когнитивному про­цессу или виду познавательной деятельности - мышлению.

Мышление - это высшая форма психической деятельности, наи­более сложный познавательный процесс, представляющий собой целе­направленное, знаково (вербально) опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.

Сергей Леонидович Рубинштейн определял мышление как опосредованное и обобщен­ное познание действительности.

Более узкое определение: это обобще­ние, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также спо­собов ее решения.

С помощью мышления человек формирует знания о мире не путем непо­средственных впечатлений, но опосредованно, на основе уже имеющихся данных чувственного опыта, согласно законам и принципам определенного языка, в рамках той или иной языковой модели. Высшие специфически че­ловеческие формы мышления неразрывно связаны с языком, с конкретными знаковыми системами и являются вербально опосредованными.

Мышление понимается как высший уровень психического отраже­ния действительности; оно выходит за пределы чувственного опыта, со­храняя при этом тесную, неразрывную связь с ним. Основное отличие мыс­лительной деятельности от чувственного познания в том, что мышление аб­страгируется от единичного и выделяет в объектах и явлениях самое общее, регулярно повторяющееся и существенное.

Основная единица, или «молекула» мышления - мысль представляет особое когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «сходство - различие», «причина - след­ствие», «действительное - возможное».

В непрерывном процессе мышления образуются дискретные умствен­ные операции (анализ, синтез, абстрагирование и др.), которые мышление порождает, но, тем не менее, целиком к ним не сводится.

Орудием мыслительной деятельности является язык и другие сис­темы знаков. Знаковые средства используются для осуществления основ­ных операций мышления - абстрагирования, обобщения, анализа, син­теза, классификации и др. Речь (преимущественно, внутренняя) выступает в качестве важнейшего инструмента и способа организации человеческого мышления на высших стадиях его развития.

Функции мышления.

· установление всеобщих взаимосвязей,

· понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений,

· обобщение свойств однородной группы явлений,

· выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.

Формы мышления.

Понятие - мысль, отражающая существенные, т.е. выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закреплённые в термине (словом или группой слов).

Его объёмом являются все те мысли, которые содержат существенные, самые важные для практики, свойства предметов, явлений, процессов. Причем выяснить, насколько важны те или иные свойства, можно только в результате научного исследования.

Псевдопонятия похожи на понятия, они формируются согласно тем же законам, что и понятия. Нередко они выступают вместо понятий. Но, в отличие от последних, псевдопонятия возникают в ходе обычной житейской практики.

Понятия (псевдопонятия) объединяются в суждения.

Суждение (= высказывание) - мысль, выражающая связь между понятиями (псевдопонятиями). Суждение представляет собой повествовательное предложение, оно может быть истинным или ложным.

Например, мой кот Васька - умный. Это истинное высказывание.

Умозаключение - умственное действие, совершаемое в соответствии с присущими индивидуальному сознанию правилами, которые во многом совпадают с правилами и законами логики.

Например, 1. Все коты - умные. 2. Мой Васька - кот. 3. Следовательно, Васька умный.

Умозаключения позволяют получить новые суждения из уже известных. В приведённом примере высказывания 1 и 2 приводят к третьему высказыванию.

Операции мышления

Основные, исходные операции мышления те же самые, что и основные операции воображения: анализ и синтез.

· анализ (от греч. analysis - разложение) - расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).

· синтез (от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

На основе этих операций строятся все остальные, более сложные операции мышления:

· сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

· абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) (абстракция) - форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; абстрагирование противопоставляется конкретизации.

· обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

· классификация (от лат. classis - разряд - класс и...фикация), - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

· аналогия (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, но сходный по свойствам и качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Рассуждения по аналогии не обладают доказательной силой, они могут быть ошибочными, несмотря на все усилия, затраченные на то, чтобы рассуждения были корректными; однако такие рассуждения имеют эвристическую ценность.

Мышление в соотношении с психологией деятельности

Согласно теории Алексея Николаевича Леонтьева, мышление как процесс неразрывно связан с деятельностью личности, с ее мотивацией, способностями и др. параметрами. На каждой стадии психического развития человек осуществляет мыслительные акты, исходя из уже сложившихся мотивов, способностей, установок и целей. В то же время, все указанные образования развиваются, перестраиваются и вступают в новые системные связи благодаря ус­ложнению мыслительной деятельности.

Последователь Льва Семёновича Выготского, — Пётр Яковлевич Гальперин в своей концепции поэтапного формирования умственных действий одновременно показал деятельностную природу понятийного мышления и роль вербального опосредования в становлении этой высшей психической функции. Из этой концепции следует, что все понятия и мыслительные операции складываются на основе действий, которые первоначально выполняются во внешнем материальном плане, с опорой на внешние наглядные схемы и ориентиры. Затем они переходят в план громкой социализированной речи, после чего в результате постепенной интериоризации сокращаются, лишаются звукового сопровождения и становятся внутренними свернутыми действиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: