Как нужно повторять учебный материал и чемодан радистки Кэт




Хочешь иметь внимание как у сапера, память как у разведчика, воображение как у писателя?

Почему то все уверены, что у всех разведчиков выдающаяся память. Это я ни доказать, ни опровергнуть не могу, но соглашусь с тем, что от разведчика с «дырявой» памятью толку будет мало, да и вообще он будет обречен на провал.

В 70-е годы благодаря Юлиану Семенову в общественном сознании советского человека появился Штирлиц - интеллигентный «симпатишный» шпион – интеллектуал. Кроме массы анекдотов его появление породило в сердцах многих молодых людей горячее желание служить стране на самых опасных её «фронтах».

 

Макс Отто фон Штирлиц, он же Бользен, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров не просто человек с железными нервами (или такой у которого вовсе нервов нет), не просто интеллектуал (а умных людей не мало), это игрок, это комбинатор который всю мощь своего интеллекта направил на одну цель – победу над фашизмом.

Но, таланты Штирлица как игрока, как комбинатора, как стратагемщика мы обсудим как-нибудь в следующий раз, а сейчас немного поговорим о памяти. (Как Вы помните, у всех разведчиков она выдающаяся!)

Продолжим обсуждение данного вопроса с прочтения отрывка из источника - «Мгновений…»:

Штирлиц какое-то мгновение прикидывал: зайти в кабинет к штурмбанфюреру сразу же или попозже. Все в нем напряглось, он коротко стукнул в дверь кабинета и, не дожидаясь ответа, вошел к Рольфу.

- Ты что, готовишься к эвакуации? - спросил он со смехом. Он не готовил эту фразу, она родилась в голове сама и, видимо, в данной ситуации была точной.

- Нет, - ответил Рольф, - это передатчик.

- Коллекционируешь? А где хозяин?

- Хозяйка. По-моему, хозяину каюк. А хозяйка с новорожденным лежит в изоляторе госпиталя "Шарите".

- С новорожденным?

- Да. И голова у стервы помята.

- Худо. Как ее допрашивать в таком состоянии?

- По-моему, именно в таком состоянии и допрашивать. А то мы канителимся, канителимся, ждем чего-то. Главное, наш болван из отделения показал ей фото чемоданов - вкупе с этим. Спрашивал, не видит ли она здесь своих вещей. Слава богу, сбежать она не может: у нее там ребенок, а в детское отделение никого не пускают. Я не думаю, чтобы она ушла, бросив ребенка... В общем-то, черт его знает. Я решил сегодня привезти ее сюда…

….Штирлиц усмехнулся и сказал, направляясь к двери:

- Бери ее поскорей. Хотя... Может получиться красивая игра, если она начнет искать контакты. Думаешь, ее сейчас не разыскивают по всем больницам их люди?

- Эту версию мы до конца не отрабатывали...

- Дарю... Не поздно этим заняться сегодня. Будь здоров, и желаю удачи. - Около двери Штирлиц обернулся: - Это интересное дело. Главное здесь - не переторопить. И советую: не докладывай большому начальству - они тебя заставят гнать работу.

Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя по лбу и засмеялся:

- Я стал склеротическим идиотом... Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора. Теперь, думал Штирлиц, если Рольфа спросят, кто к нему заходил и зачем, он наверняка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное. Рольф снабжал половину управления снотворным, - его дядя был аптекарь.

 

Итак, Штирлиц знал, что запоминается конец любого разговора. Отсюда я вправе сделать вывод, что штандартенфюрер СС был знаком с работами немецкого психолога Германа Эббингауза.

 

Информация к размышлению… Герман Эббингауз (1850 — 1909) — немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания. Основной труд — монография «О памяти». Автор «кривой забывания», «фактора края» и т.д..

Итак, о чем мог узнать Штирлиц из работ Г.Эббингауза.

Первое: фактор края.

Г. Эббингауз установил, что при запоминании большого объема информации лучше всего запоминается начало и конец любого куска информации. Этот феномен и получил наименование фактор края («эффект края»).

В ораторском искусстве существует такое правило:

«Сначала расскажи то, что ты собираешься рассказать, потом расскажи, что ты собственно собирался рассказать, и в конце расскажи, о том, что ты сейчас рассказал».

Это правило помогает оратору сделать так, чтобы самая важная информация не потерялась в предлагаемом объеме идей, фактов, статистики. А будучи повторенной в начале и в конце имела больше шансов быть усвоенной слушателями.

А еще, как мы уже говорили выше, Эбингаузу принадлежит открытие «кривой забывания». На основе этой закономерности разрабатываются правила повторения.

 

Повторение крайне необходимо для того, что нужный нам материал усваивался. С другой стороны это занятие иногда утомляет.

Несколько замечаний по этому поводу. Когда мы что-то собираемся «повторить» важно чтобы мы не бросались заново читать, прослушивать или просматривать, а намного полезнее как-либо воспроизвести тот материал, который мы хотим запомнить. Воспроизвести можно по-разному: пересказать, «просмотреть как мультфильм» в своем воображении, нарисовать. Главное здесь следующее: информацию нет смысла многократно воспринимать, а намного важнее воспроизводить, доставать «из себя».

А воспроизводить можно не только имея поблизости источник информации. Следовательно, повторять мы можем, стоя в очереди, сидя транспорте, совершая прогулку в одиночестве. То есть, не отводя на это время специально.

Итак, повторять можно разными способами и эти способы можно комбинировать. Иногда пересказывая соседу, иногда пытаясь нарисовать схему, иногда рассказывая с конца, иногда составляя пересказ в котором Вы запретите себе использовать какие-либо слова (например, используя только существительные) и т.д. И в этом деле чтобы уйти от рутины можно найти творческие подходы.

Как часто нужно повторять? Учитывая закономерность отраженную в кривой забывания, рассмотрим вариант, когда мы решили за 10 дней выучить 10 билетов, и планируем свою работу с учетом кривой забывания.

Можно предложить такой график:

 

День День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7 День 8 День 9 День 10
Учим билет №                    
Повторяем билет №   1, 2 2, 3 1, 3, 4 2, 4, 5 3,5, 6 4,6, 7 5,7, 8 6, 8, 9 7, 10

 

Подобный график не аксиома, не закон. Вообще нужно понимать, что подобные правила не могут учесть все варианты. Ведь изучаемый материал варьируется по сложности, важности, объему и т.д. Главное понять принцип: что раз забывание идет в гиперболической зависимости, то и повторение нужно делать также, т.е промежутки между повторениями должны возрастать в 3-4 раза. Повторил через сутки, устраивает качество запоминания, не возвращайся к этому материалу 3-4 дня. Повторять чаще -бесполезная трата времени. Повторять реже – возможно придется учить этот материал по-новому.

 

А такие как Штирлиц… Просто в условиях реальной опасности у мужественных людей их мышление, память, воображение работают особенно четко, цепко, виртуозно. А их образование и склонность к анализу позволяют находить оптимальные методы развития своих интеллектуальных способностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: