Конспект игрового тренинга




Участники: родители, дети старшей группы №8.

Ведущие: воспитатель, учитель-логопед.

Продолжительность: 40 мин.

Необходимые материалы: мяч, доска, магниты, портфель с разрезной картинкой «Весна», раздаточный материал кружочки серого цвета, схемы для звукового анализа «АУ» (на каждого ребенка), мнемотаблица для игры «Художник», картинка «Лиса догоняет зайца», мешочек с предметами: нож, лук, вата, рыба.

Ход практикума

1. Вводная часть

Учитель-логопед:

Приветственное слово, сообщение темы практикума.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы пригласили вас на семинар - практикум « игры и упражнения для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте».

Цель практикума: повышение педагогической компетентности родителей по подготовке детей к обучению грамоте детей 5-6 лет.

2. Теоретическая часть

Мини-лекция учителя-логопеда (исходя из сказанной информации родителей). Ознакомление родителей с задачами по подготовке детей к грамоте 5-6 лет и краткое их разъяснение:

1. Познакомить детей со словом (учить понимать термин «слово»: все окружающие нас предметы, действия, признаки предметов можно обозначить словом; правильно использовать термин «слово» в речи. Учить произносить слова отчетливо и вслушиваться в их звучание. Познакомить с длинными и короткими словами, учить сравнивать слова по протяженности. Расширять представление о разнообразии слов по звучанию и значению: похожие и разные по звучанию слова, короткие и длинные, многозначные слова, противоположные и одинаковые по значению, слова-названия предметов, действий, признаков.)

2. Деление слова на части. ( Формировать умение делить двух- и трехсложные простые слова на части.Учить определять по количеству частей длинные и короткие слова.Учить подбирать слова с заданной частью.)

3. Формирование понятия «Предложение». ( Учить понимать термин «предложение» (о чём-либо рассказывает, состоит из слов, слова следуют друг за другом), правильно использовать термин «предложение» в речи. Формировать умение составлять предложения из двух, трех, четырех слов: по действию детей, по картине, по «Живой модели», по двум предметам или предметным картинкам, по заданным словам, добавлять или заменять слова в предложении. Учить анализировать и моделировать состав предложения. Познакомить с длинным и коротким предложением.)

4. Знакомство со звуковым строением слова. ( Учить понимать термин «звук», правильно использовать в речи. Формировать умение интонационно выделять звук в слове. Учить находить из заданного речевого материала и самостоятельно подбирать слова с заданным звуком. Учить анализировать односложные слова из трех звуков: выделять и называть первый звук в слове, выделять и называть последний звук в слове, определять последовательность звуков в слове с помощью картины-схемы, полоски-схемы. Формировать понятие «гласный звук»: можно пропеть, громко прокричать, произнесению его во рту ничего не мешает; учить находить в односложном слове гласный звук.

3. Практическая часть

Воспитатель:

Игра в кругу с мячом «Подскажи первый звук». Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука и бросает мяч ребенку, тот называет первый звук в слове и бросает мяч обратно воспитателю (с тол, х леб, з вонок, в рач, с лон, ф лаг, з мея, х вост, с вет, в нук, з везда, к вас, д верь, п лита, с оль, в олк, м ышь, з убы, н ос, ф антик, х алат, спит, хватает, варит, м оет, н осит, х одит). В игре должны принять участие все дети.

Учитель-логопед:

Звуковой анализ «АУ» Логопед предлагает детям поиграть: «Представьте себе, что мы пришли в лес. Часть детей зашли за деревья и не видят остальных. Это заблудились мальчики. Они решили позвать девочек и крикнуть: «АУ!» Мальчики, крикните хором: «Ау!» Девочки услышали товарищей и отвечают им так же: «Ау!»

«АУ!» очень короткое слово, но какое нужное\», - говорит воспитатель, – многих людей, которые заблудились в лесу, из беды выручило».

Логопед произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук: «Аауу». Предлагает детям вслушаться и произнести так же. Спрашивает: «Какой первый звук в слове «аау»? – А. Посмотрите, я нарисую для этого звука домик» (рисует на доске квадрат).

Затем произносит слово с интонационным выделением второго звука: ауу и спрашивает: «Какой второй звук в слове?». Дети отвечают. Пририсовывает к первому квадрату второй. «В слове два звука, и мы нарисовали для них две клеточки. Какой звук живет в первой клеточке? – «Звук А». – Во второй? - «Звук «У».

Логопед объясняет: «Первая клеточка – домик для звука «А», вторая клеточка – домик для звука «У». Если я произнесу звуки друг за другом, плавно (ведет указкой под клеточками), то прочитаю слово «ау». Посмотрите внимательно, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук «А», когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук «У». «Аауу!» (медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй).

Дети вместе с логопедом хором произносят слово «ау» в соответствии с движением указки под схемой. Повторяют 3 – 4 раза. Потом 2 – 3 человека «читают» самостоятельно. Логопед следит, чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее.

Воспитатель:

«Какое слово длиннее». Воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие бывают слова. Похожие и непохожие. И предлагает определить сколько слогов у каждого в имени. (хлопают в ладоши)

Учитель-логопед:

Игра «Живые слова»

Логопед показывает картинку. Спрашивает: «Кто здесь нарисован?» - «Лиса». «Что мы сейчас сказали?» - «Слово «лиса». Дети получают задание составить предложения, в которых рассказывалось бы что-нибудь о лисе, а что делает лиса? Логопед предлагает послушать слова «лиса», «догонять», «заяц» и подружить их, сказать так, чтобы получилось предложение. (Лиса догоняет зайца). Вызывается другая группа детей, повторяется игра «Живые слова»: детям «раздаются» слова, они называют их и дают руку рядом стоящему.

«Какое первое слово? (Лиса). Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы еще не назвали? (Зайца). Сколько слов в предложении? Сейчас слово «лиса» уйдёт. Оставшиеся дети-слова снова назовут себя «догоняет, зайца». Это предложение? Почему? (Нет, непонятно кто догоняет зайца, не хватает слова в предложении, оно становится непонятным)».

Воспитатель:

Игра «Что в мешочке». Воспитатель проговаривает слова, где звуки не дружные, а дети должны их подружить. Первый звук этого слова «Н», второй звук «О», третий звук «Ш». – « Нош». «Первый звук – «Л», второй – «У», третий – «К». – «Лук». «Первый звук – «В», второй – «А», третий – «Т», четвертый – «А». – «Вата ». «Первый звук – «Р», второй – «Ы», третий – «Б», четвертый – «А». – «Рыба».

Учитель-логопед:

Игра «Художник». Дети по очереди становятся художниками, художник описывает кого-то из детей с опорой на мнемотаблицу, а все остальные отгадывают чей это портрет (мальчик-девочка, цвет волос, цвет глаз, какой нос-губы-уши, если дети не догадались добавить описание одежды)

4. Заключительная часть

Рефлексия с родителями. Вопросы для обсуждения:

• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?

• Что нового, интересного узнали для себя?

• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: