Свет и тьма тишину разорвут




Редактор над лексикой плакалЪ

«Коровьев остановился у решетки и заговорил:

— Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.

— Как ананасы в оранжереях, — сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки.

— Совершенно верно, — согласился со своим неразлучным спутником Коровьев, — и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будующий автор «Дон Кихота», или «Фауста», или, черт меня побери, «Мертвых душ»! А?

— Страшно подумать, — подтвердил Бегемот.

— Да, — продолжал Коровьев, — удивительных вещей можно ожидать в парниках этого дома, объединившего под своею кровлей несколько тысяч подвижников, решивших отдать беззаветно свою жизнь на служение Мельпомене, Полигимнии и Талии. Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике «Ревизора» или, на самый худой конец, «Евгения Онегина»!

— И очень просто, — опять-таки подтвердил Бегемот.

— Да, — продолжал Коровьев и озабоченно поднял палец, — но! Но, говорю я и повторяю это — но! Если на эти нежные тепличные растения не нападет какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!»

 

Проходить преддипломную практику мне довелось в рекламно-издательской группе «N», специализирующейся, в основном, на издании поэтических произведений авторов за свой счёт. Ну, казалось бы, что тут трудного-то отредактировать книгу-другую? Ан, нет, уважаемые авторы! Я столкнулась с таким понятием, как авторская орфография и пунктуация, что допустимо в разумных пределах, а ещё с авторской «амбициозной лексикой» (это моё название). Вот здесь начинается самое интересное…

Признаться, я к поэзии отношусь очень трепетно, а к редактуре — тактично и даже бережно, проявляя иногда эмпатию. Но в случае с практикой меня прямо-таки взбесило вольное отношение к лексике, ну а об экспрессии я вообще молчу. Вспоминаю одну фразу Леонида Ильича Брежнева: «Писать должен только член Союза писателей!», — так и хочется шмякнуть круглой печатью об злую рукопись и запретить лет на двести издаваться некоторым «писателям»!

Вот примеры из практики:

· Экспрессия вольным стилем:

Рождество

Звезда возникла над дворами,

её весь год с надеждой ждали.

Волхвы с прекрасными дарами

на Рождество добрее стали.

Синеет взгляд неугасимый.

Его знобит. Он молча квасит.

И пахнет сыростью и псиной

Христос, живущий в теплотрассе

· Так и хочется поддать! Или утопиться что ли…

Минус сорок

Солнце светит. Минус сорок.

Настоящий снег-скрипун.

Словно в глаз попал осколок

сотни радуг. Колотун.

Греет шапка волчьим мехом.

Намерзает бахрома.

Пар стоит над Политехом.

Дышит городом зима.

Синь небесная такая

и такая благодать,

что согреешься в трамвае —

и захочется поддать.

 

Синь небесная такая

и такая благодать, — поддать, выжрать, остаканиться, нажраться прямо-таки… Экспрессивная лексика рядом с высокой «синь небесная и благодать». Русские лексические горки — всё бы обоссать L

 

· Лексика.net

Звёзды в море путникам открыты

в брызгах бриллиантовых дождей.

Могут подпалить метеориты

крылья перелётных лебедей.

 

Автору:

Метеорит не может ПОДПАЛИТЬ, потому как это — уже остывший камень, упавший на землю. Метеор — может.

«Любое космическое тело до попадания в атмосферу называется метеорным телом. Его классифицируют по различным астрономическим признакам. Это может быть метеорит, астероид, космическая пыль, осколки и т. д. Пролетая сквозь земную атмосферу и оставляя яркий светящийся след, объект может назваться болидом или метеором. А твердое тело, упавшее на поверхность Земли и оставившее характерное углубление – кратер, считается метеоритом».

Можно перефразировать так: «НЕ могут подпалить метеориты

крылья перелётных лебедей» (более глубокий смысл).

Нет, так и ушло в печать со смыслом: остывший камень на земле подпалил крылья лебедям, летящим в небе…

 

· No коммент:

 

Июль на Тверской

Июль насквозь просвечивает многих

(ты наготу не называй грехом):

мужские (в шортах) офисные ноги

по белому покрыты серым мхом,

жена на самый минимум прикрыта.

Летит Тверская, яркая в шелках:

то лето улыбается открыто

и гасит жажду в лёгких облаках.

Июль везде проник игольным ушком

(подкалывает, тянет вширь и в рост).

Москва взбодрилась (та ещё старушка)

сияньем глаз, витрин, кремлёвских звёзд.

 

По поводу «мужских офисных ног покрытых по белому серым мхом» и Москвы «взбодрённой», что «та ещё старушка» (блин!) я не стала ничего писать, так только съязвила без всякой эмпатии, — лексика, конечно, швах, но ведь за свой счёт выпускает книгу, так что мне…

Дык, какая разница-то В ШЕЛКАХ (то есть буквально вся в шёлковом одеянии, по самые брови, или много шёлка, например, лифчик и трусы) или в самый «минимум» одета «прикрыта», то есть, совсем чуть.

Но вот мимо бессмыслицы я не захотела пройти:

Проник игольным ушком

(подкалывает, тянет вширь и в рост) — ушко не может «проникнуть», «подколоть», молчу о «тянет вширь и в рост»….

Здесь перепутан смысл: ушко — в смысле «острие». На мои замечания автор всё-таки внёс исправления:

 

«Июль во всём блестит ушком игольным

Подкалывает, тянет вширь и в рост.

Июль везде! По всей Первопрестольной —

Сияньем глаз, витрин, кремлёвских звёзд…»

 

Здорово получилось с Первопрестольной-то!

 

· Это для вас — найдите здесь ошибки лексические, пунктуационные:

Цвет надкушенной губы

 

Ваши нежные уста как надкушенные вишни.

Ваше нижнее бельё розовеет сквозь шелка,

ваши синие глаза говорят, что я здесь лишний,

если надо — позовут, а пока — пока-пока!

Мы столкнулись невзначай —

вы на подиум, я мимо.

В конкуренции богинь вы парите высоко.

Среди строгих пастухов вы мою улыбку мима,

как гримасу из толпы, позабудете легко…

Я в машине… На стекло опускаются снежинки.

Только дворники сметут, тают капли на окне,

отражая алый cвет светофора на Ордынке —

цвет надкушенной губы не даёт уехать мне.

 

· Лексически не сочетается!!!!

Только издавна сад совершенен и строг,

у него распорядок, и гипсовый бог,

и машинка для стрижки газонов.

Это вам не Россия, где в море полей

сад — скорей искажение местных корней,

где гуляет шпана робинзонов.

 

Мои замечания —мимо!

«Логическая ошибка, нарушение лексической сочетаемости, смешение противоположных смыслов. Автор употребил слово «шпана» в смысле «компания», группа людей. «Шайка» — воровское понятие, а «робинзоны» — романтики.

Да и написание ошибочно в окончаниях: шпана-робинзоНЫ

Замените смыслы...

Шпана:

1. Хулиганьё, мелкие или малолетние жулики.

«Иногда бывали обходы, но это была только видимость обыска: окружат дом, где поспокойнее, наберут „шпаны“, а „крупные“ никогда не попадались.»

2. Хулиганистый, дрянной человек.

«С чего ты такой доверчивый стал? Всякую шпану в дом пускаешь. Гони его к чёрту!»

«Робинзо́н Кру́зо» — книга о нравственном возрождении человека в общении с природой. НРАВСТВЕННОМ! Что не скажешь о ШПАНЕ

Образно: употребляется как символ человека, вынужденного жить вдали от людей и добывать всё необходимое для жизни своим собственным трудом.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.»

Так оно и ушло в печать. Это минус…

 

· Слишком много Розенталя на одно стихотворение не бывает…

В тихом Бадене

 

Сквозь стекло через капли дождя

сажа серого зимнего утра.

В парке мокрые птицы галдят.

Дома пыль как холодная пудра.

Положите тетрадку на стол.

Ноты в ней соберутся, как мыши,

если гений к столу подошёл,

даже если он ноты не слышит.

Будет музыка в сердце звучать.

А потом, заполняя страницу,

бесконечной печали печать

сквозь мелодию станет струиться.

Где деревья в зелёных чулках

сбросят ноты прозрачные с веток.

Крылья фраз позабудут про страх

и вспорхнут из коричневых клеток.

 

Нотный стан не застонет от нот,

а подставит пять линий под лапки.

Разлинованный лист оживёт

и впитаетсозвучий охапки.

Солнце снег золотых облаков

гладит сверху довольной улыбкой.

А над домом февральскийпокров

сеет дождь неуютный и зыбкий.

Свет и тьма тишину разорвут

сильным звуком то нежным, то рваным.

И усталые струны поймут,

что оркестром звучит фортепьяно.

Вдохновенный, взлохмаченный бог

вызывающе мудр и греховен…

В тихом Бадене, мрачен и строг,

сочиняет великий Бетховен.

 

Я уже ругалась матом! Ну, вы тут сами поняли, да?

· Худейте, блин! И — феи трепещите (!), иначе будете всю жизнь стирать носки, млея от любви жирного мужика в одышке и тоске….

Носки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: