The Post-scriptural Шиваитские Традиции Кашмира с Девятого Века




Atimarga и Mantramarga

Учение Шивы (sivasasana) подразделяет шиваитов на два больших направления, или течения (strotas). Их называют Внешний Путь (Atimarga) и Путь Мантр (Mantramarga). Первый доступен только аскетам, а второй открыт и для аскетов, и для семьянинов (grhastha). Различие наблюдается в целях. В Atimarga вступают только с целью спасения, а Mantramarga сулит и это, и, для желающих, получение сверхестественных сил (siddhis) и опыт сверхъестественных удовольствий в мирах, которые они сами выбирают (bhoga). Шиваизм Atimarga иногда называют скорее Рудра, а не Шива. Это потому, что он связан с Шивой в своей архаичной, ведической форме под названием Рудра («ужасный»), божество диких и изменчивых сил за пределами жертвы srauta). В нём есть два направления, Pasupata и Lakula.

Направление Atimarga Pasupata

Соблюдение аскезы (vrata)- путь к спасению в этой системе - Pasupata. Оно называется так, потому что его распространение приписывается Rudra как Pas'upati. Последователи традиции (Pasupatas) считают, что Pas'upati появился на Земле в облике Lakulisa, входя в тело брахмана на погребальном костре и оживляя его. Таким образом воплощённый, он передал основные тексты культа, Pasupata Aphorisms (Pasupatasutras). Наш основной источник деталей традиции- комментарии Kaundinya к этому тексту. На основании немногочисленных свидетельств предположили, что этот комментатор относится к четвёртому веку. Сам культ Pasupata, по крайней мере, та форма, которая происходит от Lakulisa, по меньшей мере, на два столетия старше.

Служение Pasupata (pasupata-vrata) было доступно только для брахманов-мужчин, прошедших ортодоксальный обряд инвеституры (upanayana), который предоставлял доступк его Веде и статус полноценного члена сообщества. Жизненный этап (asrama), когда брахман становился Pasupata, не имел значения. Он мог быть учеником, давшим обет безбрачия (brahmacarin), семьянином (grhastha), отшельником, живущим в дикой местности (vanaprastha), или странствующим монахом (bhiksu). Выходя за рамки этой ортодоксальной классификации, он переходил на «пятый жизненный этап», «Завершённого»(Perfected) (siddha-ds'rama).

Конечной целью Pasupatas был конец страданий (duhkhanta). Помимо прямого значения, под этим понималось обретение качеств Рудры: безграничное знание, безграничная сила и так далее, в момент смерти. Это было состояние полного освобождения и достигалось через


Шиваизм и Тантрические традиции

Четыре этапа дисциплины. На первом этапе аскет жил у храма Шивы. Его тело должно было быть испачкано сажей, он должен был славить божество храма танцами и ритуальными песнями, неистовым смехом (attahasa), звуками, издаваемыми ртом (huddukkara), и безмолвной медитацией над 5 мантрами of Yajurveda, 5 brahma-mantras, которые со временем будут персонифицированы в 5 лиц Шивы.

На втором этапе он покидал храм. Отбросив все внешние признаки соблюдения практик, он выходил в люди, притворяясь калекой, душевнобольным и т. п. Прохожие, не догадываясь, что все это – ненастоящее, плохо говорили о нём. Но таким способом Pasupata устраивал обмен, в котором его изъяны переходили к хулителям, а их достоинства – к нему. Действуя таким образом, он просто использовал ортодоксальный принцип нетрадиционным способом. Он использовал ритуальный статус того, кто прошёл обряд посвящения (diksa), чтобы начать служение (vrata); в то время какв системе srauta человек, совершающий служение (vrata) после посвящения (diksa) жертвы Soma был просто опасен для тех, кто мог хулить его.

Очищенный через обмен кармой Pasupata переходил на третий этап – в дикую пещеру или заброшенное здание, чтобы практиковать медитацию, постоянно повторяя 5 мантр. Когда он таким образом достиг глубокого осознания Рудры, и ему больше не требовалась поддержка мантр, он покидал место уединения и переходил на шмашан и ждал смерти. В то время как раньше Pasupata просили милостыню, теперь он жил только тем, что мог найти сам. Этот четвёртый этап заканчивался вместе с его жизнью. Вступая в стадию завершения (nistha), покидая своё тело и избавляясь от последних следов страдания, он, по поверьям, переживал переход к нему свойств Рудры. Причина этого окончательного освобождения была связана не с его действиями, а с волей самого Рудры.

Направление Atimarga Lakula

Второе направление Atimarga, Lakula, развилась из оригинальной традиции Pasupata. Она признавала авторитет Pasupata Aphorisms и поддерживала как мантры, так и основные практики этой традиции. Однако её особая дисциплина требовала более радикальный выход за рамки Ведических ценностей. После посвещения (diksa) аскет должен странствовать, нести с собой посох с насаженным черепом (khatvariga) и чашу для милостыни в форме человеческого черепа. Его волосы должны быть спутаны или полностью сбриты. Он должен носить священный шнур (upavita) [эмблема ортодоксальной инвеституры (upanayana)], сделанную из кожи змеи, и украшать себя ожерельем из человеческих костей. Он может не носить ничего, кроме набедренной повязки. Он должен испачкать себя сажей и нанести на тело орнамент своего Бога. Зная, что все эти вещи являются неотъемлемой частью Рудры, он должен твёрдо придерживаться


Шиваизм и Тантрические традиции

ритуала, как почитатель Рудры. Он может есть и пить что угодно. Ему ничего не запрещено. Потому что он углубился в восприятие Рудры, зная, что никакое другое божество его не спасёт.

Nifvasatattvasatl]hita (MS), eh. 4.

Здесь аскеза рассматривает более радикальную сторону природы Рудры, как отвергнутого Ведической религией. Он стал Rudra-убийца браминов. Поскольку ортодоксальный источники указывают, что тот, кто повинен в таком ужасном преступлении, может искупить вину, только покинув общество на 12 лет, живя на земле для сожжения тел, и нося чашу в виде черепа (kapala) и посох с черепом (khatvariga), когда идёт просить милостыню на пропитание. Таким образом, следование Lakula, часто называемое служением черепа (kapalavrata), также известно как служение изгнанников, «тех, кто вне мира» (lokatitavrata). Оно также называется Великое Служение Pasupata (mahapasupatavrata). В то время как аскеза Pasupata ограничивалась системой этапов жизни (atyasramavrata), носитель черепа Lakula должен был отойти от более фундаментальных понятий чистого и нечистого.

Аскеза Kalamukha, известная по многим индийским записям с девятого по тринадцатый века, была частью направления Lakula Atimarga. Материалы из этого региона описывают среди их практик купание в пепле от сожженных тел (более «мягкие» предшественники использовали пепел от коровьего навоза), поедание этого пепла и поклонение Рудре в сосуде, наполненном спиртным напитком. Такая форма поклонения была распространена в ритуалах Kaula Saivas (см. стр. 679-89), но нет причин полагать, что она была связана с этим направлением, поскольку его последователи практиковали половые сношения. Получается, что эти последователи Рудры единственные, кто был связан обетом безбрачия.

У Lakulas было своё собственное собрание писаний, связанных и с теологией (jnana), и с ритуалами (kriya), 8 Источников (Pramanas). Ничто из этого не сохранлось, кроме названий и единственной цитаты из одного писания, Pancartha-Pramana, в работах Kashmiri Ksemaraja. Их доктрины мы находим в сотерологии и космографии Lakula в Nisvasatattvasamhita, нескольких разрозненных обсуждениях в поздних шиваитских источниках из Кашмира. Из этого мы видим, что Lakulas уже развила детальную иерархию миров (bhuvanadhvan), что характеризует позднюю Mantramarga. Последователь Lakula приходит к спасению через последовательность миров, каждый из которых управляется своим воплощением Рудры. Высший из этих миров - Rudra Dhruvesa. Достигая его, человек получает спасение, состояние безграничного знания.

В тесно сгруппированных системах, таких как Mantramarga, душа практикующего возносится через иерархию миров во время восприятия посвящения. Разница в том, что эта иерархия была расширена. Она включает миры Lakulas и дополнительно несколько миров после Dhruvesa. Космос Lakula был результатом такого процесса расширения. Прямо под Dhruvesa находится мир Rudra Tejisa.Он был

 


Шиваизм и Тантрические традиции

конечной целью для Vaimalas, вытесненной группы, о которой сохранившиеся источники говорят немногим более этого. Далее по шкале идут миры Rudras Ksemesa и Brahmanahsvamin. Они были конечными целями друх других загадочных групп Pasupata, Mausulas и Karukas.

Mantramarga

Понятно, что космос Mantramarga вырос из космоса Atimarga тем же способом конкурентного роста, которое поставило Lakulas выше Vaimalas, и Vaimalas выше Mausulas и Karukas. Существуют также другие аспекты преемственности между двумя Путями в областях ритуала, иконописи, мантр и служений (vrata). Однако, несмотря на преемственность, есть фундаментальное различие иежду двумя направлениями шиваитской традиции. В то время как Atimarga концентрируется исключительно на освобождении, Mantramarga, хотя и включает путь к освобождению, в основном сосредоточена на мистических переживаниях (bhoga).

Как может показаться, эти различие соответствует разнице между стремлениями подлинных аскетов и новоприбывших семейных домовладельцев. Напротив, оно соответствует различию между разными группами аскетов. В Mantramarga именно аскеты стремятся к получению силы, путь к освобождению – это прерогатива мирских мужчин; и именно методы, с помощью которых сила может быть получена, – главная тема писаний Mantra-marga. Гностики-миряне, которые со временем составили большинство в Mantramarga, здесь являются незамеченной категорией приверженцев традиции. Они отличаются тем, что не интересуются вопросами, по которым создавалась основная часть их текстов, а также развилось внутреннее разнообразие системы. В интересах ищущего власти разработано необычайное многообразие обрядов,божеств и мантр, что отделяет Mantramarga от чисто гностической Atimarga.

История расширающейся иерархии миров Рудры показывает, что Mantramarga появилась позже Atimarga. Тем не менее, дихотомия между формами шиваитского аскетизма, одна из которых стремится к освобождению, а вторая – к силе и власти, более древеня, чем современное собрание текстов Mantramargа. Последнние содержат более древние уровни, где старшие боги развитой Mantramarga уступают ранним Rudra. Если мы сравним элементы этих текстов с культом Rudra Atimarga, мы увидим, что дихотомия, которая лежит в основе поздней формы направления, находится между уединённым безбрачным Rudra в Atimarga и Rudra, окружённым группами изменчивых и, в большинстве своём, женских духов в Mantramarga. В полностью развитой и многообразной традиции Mantramarga эта связь – один из последних

 


Шиваизм и Тантрические традиции

аспектов связи с женским началом (sakti), которе воспринимается более универсально. Именно эта ассоциация наиболее наглядно отделяет Mantramarga от менее феминнойAtimarga. Мы увидим, что в рамках Mantramarga основные направления соответствуют разным представлениям этой связи.

Тантры Saiva Siddhanta

В то время как свидетельств о Atimarga очень мало, Mantramarga может быть изучена по огромным собраниям текстов на Санскрите. Писания Mantramarga подразделяют на две группы. С одной стороны – структурированное и достаточно однородное собрание текстов (10 Siva-Agamas, 18 Rudra-Agamas и дополнительные записи) которые составляют авторитетный источник традиции, известный её последователям и не только, как Saiva Siddhanta. С другой стороны, гораздо более разнообразное, многочисленное и неоднозначное собрание откровений, известное как писания Bhairava (Bhairava-Agamas) или все вместе как Учение Bhairava (Bhairavasdstra).

Формы Шивы в обоих собраний изображены как странники, носящие черепа и живущие на земле для сожжения мёртвых. В Saiva Siddhanta, божество лишено ореола экстатической и приводящей в трепет силы, которую акцентирует традиция Bhairava в его проявлениях («Грозный»). В то время как понятие женского начала (sakti) обнаруживается по всей системе Mantramarga, в Saiva Siddhanta оно не персонифицируется в Богине или в богинях как метафизических абстракциях. Оно рассматривается в основном как творческая сила мужского Божества, проявляется в космических и сотерологических процессах и воплощается в форме мантр. В повседневных ритуалах посвящённый почитает Божество, такое как Rudra из Atimarga, без женского участия. С этим связана чистота этого способа поклонения Божеству. Ему не преподносят спиртные напитки, кровь и мясо, как в ритуалах остальных направлений Mantramarga, где больший акцент приходится на женственность и выход за границы.

Тантры Bhairava: Kapalika Saivism

Тантры Bhairava, названные так потому, что принимают форму ответов на вопросы Богини (Devi, Bhairavi), были перечислены и классифицированы в разных частях собрания. Данная здесь классификация соответствует, по моему мнению, основной структуре шиваитской традиции за рамками Saiva Siddhanta в то время, когда кашмирцы начали работу по последующей систематизации в девятом и десятом веках.

В рамках этих Тантр существует первоначальное разделение между тантрами Seat of Mantras (Mantrapitha) и Seat of Vidyas (Vidyapitha). Последние - либо Тантры Единения (Yatnala-tantras), либо


Шиваизм и Тантрические традиции

Тантры Силы (Sakti-tantras). В рамках последних можно выделить Тантры Trika (или скорее того, что было потом названо Trika) материалы, связанные с культами богини Kali. Тантры, которые учат культу Tumburu-bhairava и его четырёх сестёр (Jaya, Vijaya, Jayanta and Apara-jita) адаптируют к этой схеме как третье подразделение Vidyapitha. Но это искусственно. Это подходит традиции, которая потеряла силу и была вытеснена Mantrapitha (культ Svacchanda-bhairava) до такой степени, что перестала быть частью основной структуры. Больше в данной работе эта немногочисленная традиция упоминаться не будет.

Tantras of Kali Sakti-tantras Vidyapitha Bhairava^tantras MANTRAMARGA

Рис. 36.1: Структура Mantramarga

Trika-tantras

Yamala-tantras

Mantrapitha

Saiva Siddhanta

Это расположение иерархично. Что бы ни находилось вверху и слева, оно относится к тому, что внизу и справа как к низшему откровению. Оно полагает, что предлагает более сильную, более эзотерическую систему ритуала (tantra) через последующую инициацию (diksa). По мере того, как мы поднимаемся от Mantrapitha к Yamala-tantras и далее к Trika и культу Kali, мы обнаруживаем, что женское начало развивается уровень за уровнем, от подчинённого положения к полной автономии.

Mantrapitha и Культ Svacchandabhairava

В начале этого подъёма находится Seat of Mantras (Mantrapitha). Данное понятие выражает тот факт, что эта группа Тантр акцентирует мужское начало, в то время как в Seat of Vidyas (Vidyapitha) преобладает женское (существительные mantra и vidya оба означают священные наборы звуков, мужского и женского рода соответственно).

Базовый культ Mantrapitha - культ Svacchandabhairava ('Autonomous Bhairava'), также известный как Aghora (Не-ужасающий). Белому, с 5 лицами (воплощение 5 brahma-mantras) и 18 руками, поклоняются наряду с его идентичной спутницей Aghoresvari, окружённой 8 меньшими Bhairavas на круглом огороженном участке земли для сожжения тел. Он стоит рядом с распростёртым телом Sadasiva, новой формой просветлённого Шивы, которой поклоняются в Saiva Sid­dhanta.


Шиваизм и Тантрические традиции

Традиции Bhairava Tantras - Kapalika, основная форма их аскетичного служения, служения черепа (kapalavratal mahdvrata). Разница между этой формой служения и Lakula во многом связана с фундаментальным отличием вышеупомянутой системы Mantramarga. Термин Kapalika используется здесь для обозначения Mantramargic сегмента шиваитской культуры земли для сожжения тел.

Эти основы Kapalika очевидны в искусстве иллюстраций божественной пары. Им поклоняются на огороженных участках земли для сожжения тел, они сами носят орнаменты в виде костей и размахивают посохом с черепом (khatvanga) из традиции Kapalika. Тем не менее, эти черты здесь не акцентируются до такой степени, как в Vidyapitha. Но Svacchandatantra, авторитетный источник для этого культа, учит поклонению определённым второстепенным формам Svacchandabhairava, например, Kotaraksa («С-Ввалившимися-Глазами») и Vyadhibhaksa («Поглотитель Болезней»), которые изображаются как ужасающие, грубые и мощные, ближе к стандартным Bhairavas традиции Kapalika. Сам Svacchandabhairava, божество ежедневного поклонения, обладает более мягкими элементами, чито делает его переходным типом между спокойным Sadasiva из Saiva Siddhanta и божествами основного направления Kapalika.

В Saiva Siddhanta, Шиве (Sadasiva) поклонялись одному. В Mantrapitha его сопроводжает спутница - персонификация sakti. Традиционно она – равная ему. Но более глубокий ритуальный контекст показывает, что она всё равно подчинена. Её женское начало не подкреплено второстепенными богинями в круге (dvarana), который окружает пару. Более того, Svacchandabhairava поклоняются одному после того, как их почтят вместе со спутницей. Представление в паре с Aghores'vari – его форма более низкого уровня.

The Vidyapitha

Поднимаясь до Vidyapitha, Шива входит в мир ритуала, где последние ограничения sakti снимаются. Он был посвящён в культах божеств, которые возвышались на своих mandalas над преимущественно женским пантеоном, и которые уходили по мере того, как он поднимался влево от Bhairavas со спутниками к Богиням выше Bhairavas, к ужасным Одиночным Героиням (ekavira) культов Kali.

Если в культе Svacchandabhairava культура Kapalika земли для сожжения тел находилась на втором плане, здесь она – на первом. Посвящённый получал доступ к силам этих божеств через проведение служения Kapalikas. Его волосы спутаны и заколоты шпилькой из человеческой кости, на нём серьги, браслеты и пояс, все из одного материала, свящённый шнур (upavita), сделанный из перекрученных волос мертвецов, он вымазан пеплом погребальных костров, несёт с собой чашу-череп, посох с черепом и барабан (damaru), в состоянии алкогольного опьянения, он чередует периоды ночных странствий (nisatana) с поклонением (puja); он вызывает и


Шиваизм и Тантрические традиции

ублажает mandala, которым он посвящён. Ублажение требует участия aduti, посвящённой спутницы, с которой он должен совокупляться, чтобы произвести смешанные половые жидкости, которые, наряду с кровью и другими нечистыми субстанциями, представляли собой очень соблазнительное подношение этому классу божеств.

*- Культ Йогинь. Существующий во многих культах

Vidyapitha, и лежащий в их основе в более или менее постоянной форме, это один из древнейших культов Rudra/Bhairava, связанный с женскими духами (Йогинями). В Atimarga и, седовательно, в Mantramarga рядом космических уровней правятRudras. Когда посвящённый пришёл в эту нижестоящую традицию, он обнаружил, что эта мужская иерархия была заменена массой диких, кровожадных, украшенных черепами Йогинь. Испускаемые сердцем Божества как вездесущая сеть силы (yogini-jala), ониэаново заселили вертикаль космоса Шивы, присвоили колесо времени (правя как воплощения в каждом из четырёх этапов жизни мира (yuga)), and озарили священное пространство, испуская эманации которые хранят и которым поклоняются на местах силы (pitha) связанных с землями для сожжения тел по всему субконтиненту.

Целью посвящённого было заставить или заманить этих Йогинь собраться перед ним и принять в свою группу (yoginigana), поделиться с ним своей чудесной силой и эзотерическим знанием. Благоприятным временем для таких вызовов была 14-я ночь тёмных двух недель, ночь дня духов (bhutadina); и самым подходящим местом была земля для сожжения тел, их основное место сбора. Шива, которому поклоняются в этих обрядах - Manthana-Rudra (or Manthana-Bhairava), четырёхликая, и таким образом второстепенная, архаичная форма. Не «женатый» на Богине, как в других культах он скорее аскет из дикой местности, который ведёт толпы Йогинь (yoginiganandyaka).

Культ Йогинь связан с этими изменчивыми силами не только как с обитателями теоретической или богослужебной вселенной, но и как с богинями мест силы на земле сожжения тел. Их также считали способными вселяться в женщин и таким образом вступать в самую сокровенную связь со своими приверженцами. Те, кто был зачат в таких ритуальных соитиях, с рождения считались божественными. Другие выглядели как девочки восьми, двенадцати или шестнадцати лет, живущими в местах силы, трёх уровней насыщенности силой. Другие обнаружены в женщинах из касты неприкасаемых, 27 лет и старше, как Dakinis и другие формы духов, способных нападать.

Все Йогини принадлежат к семье (kula) или родословной (gotra) какой-либо из нескольких «материнских» сил, и влюбом случае это происхождение приписывается на основании определённых физических или поведенческих характеристик. Адепт культа Йогинь может определить членов 63-х из этих оккультных семей, но особое внимание


Шиваизм и Тантрические традиции

уделяет восьми основным семьям Матерей (matr) Brahrni, Mahesvari, Kaumari, Vaisnaavi, Indrani, Varahi, Camunda и Mahalaksrni. Во время посвящения он вошёл в транс, в котором овладевающая сила божества бросила его рукой цветок в mandala, что возводит на трон этих Матерей. То место, куда падает цветок, означает ту Мать, с которой у него врождённая связь. Это устанавливает связь между ним и воплощёнными Йогинями, поскольку семьи восьми Матерей являются также их семьями. В дни лунной фазы, священной для его Матери, посвящённый должен искать Йогиню из своей семьи. Поклоняясь ей, он стремится заполучить сверхъестественную силу и оккультное знание.

Тантры Единения (Union Tantras) (Yamala-tantras): Культ

Kapal'isabhairava и Cainda Kapalini. Выше этого культа Йогинь, на передовой Vidyapitha, на первом этапе восхождения Sakti к автономии, мы видим Тантры Единения. Основной культ здесь - культ Bhairava, Владыка Черепа (Kapal'isa-, Kapalda-, Kapala-bhairava) и его спутницы «Яростной» (Canda) Богини Черепа (Kapalini). Этому учат в 12 тысячах строф Picumata-Brahmayamalatantra (MSS).В культе Svacchandabhairava, в Mantrapitha, второстепенные божества, окружающие пару в mandala, были мужскими и одиночными. Здесь они женские, с подчинёнными мужскими спутниками, в густонаселённой mandala для особого поклонения, и поодиночке в намного более простом пантеоне персонального ежедневного культа (nityakarma). Bhairava правит этими второстепенными божествами как объединяющий владыка (saktimat, sakticakresvara), в соответствии с общим пониманием божественной природы шиваитами. Но это главенство на изображениях превосходит sakti через мантры, воплощающие божество. Существенным компонентом мантр девяти божеств, которые формируют ядро mandala входят в пантеон ежедневного поклонения, являются слоги мантры Canda Kapalini: (OM) HUM CANDE KAPALINI SVAHA ('... O Canda Kapalini...!'). Таким образом, Kapalisabhairava (HUM), его 4 богини (Rakta (CAM), Karala (DE), Candaksi (KA) и Mahocchusma (PA)) и их 4 сопровождающие силы или Dutis (Karali (LI), Dantura (NI), Bhimavaktra (SVA) и Mahabala (HA)), являются аспектами женского начала, что выходит за рамки дихотомии мужское-женское, которая встречается в откровениях более низшего порядка.

Тантры Силы (The Power Tantras) (Sakti-tantras): Культ Триады

(Trika). Выше Yamala-tantras находятся Sakti-tantras. Они содержат письменные источники для системы, которая в последующих Тантрах называется Trika, а также для эзотерических культов Kali.

В Тантрах Trika (Siddhayogesvarimata (MSS), Tantrasadbhava (MSS), Malinivijayottaratantra) культ Йогинь пронизывает все уровни; сам по себе культ входа (cult of entry) развился из этой традиции. Trika фокусируется


Шиваизм и Тантрические традиции

непосредственно на системе Йогинь (yoginijala) как иерархии космического проявления, от глубочайшкго резонанса силы божества до грубых трансформаций в сенсорную информацию, которой заполнено индивидуальное созание.

Система йоги и ритуалов Trika ведёт к освобождению и силе путём прохождения шагов этой эманации в обратном порядке. Почитатель восходит к центру в кругах меньших Йогинь. Этот центр – триада богинь, Para (см. рис. 36.2), Parapara и Apara, которым поклоняются по одиночке или вместе с подчинёнными Bhairavas и изображают восседающими на трёх белых лотосах, которые покоятся на кончиках трезубца (trisula) (см. Рис. 36.3). Этот трезубец представляется в воображении вдоль центральной вертикальной оси тела почитателя таким образом, что разделение натрое начинается на высоте 12 пальцев над его головой, и всё тело от основания на уровне пупка до вершины соответствует последовательности космических уровней от грубой материи до Абсолюта: Центральная богиня, Para, белая, красивая и благожелательная. С одним лицом и двумя руками, она держит священный текст и показывает жест самореализации (cinmudra). Parapara и Apara, справа и слева от неё, соответственно красного цвета и чёрного. Яростные божества Kapalika,

Figure 36.2: Para

они размахивают посохом с черепом (khatvanga). Трём богиням совершаются подношения, которые должны начинаться со спиртных напитков и красного мяса, и на таких «престолах» как mandala, на участке земли, подготовленном для этой цели (sthandila) или же на изображении, нарисованном на ткани (pata) или вырезанном на человеческом черепе (tura).


Шиваизм и Тантрические традиции

Рис. 36.3: Эскиз Mandala Трезубца и Лотосов (trisulabjamandala), как указано в Trika's Devyayamalatantra

У Para есть две стороны, поскольку ей поклоняются как одной из трёх,

и в то же время как их совокупности и источнику. В этом высшем проявлении её называют Matrsadbhava (Сущность Матерей), высшая ступень иерархии женских сил, которые населяют культ Йогинь. Позже всё это будет толковаться в более метафизическом и мистическом контексте. Matrsadbhava понималась как Сущность (Всех) Сознательных Существ ([pra-]matr-), и три богини рассматривались как три основополагающие составляющие силы Вселенной, которая была только сознанием. Para была силой субъектного элемента (pramatr), Apara – объектного элемента (prameya) а Parapara - силой когнитивного поля или середины (pramana) через которое они связаны, в то время как их схождение в Matrsadbhava выражает высшую степень единения этих троих в Абсолюте чистого сознания, воспринимаемого как освобождённая сущность почитателя.

The Jayadrathayamala и культ Kali. Выше культа трёх богинь, с самого левого края Mantramarga, находится Jayadrathayamalatantra (MSS), также известный как Король Тантр (Tantrarajabhattaraka) он толкует в 24,000 строфах культы Kapalika более чем сотни проявлений ужасающей богини Kali - Разрушителя Времени (Kalasamkarsini).

В Тантре два основных уровня. Первый, которому обучает первая черверть собрания (возможно, созданная раньше остальных), - уровень культа Kalasam­karsini с 20 золотыми руками, с 5 лицами разного цвета, где почитатель предстаёт в чёрном цвете. Условно красивая, но обладающая символами Kapalika: посох с черепом, (khatvanga) и отделённой головой (nunda), одетая в кровавую


Шиваизм и Тантрические традиции

шкуру тигра, с телом бога Kala (Время) по ногами, она двумя руками держит погружённого в транс Bhairava в центре широкого, состоящего из множества кругов mandala богинь, окружённых охраной из мужских слуг-стражей и внешним кругом земель для сожжения тел. В усовершенствованных формах поклонения и богини, и стражи" обнимают спутников. Далее идёт культ Yamala (Единения),очень похожий на культ Kapalisabhairava и Canda Kapalini, которому обучают в Picumata-Brahmaydmala но сосредоточенный на Kali, а не на Bhairava.

В остальных трёх четвертях текста Bhairava вовсе не поклоняются. Теперь он просто верховный из мужских божеств, чью силу превосходит Kali, 7-й на вершине иерархии лишённых власти, выше Indra, Brahma, Visnu,- Rudra, Isvara и Sadasiva. Распростёртый под её ногами, или расчленённый для украшения её тела, Bhairava, в свою очередь, страдает от унижения, которое он нанёс Sadasiva в Mantrapitha. С его падением пантеонами завладело женское начало. Но это женское начало не то, что в системах Yamala. Там sakti славят в форме красивых и преданных спутниц. Здесь торжествующая Богиня предстаёт поклонникам как безобразная, истощённая разрушительница, воплощающая Абсолют как (anuttaram) крайнее проявление Самости, где «Я» не может выжить, бездонную пустоту в сердце сознания.

Типичное восприятие Богини в этой второй и более эзотерической части Тантры - "Virya-Kali (Kali [Пятикратной] Силы) (см. Рис. 36.4). Она изображена в центре ореола света и воспринимается как глубочайшая вибрация (spanda) сознания, она чёрная и истощённая. У неё 6 лиц и в её волосы вплетено пламя. Она украшена отрубленными головами и конечностями божеств низшего порядка. Она сидит на плечах Kalagnirudra (Rudra последнего Огромного Пламени). В 12-ти руках она дежит петлю, стрекало, отсечённую голову, меч, щит, трезубец-khatvanga, молнию (vajra), колокольчик, барабан damaru, чашу-череп, нож, кровоточащее сердце и слоновью шкуру. Тело Rudra, который служит ей транспортом (vahana,) с одной стороны чёрное, с другой - красное, что символизирует вдох(prana) и выдох (apana). Его слияние и расщепление на центральной оси силыпоказывает состояние осознания, лишённого мыслей (nirvikalpa), в сердце которого находится Богиня. Сила большого пожара (virya), которую она воплощаеткак «сущность всего Vidyapitha» - та сила, из-за которой «спокойная» (nistaranga), светящяяся реальность проецирует себя как содержание сознания, затем заново вбирает в себя это содержание, возвращаясь к изначальному спокойствию. Это цикличное движение - пульсация от мгновения к мгновению так же, как пульсация сознания в космическом создании и разрушении. Она проходит от чистого Света (bhasa) в пустоте Шивы (sivavyoma), через воплощения (avatara) как импульс к экстраверсии, к испусканию {srsti (3)) содержания, которое оказывается будто за пределами сознания, к своей фазе Kali (kalikrama (4)), в которой она заново поглощает это содержание, и наконец,


Шиваизм и Тантрические традиции

Рис. 36.4: Virya-Kali

к Великому Отступлению (mahasamhara (5)), где она снова сияет в своём изначальном состоянии чистого Света. Созерцая эту последовательность (krama) во время служения, приверженец Kali, как считается, осознаёт макрокосмические процессы своим собственным сознанием и таким образом получает безграничное знание и безграничную силу.

В последней четверти Јayadrathayamalatantra мы знакомимся с тем, что по тексту является крайней формой культа Kali. Здесь Mahakall (Великая Kali) поклоняются в чёрном круге с границами ярко-красного цвета, она окружена кольцом из 12-ти таких кругов, где находятся другие Kali,


Шиваизм и Тантрические традиции

i

отличающиеся от неё именами, но такого же внешнего вида. Отношение зависимости между Богиней и Siva-Bhairava уже переросли в чистый культ более высокого уровня этой Тантры. Теперь даже иерархия источника и эманаций, которые остались в самой s'akti, ритуальным способом рассеиваются в mandala, что выражает совершенную идентичность в сущности (samarasya) Абсолюта и его проявлений, состояния освобождённого трансцендентного (sarvottirna) сознания (nirvana) и его окончательные проекции, как состояние переселенческого существования (bhava, samsara). Во время обрядов поклонения в форме оргий, 13 Kali (12+1) должны быть внутренне постигнуты в мистических опытах, как вспышка пустоты, лишённой эго (nirahankara) через пустоту ощущений во время соития с duti.. Эта система известна как Kalikrama или Kalikula, связь этой Тантры с Krama будет описана позже (см. стр. 683-4 и 696-9).

 

Рис. 36.5: Trika's Mandala трёх Трезубцев и (Семи) Лотосов (tritrisulabjamandala) с двенадцатью Kali в центре, как описано в Trikasadbhavatantra


Шиваизм и Тантрические традиции

Основанная на Kali Trika. Культ трёх богинь и культ Kali не относились друг к другу как соперничающие учения. ]ayadrathyamala показывает, что приверженцы Kali разработали свои собственные версии культа трёх богинь. Trika, в свою очередь, ассимилировала их и другие новые, более эзотерические трактовки из левой части. В результате мы находим более поздний уровень Trika, в котором поклонники ставили Kalasamkarsini выше трёх богинь трезубца (Devyayamalatantra). Наконец, существует радикальное переустройство системы групп божеств, которым поклоняются в определённых формах культа Kаli, как воплощениям этапов процесса познания, которое накладывается на развитую версию древней триады как внутренней структуры точки, в которой три богини соединяются в мистическую четвёртую силу, их взаимопроникновение (3X3) в единении. В центре этого взаимопроникновения находятся 12 Kali из Kilikrama (or Kalikula) в 12 кругах (см. Рис. 36.5).

Vidyapitha и Esoteric Buddhism. К восьмому веку н. э. буддисты накопили собрание тантрических откровений, структура и характер которых были развиты независимо от откровений Mantramarga. Их литература была структурирована в порядке увеличения эзотеризма к Тантрам Действия (kriya-tantras), Тантрам Наблюдения (carya-tantras), Йоги (yoga-trantras), Высшей Йоги (yogottara-tantras), Верховной Йоги (yoga-nuttara-tantras).

Оставляя в стороне низшую и вспомогательную категорию, мы можем сравнить относительно ортодоксальный культ умеренного Vairocana Buddha в Тантрах Соблюдения (Mahavairocanasutra etc.) и Йоги (Tattvasaьgrana, Paramadya, и т.д.) с культом Saiva Siddhanta's Sadasiva, и более эзотерические и разнообразные в плане практик традиции Высшей Йоги (Guhyasamaja и т.д.) и Верховной Йоги (Abhidhanottarottara, Hevajra, Dakinivajrapanijara) с Mantrapitha и Vidyapitha из Тантр Bhairava. Как и культ Svacchandabhairava из Mantrapitha – переходная форма между более эзотерической Saiva Siddhanta и Kapalika Vidyapitha, так и культ Aksobhya в Высшей Йоге находится между культом Vairocana и феминизированными, в духе Kapilika культами of Heruka, Vajravarahl и других божеств Верховной Йоги, несущих khatvanga.

На нижних уровнях буддистского тантрического закона находится влияние общего характера и богослужебных техник тантрических традиций Saiva и Pancaratra-Vaisnava. Однако на последующем уровне (последнем) зависимость гораздо более глубокая и детальная. Как в культах Vidyapitha, эти буддистские божества - Kapalika в изображениях. На них нанесены 5 орнаментов в виде костей испачканы пеплом (шесть печатей (mudras) Kapilika). Они пьют кровь из чаш-черепов (kapala), стоят на распростёртых телах предыдущих божеств, у них есть третий глаз Шивы и его серп на спутанных волосах (jata). И, как в Vidyapitha, их культы связаны с культами Йогинь. Те, кто проходят посвящение через знакомство с mandalas этих окружённых Йогинями буддистских божеств, украшены орнаментом в виде костей, им дают


Шиваизм и Тантрические традиции

подержать Kapalika's khatvanga и чашу-череп. Желающие могут провести длительные практики собственно Kapalika (Vajra-Kapalikavrata), жить на землях для сожжения тел, употребляя мясо и алкоголь и совершая подношения эротического характера.

Буддистский Культ Йогинь Kapalika придаёт этим Тантрам Верховной Йоги их отличительные черты и большую часть их содержания, —действительно, в целом они называются тантры Йогинь — заимствует многие их детали и тексты из параллельных источников шиваитов. Таким образом, большая часть материалов Abhiahanottarot-taratantra и Samputodbhavatantra, дающие описания, по которым можно определить различных Йогинь, язык символов и слоговых кодов, которыми можно к ним обращаться (chomma), были скопированы из Буддистских копий таких текстов Vidyapiеha как Yoginisamcara из ]ayadrathayamalatantra, Picumata-Brahmayamalatantra и Tantrasadbhava.

Kaula изменение Культа Йогинь (Kaula Riformation of the Yogint Cult)

Культы Йогинь, как основные культы входа в Vidyapitha, был уделом аскетов, удалившихся от общества и носящих черепа. Можно предположить, что так бы и осталось, если бы не Kaulism. Это движение эзотерического шиваизма изменило мистицизм Kapalikas таким образом, что он распространился дальше на сообщество семейных домовладельцев. В таком сегменте общества Кашмира обнаружились компетентные толкователи, которые использовали его для формулирования метафизики и сотерологии, чтобы противостоять Saiva Siddhanta.

Обряды культов Йогинь и плоды, которые они приносили, назывались kaulika или kaula в текстах, которые их описывали, эти слова – прилагательные, образованные от существительного kula, обозначающего семьи или роды Йогинь и Матерей. Таким образом обряд Kaulika был связан с поклонением этим kulas, и через него получали силу kaulika (kaulikф siddhh) помимо всех ассимиляций этими семьями (kulasa-manyata).

Kaulism развился на основе этих культов Йогинь. Он сохранил оригинальное значение термина kula и его производных, но внёс новый уровень эзотерицизма, основанного на его омониме. K ula стало обозначать «тело» и, путём дал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: