Актуальность темы выпускной квалификационной работы.




Аннотация к выпускной квалификационной работе,

Выполненной студентом 5 курса заочной формы обучения,

Семеновым Егором Сергеевичем

Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», профиль государственная и муниципальнаяслужба

На тему «Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения»

Актуальность темы выпускной квалификационной работы.

В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации происходят серьезные преобразования. Они связаны с повышением качества медицинских услуг, реализацией государственных гарантий прав граждан на получение бесплатных медицинских услуг, переходом системы здравоохранения на одноканальную модель финансирования, реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Эти серьезные концептуальные преобразования привели к необходимости пересмотра подходов к государственному регулированию рынка медицинских услуг, ориентируясь на самые прогрессивные модели управления общественным здравоохранением.

Главным ориентиром изменения системы государственного регулирования здравоохранения остается сохранение здоровья российского народа.

В настоящее время система здравоохранения Российской Федерации регулируется с помощью двух механизмов – государством, посредством нормативно-правовых и экономических механизмов и посредством рыночного саморегулирования. При этом государственное регулирование отрасли, сложившееся в советский период, продолжает оставаться малосистемным, не учитывает современного рынка негосударственных медицинских услуг.

Остаются малоэффективными способы государственного регулирования негосударственного сектора здравоохранения, который составляет уже серьезную конкуренцию муниципальным и государственным организациям. Продолжают превалировать ограничительные меры, административные барьеры, уменьшение участие фондов обязательного медицинского страхования в финансировании негосударственного сектора.

Вместе с тем сложившийся опыт государственного регулирования общественного здравоохранения можно считать достаточно эффективным.

На основании этого можно сделать вывод о важности проблемы поиска механизмов эффективного государственного регулирования деятельности как государственных и муниципальных систем здравоохранения, так и негосударственного сектора здравоохранения, учета необходимости сочетания государственного регулирования и саморегулирования рынка медицинских услуг.

Вопросам государственного регулирования рынка медицинских услуг посвящены труды отечественных ученых H.A. Адамова, Ю.И. Григорьева, Н.Б. Грищенко, P.M. Зельковича, A.JI. Линденбратена, H.H. Семенова, В.И. Шевского, И.М. Шеймана, C.B. Шишкина и др.

Вместе с тем, остаются сложными и не до конца исследованными вопросы создания современных подходов к вопросу государственного регулирования этого важного социального сектора в условиях проходящей административной реформы.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования – «Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения», а также позволило сформулировать цель, задачи исследования.

Цель данного исследования – поиск эффективных механизмов государственного регулирования услуг здравоохранения, направленных на модернизацию системы здравоохранения, развитие медицинских организаций, повышение доступности и качества медицинских услуг для населения.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования нами определены задачи:

- провести анализ системы государственного регулирования здравоохранения;

- изучить основные направления деятельности отрасли здравоохранение в Краснодарском крае и пути ее модернизации;

- рассмотреть возможности использования индикативной оценки эффективности деятельности организаций здравоохранения и независимой оценки качества медицинских услуг для повышения эффективности государственного регулирования здравоохранения.

Объектом исследования является система здравоохранения Краснодарского края.

Предмет исследования – формы государственного регулирования медицинских услуг на уровне субъекта РФ, обеспечивающие повышение качества управление медицинскими организациями.

Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых по теории управления, теории государственного регулирования в экономике, теории экономического анализа и др.

Методологической основой исследования являются анализ нормативно-правовой базы, системно-структурный метод использован для анализа финансирования отрасли, методы экономического и статистического анализа позволил определить тенденции развития системы здравоохранения, оценить ее состояние и прогнозировать пути развития.

В ходе исследования изучалась нормативно-правовая база по вопросам организации здравоохранения в Российской Федерации.

Информационной базой работы послужили статистические данные министерства здравоохранения Краснодарского края, нормативно-правовые акты РФ, официальные статистические данные Министерства здравоохранения РФ.

Научная новизна выпускной квалификационной работы. Разработаны подходы государственного регулирования рынка медицинских услуг посредством индикативного управления, базирующегося на принципах «управления по результатам», и независимой оценки качества предоставляемых услуг государственным и негосударственным секторами здравоохранения.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации методов государственного регулирования в сфере здравоохранения на уровне субъекта Федерации, практическое применение которого позволит сохранить доступность медицинских услуг, повысить качество реализации программы государственных гарантий предоставления гражданам медицинских услуг.

Практическая значимость работы состоит в возможности внедрения способов индикативного управления организациями здравоохранения на всех уровнях бюджетной системы, а также в использовании независимой системы оценки качества предоставления медицинских услуг как в государственных, так и частных медицинских организациях.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы

В процессе выполнения исследования получены следующие основные результаты:

1. Изучены вопросы государственного регулирования сферы здравоохранения. Было выявлено, что основными направлениями государственного регулирования системы здравоохранения и вмешательства в деятельность медицинских организаций являются:

- установление правовых оснований для начала медицинской деятельности, разрешения хозяйствующим субъектам на организацию предоставления медицинских услуг, правил функционирования на медицинском рынке и выхода с него;

- нормативно-правовое и административное обеспечение соблюдения требований к качеству товаров, работ и услуг посредством государственного лицензирования, стандартизации, процедуры сертификации всех субъектов медицинской деятельности и аттестации специалистов отрасли здравоохранение;

- государственное регулирование цен на отдельные товары, работы и услуги; утверждение форм статистической и иной отчетности;

- контроль за внедрением новых технологий, медицинских процедур;

- создание, финансирование и наделение имуществом государственных и муниципальных лечебно-профилактических организаций, аптечных, научных и образовательных учреждений;

- финансирование из федерального и региональных бюджетов отдельных видов медицинской деятельности, государственных программ развития отрасли;

- разработка и утверждение стандартов качества медицинских услуг по отдельным направлениям, осуществление контроля за их соблюдением;

- разработка, принятие и контроль соблюдения санитарных норм и правил.

2. Рассмотрена система управления здравоохранением. В связи с проведением административной реформы в Российской Федерации и принятием Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления изменилась система и механизмы управления здравоохранением.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям даны широкие полномочия в данной сфере, серьезно повышена их роль и значимость в решении вопросов охраны здоровья граждан и предоставления им качественной медицинской помощи. За каждым из уровней власти и управления закреплены нормативно-правовыми актами предметы ведения, полномочия, установлена мера ответственности.

Управленческие функции в системе здравоохранения осуществляются органами власти по следующим направлениям:

- медицинская помощь;

- лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан;

- санитарно-эпидемиологический надзор;

- координация деятельности всех государственных и муниципальных органов, негосударственных организаций и учреждений, физических лиц по вопросам охраны здоровья граждан.

3. Проанализирована нормативно-правовая база системы здравоохранения.

Анализ общего и ведомственного федерального и регионального законодательства позволил сделать вывод о том, что законодательными органами федерального и регионального уровней проведена правовая регламентации вопросов управления здравоохранением как важнейшей социальной отраслью, так и вопросов соблюдения прав граждан на получение медицинской помощи. Создана нормативно-правовая база по вопросам охраны здоровья граждан. Продолжается работа по законодательному определению ряда понятий, разрешению споров относительно методов финансирования отрасли с учетом деятельности Фонда обязательного медицинского страхования.

Сердцевиной правоотношений в здравоохранении являются складывающиеся правоотношения в системе «медицинский работник - пациент» по поводу особого блага - жизни и здоровья, и связанного с ним право на получение доступной и качественной медицинской помощи.

4. Проведен анализ результативности деятельности здравоохранения Краснодарского края.

Здоровье жителей Краснодарского края как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства как Кубани, так и России в целом.

Основной целевой установкой государственной политики является создание необходимых условий для сохранения здоровья жителей Краснодарского края. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Управление здравоохранением края, как отраслью, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти – министерством здравоохранения края.

Основными задачами государственного управления здравоохранением края являются:

– увеличение продолжительности активной жизни населения Краснодарского края за счет формирования здорового образа жизни, профилактики и раннего выявления заболеваний;

– совершенствование системы оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

– повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;

– улучшение состояния здоровья детей и матерей;

– развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

– совершенствование кадрового обеспечения системы здравоохранения Краснодарского края;

– совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;

– повышение эффективности управления качеством медицинской помощи и охраны здоровья населения Краснодарского края.

В крае одним из приоритетных направлений здравоохранения является развитие профилактической медицины, особенно в сельских отдаленных территориях.

Выявлены проблемы системы здравоохранения региона:

– снизились качество и доступность медицинской помощи населению;

– сохраняется недостаточное финансирование медицинских организаций, при этом низка эффективность использования этих ресурсов;

– Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи не выполняется в большинстве территорий;

– остается проблема равнодоступности медицинской помощи жителям разных городов и районов края, особенно сельского населения;

– остается слабой материально-техническая база медицинских организаций.

Таким образом, комплекс проблем отрасли здравоохранения, требует к себе самого пристального внимания и поиска эффективных способов их решения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: