Лекция 7. Технология подготовки и проведения семинарских и практических занятий




План.
1.Особенности семинара, как формы проведения учебного занятия:
понятие «семинар», цели проведения;
основные функции проведения семинара;
типы семинаров;
этапы подготовки к семинарскому занятию;
показатели эффективности проведения семинара.
2.Особенности проведения практических занятий.

 

Литература:
1. Жиляев, А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий // Инновации в образовании. - 2004. - №3. – С. 139 – 152.
2. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
4. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
5. Таброско, Т.Н. Технологии профессионального образования: краткий курс лекций / Т.Н. Таброско. – Томск: Издательство ТГПУ, 2007. – 108 с.

1.Особенности семинара, как формы проведения учебного занятия. Семинар – форма организации учебного процесса, состоящая в самостоятельном изучении обучающимися по заданию руководителя отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде реферата или доклада; это форма обучения студентов, имеющая цель углубить и систематизировать изучение наиболее важных и типичных для будущей профессиональной деятельности обучающихся тем и разделов учебной дисциплины.
Б.Ц. Бадмаев [2] выделяет следующие цели проведения семинара: 1) углубить и закрепить знания студентов, полученные ими на лекции и в процессе самостоятельной работы; 2) проверить качество знаний; 3) помочь разобраться в наиболее сложных вопросах; 4) выработать умение правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности.
Кроме отмеченных, следует выделить и такие цели, как: обучение правильному формулированию и изложению собственных выводов из изученного материала; обучение корректному ведению дискуссии, умению выслушивать мнения оппонентов и др.
В качестве основных функций семинара выступают следующие:
-учебно–познавательная: закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы;
-обучающая: семинар – это школа публичного выступления, способствует развитию навыков отбора и обобщения информации;
-побудительная: побуждение к более активной и целеустремленной работе;
-воспитывающая: формирование мировоззрения, убеждений, воспитание самостоятельности, смелости научного поиска, состязательности, норм корректного обсуждения проблем;
-контролирующая: контроль уровня знаний и качества самостоятельной работы.
Различают три типа семинаров:
-семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного тематического курса;
-семинар, предназначенный для основательной проработки определенных тем курса;
-семинар исследовательского типа по отдельным проблемам науки.
В любом типе семинара выделяют такие черты:
самостоятельный поиск студентами решения учебной проблемы во время подготовки;
возможность относительно самостоятельного изучения вопроса, индивидуализация изучения вопросов и проблем;
направляющая и корректирующая помощь педагога при подготовке студента к семинару.
Подготовка к семинарскому занятию включает в себя несколько этапов:
1. Теоретический этап. На данном этапе осуществляется знакомство с рекомендуемой литературой, оформленной в виде конспектов, рефератов, докладов.
2. Теоретико–практический этап помогает обогатить теоретические знания фактическим материалом. Студенты фиксируют результаты практических заданий к семинарским занятиям в виде диаграмм, таблиц, аннотаций и т.д.
3. Презентационный этап позволяет студентам продумать тактику выступления перед аудиторией.
4. Аналитический этап. Студенты анализируют выступления, подводят итоги работы.
Б.Ц. Бадмаев предлагает следующие показатели эффективности семинарского занятия (в порядке убывания их относительной значимости):
-сосредоточение внимания только на узловых проблемах без стремления охватить все вопросы дела;
-требование излагать свое понимание закономерностей изучаемых явлений, доказательности рассуждений;
-создание на семинаре психологической атмосферы свободного высказывания студентами собственных мыслей без боязни ошибиться;
-побуждение обучающихся к применению теории для анализа жизненных фактов;
-подготовка на семинаре вопросов, требующих творческого мышления;
-активное участие преподавателя в теоретическом споре участников семинара, умение сталкивать различные точки зрения;
-активное формирование умения отстаивать свою точку зрения и переубеждать.
Семинару предшествует проведение консультации учебной группы о порядке изучения предмета, об особенностях самостоятельной работы при подготовке к конкретным занятиям. На консультациях до студентов доводятся требования к содержанию выступлений на семинаре.
Во вступительном слове и после ответов на вопросы преподаватель создает предварительно установки на внимательную работу, глубокий анализ поставленных проблем, содержательные, четкие и свободные, логические выступления. Преподаватель нацеливает группу на углубленный творческий коллективный труд, внимательное слушание товарищей, на понимание важности конкретной дискуссии, тактичных взаимных уточнений, вопросов. Если на семинаре предполагается доклад, преподаватель заранее может назначить оппонента, которому предлагает продумать свои вопросы докладчику с последующей оценкой качества выступления. В процессе семинара преподавателю следует постоянно направлять и контролировать ход семинара, внимательно слушать выступающих, оценивать уточнения и дополнения с мест.
Эффективность семинара может быть повышена путем создания проблемных ситуаций, которые способствуют усилению познавательной активности студентов, появлению у них стремления найти недостающую информацию для ответа на поставленный вопрос, умело применять полученные знания на практике, опровергать встречающиеся заблуждения и т.д.
Многообразны и порой неожиданны ситуации семинара. В каждом случае преподаватель обязан чутко уловить их, быстро осмыслить все происходящее, внутренне подготовиться и принять правильное решение (выступить в подходящий момент, бросить реплику, задать вопрос и т.д.).
При ведении дискуссии руководящая роль преподавателя еще более возрастает. Не следует допускать лишнего вмешательства, но и не допускать самотека, предоставлять слово конкретному студенту с учетом его темперамента и характера, призывать к логичной аргументации по существу вопросов, поддерживать творческие поиски истины, выдержку, такт, взаимоуважение, не сразу обнаруживать свое отношение к содержанию дискуссии и т.д.
Заключительной слово преподаватель посвящает тщательному разбору семинара: насколько он достиг поставленных целей, каков был теоретический и практический уровень докладов, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Не нужно перегружать заключение дополнительными научными данными, их лучше приводить по ходу семинара. Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные оценочные суждения (положительные и отрицательные) о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее.
Семинар в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширяется диапазон теоретической подготовки, привлекается новая литература, увеличивается объем организаторской работы (особенно во время проведения семинара), возрастает роль индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических проблем.

2. Особенности проведения практических занятий.
Практические занятия направлены на выработку у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. практические занятия отличаются от семинаров ярко выраженной практической направленность деятельности обучающихся. В результате проведения практических занятий у студентов формируются умения применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Основу практических занятий составляет система мини–заданий: задания–наблюдения, задания учебно–тренировочного характера, задания творческого характера, задания на рефлексию личностно–профессиональных качеств.
Задания–наблюдения помогают развить у студентов педагогическое мышление, обогащают их педагогический опыт. Например, студенты просматривают видеофрагмент проведения занятия В ДОУ, анализируют его, затем методом микропреподавания предлагают альтернативный вариант действий.
Задания творческого характера позволяют студентам смоделировать образ собственного профессионального «Я», представить вариант конспекта занятия, защитить свой проект педагогической концепции и т.д.
Задания учебно–тренировочного характера предполагают упражнение студентов в разработке учебно–программной документации педколледжа, профессиограмм воспитателей ДОУ, составление календарно–тематических и поурочных планов и т.д.
Задания на рефлексию личностно–профессиональных качеств студентов. Формируют у будущих преподавателей умения анализировать свои индивидуально–психологические особенности, корректировать свою учебно–профессиональную деятельность и управлять ею. Основу этих заданий составляют разнообразные тесты, опросники, анкеты, которые, в свою очередь, знакомят студентов с основами педагогической диагностики.
Содержанием практического занятия могут стать задачи аналитического характера: анализ педагогических ситуаций, решение ситуационных задач и т.д. Практические занятия можно проводить по принципу минизаданий, где предложенные студентам задания могут быть ориентированы:
-на уровень узнавания, т.е. на выбор из нескольких понятий нужного;
-на уровень репродукции, т.е. на воспроизведение полученных знаний, умений и навыков;
-на вариативно–воспроизводящий уровень (операционный), т.е. на осуществление простейших операций по готовым образцам;
-на аналитико–синтетический уровень, т.е. на умение обобщать, дифференцировать знания, умения, навыки, связывать старое с новым;
-на творческий уровень, т.е. на перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию.
С позиции познавательной деятельности студентов в практическом занятии можно выделить три вида заданий:
1) задания, стимулирующие и активизирующие мотивацию профессиональной деятельности;
2) технологические задания с определенным алгоритмом действия (провести, выписать и т.п.);
3) задания с преобладанием интеллектуальной деятельности (сравнить, придумать, составить и т.д.);
Практическое занятие можно провести в форме деловой игры. Выбор материала для практического занятия определяется содержанием конкретной темы, возрастными, индивидуальными особенностями обучающихся, методикой учебного занятия, которой придерживается педагог, его интересами.
Таким образом, семинар как форма проведения учебного занятия, нацелен на углубление и закрепление знаний студентов, формирование умений применять эти знания в реальной практике, воспитание научного мировоззрения и активной жизненной позиции обучающихся, поддержание и развитие их познавательных интересов. Основное назначение практического занятия – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка студентов к профессиональной деятельности преподавателя педагогического колледжа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: