Тема лекции – «Журналистское творчество как профессиональная деятельность».




ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 10.04.2020 г.

 

 

Основные аспекты темы:

 

Творчество в самом общем виде – это появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства), или другими словами информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.

Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.

Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и социально-управленческого начал.

 

В духовном отношении журналистская информация характеризуется:

- идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды);

- актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем);

- популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.

 

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует:

- новизна: журналисты сообщают обо всем новом о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журналиста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;

- оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;

- документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное создание образа),

- аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),

- отпечаток личности автора: особенно характерно это для российской журналистики, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события.

Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе создавать новое.

В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.

Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в социально-культурном творчестве. Их сверхзадача изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда особенности творческого содержания профессии журналиста: активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью и особое требование - объективность.

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1) Что такое творчество? Является ли журналистская деятельность творчеством?

2) В чем состоит специфика информационного продукта?

3) Чем характеризуется журналистская информация в духовном отношении?

4) Какова специфика журналистской информации в социально-управленческом отношении?

5) Каков главный критерий профессионализма в журналистском творчестве?

 

Дополнительная литература:

1. Лазутина Г.В. «Основы творческой деятельности журналиста», URL: https://evartist.narod.ru/text6/39.htm

2. Корконосенко С.Г. «Основы творческой деятельности журналиста». URL: https://evartist.narod.ru/text5/58.htm

3. Мельник Г.С., Виноградова К.Е., Лисеев Р.П. «Основы творческой деятельности журналиста» URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411465141_8312.pdf


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: