МБДОУ «Мыскаменский детский сад», ЯНАО, Ямальский район, с.Мыс Каменный.




Проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

Автор: Строгая Ирина Александровна

МБДОУ «Мыскаменский детский сад», ЯНАО, Ямальский район, с.Мыс Каменный.

Аннотация: На протяжении многих лет в системе отечественного образования подчеркивался приоритет общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. Основной задачей воспитателей в работе с родителями было их педагогическое просвещение. После принятия «Концепции дошкольного воспитания» (1989), в которой отмечается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей», возникла необходимость создания условий для взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе сотрудничества.

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

В соответствии с этим подлежит изменению позиция ДОУ в работе с семьей.

Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.

Однако на данное взаимодействие оказывает влияние такой фактор как несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого образовательного пространства.

Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Ребенок – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Решение проблемы рассогласования запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей приведут к значительному повышению эффективности их взаимодействия. Ведь сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Статья: Несмотря на хорошо известный и многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка, разногласия и конфликты между педагогами ДОУ и родителями возникают довольно часто. Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на современном этапе стоит достаточно остро. Это объясняется, прежде всего, крупными социально- экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. Как отмечают В.В. Анисимов, Л.А. Карпенко, А.В. Гуревич, изменения в системе образования затрагивают в основном содержание программ, интенсификацию учебного процесса, но не систему межличностных отношений. Реформаторские гуманистические идеи остаются на уровне деклараций, авторитарно-бюрократический стиль изжить не удается. В таких условиях растет недоверие воспитательных институтов, критика в адрес друг друга неизбежно ведет к возникновению конфликтных ситуаций в системе «педагог – родитель», а страдает наиболее уязвимое звено – ребенок. Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации [1].

Как показывают данные научных и эмпирических исследований, современному педагогу для решения проблем во взаимоотношениях с семьей недостает психологической и коммуникативной культуры.

Психологическая неграмотность педагогических работников значительно повышает риск развития конфликтной ситуации в дошкольном образовательном учреждении. Но и личность родителя, ввиду особой важности семьи в воспитании и развитии ребенка имеет не меньшее значение. Практика работы в ДОУ постоянно выявляет низкую психологическую культуру взрослых (родителей и педагогов), некомпетентность в общении, как с детьми, так и друг с другом. Многие ученые-психологи отмечают, что именно ошибки в общении являлись причиной многих конфликтов педагогов и родителей. Неумение взрослых точно сформулировать свою просьбу или пожелание, непонимание эмоционального состояния оппонента приводит к разгоранию конфликта.

Анализ конфликтных ситуаций педагогов и родителей из практики работы дошкольных образовательных учреждений выявил следующие важные особенности общения педагогов и родителей. Воспитателям хочется, чтобы родители [2]:

- уважали мнение воспитателя, присушивались к его рекомендациям;

- проявляли интерес к жизни ребенка в дошкольном учреждении, оказывали помощь в организации досуга, участвовали в уборке помещений и территории;

- больше занимались с детьми дома;

- разбирались в психологии педагогике детей дошкольного возраста, не забывали, что первичным институтом в воспитании детей является семья;

- соблюдали режим работы детского сада (не приводили детей с опозданием, вовремя забирали, больных оставляли дома);

- были внимательны к воспитателю и благодарны за его нелегкий труд, не предъявляли к нему невыполнимых требований и критичных высказываний.

Авторитарный, высокомерный, не желающий присушиваться к чужому мнению родитель, подавляющий своего ребенка, признавался всеми воспитателями самым тяжелым для общения и установления контакта, так как старался подавить и воспитателя.

Педагоги ДОУ определили следующие причины непонимания между ними и родителями [3]:

1. Родители идеализируют своего ребенка, неправильно оценивают его уровень развития, не хотят видеть недостатков, поэтому болезненно реагируют на критическую информацию о ребенке.

2. Считают своего ребенка всегда правым, а других детей виноватыми и обидчиками.

3. Родители бывают равнодушны к своим детям, не хотят заниматься ими, общаться, поэтому перекладывают всю ответственность за воспитание и обучение на образовательное учреждение.

4. Низкий культурный уровень, как педагогов, так и родителей.

5. Родители не видят в воспитателях профессионалов и не считают, что в детском саду воспитатель проводит серьезную работу по развитию их детей.

6. Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности.

Не смотря на то, что педагоги детского сада осознавали наличие проблем при взаимодействии с родителями, они не предлагали четких мер по выходу из кризиса, ожидая помощи от старшего воспитателя, педагога- психолога, руководителя.

В то же время они показывали тревогу по поводу того, что им не удается найти контакт с родителями, достигнуть взаимопонимания, привлечь родителей к организации жизни детского сада [1].

С точки зрения родителей, взаимопониманию мешает тот факт, что педагоги видят ребенка с одной стороны, по-иному, чем родитель. Родителям бывает трудно объяснить воспитателю, что их ребенок дома бывает другим, имеет иные возможности. Родители признают, что:

- идеализируют своих детей, им трудно признать, что в детском саду он ведет себя по-другому, не так, как им бы хотелось;

- существует отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на воспитание ребенка (мама хотела бы сотрудничать, но папа останавливает ее и наоборот);

- имеет место потеря мужской роли в воспитании детей (утрата специфических форм и методов мужского воспитания в семье).

Родители также обижаются, когда видят невнимание к детям со стороны воспитателя.

Практика работы показывает, что проблема состоит еще и в закрытости системы работы дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели сами не желают проникновения родителей на «свою территорию». Они хотят получать только ту помощь, о которой сами просят, инициатива родителей не

приветствуется. Причина тому – страх педагогов показаться некомпетентными, уронить свой авторитет или обнажить перед родителями несовершенные моменты организационной работы учреждения [3].

Серьезной преградой в развитии отношений диалога выступает рационализм общения. Он проявляется в чрезмерном обращении воспитателя к чувству родительского долга, его рассудку в ущерб прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. Этот стиль общения «оживает» всякий раз, когда педагог погружается в роли «информатора», «учителя», «наставника», «критика» и т.п. Педагоги привыкли к тому, что родители традиционно выступают в роли «младших», им назидательно даются рекомендации и делаются замечания, а не наоборот.

Те педагоги, которые предпочитают оставаться в границах жесткой роли, «привыкают» ощущать себя несвободными и не дают свободы другому, беря на себя функции контролировать, направлять, ограничивать, оценивать, навязывать.

Особо следует отметить, что сами родители, указывая пути сотрудничества, важнейшим условием повышения доверия называли степень открытости дошкольного образовательного учреждения, возможность прийти туда в любой момент [2].

Родители ожидают, что их детей в детском саду:

- будут развивать;

- не будут унижать и кричать;

- дадут то, что нельзя дать дома: общение в социуме, участие в праздниках;

- учтут индивидуальные особенности ребенка;

- обеспечат безопасность:

- не предъявят абсурдных запретов.

Родители ждут от педагогов деликатного общения, без позиции «взгляда сверху вниз».

В целом анализ конфликтных ситуаций показал, что существует много сфер непонимания между педагогами и родителями. Часто родители и педагоги неправильно интерпретируют поведение друг друга. Например, воспитатели объясняют поздний приход за ребенком в детский сад нелюбовью к ребенку, а родители обижаются на то, что воспитатели хотят избавиться от детей до окончания официального рабочего дня. Воспитатели ждут от родителей занятий с детьми дома, а родители этого не знают [4].

Родители вменяют в обязанность воспитателям подготовку детей к школе (обучение чтению, письму, приобретение конкретных знаний, умений, навыков), в то время как воспитатели озабочены социализацией детей через игровую деятельность, развитием у них психических процессов и формированием личностных качеств. Предъявление требований родителей по обучению грамоте в детском саду были восприняты воспитателями как непонимание специфики обучения и воспитания дошкольника.

Таким образом, непонимание между педагогами и родителями носит затяжной характер. Как отмечает в своих трудах Л.А. Карпенко достижение взаимопонимания сопряжено с принятием всеми участниками педагогического процесса общей и понятной им цели. Работники образования должны признать необходимость открытости системы, гласности, при которых происходит взаимообмен мнениями снизу-вверх и наоборот, серьезное отношение к индивидуальности участников педагогического процесса.

На сегодняшний день интересы ребенка во многих аспектах выпадают из поля зрения родителей и педагогов. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательствами собственной правоты и компетентности друг перед другом. Педагоги и родители тратят больше времени на выстраивание психологической защиты, а не на поиск конструктивного сотрудничества.

Работа педагога требует больших личностных усилий, постоянного получения новых знаний, творческого поиска. К.Д. Ушинский называл процесс воспитания искусством. Чем меньше человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем ему этот процесс кажется более легким. Поэтому основной акцент при взаимодействии педагогов и родителей необходимо делать на создание условий для работы педагога, повышение его личностного и образовательного уровня. Создание условий для творческого самораскрытия педагогов и родителей во взаимодействии друг с другом и детьми, позволит сделать образовательное учреждение более открытой системой и поможет повысить понимание ценности личности ребенка [5].

 

Библиография:

1. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 2013. Вып. 1.

2. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2011.

3. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 2007.

4. Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург, 2013.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2014.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: