Рейтинговая шкала по дисциплине




УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала РГППУ

в г. Кемерово

____________Г.Н. Жуков

«___»______________ 2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Судебная медицина»

 

для студентов всех форм обучения
направления подготовки
44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

 

 

Кемерово


Учебно-методический комплекс дисциплины «Судебная медицина». ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал РГППУ в г. Кемерово, 2016. 50 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

 

Автор-составитель: д.м.н. С.И. Гусев
     
     
     
     
Рецензент: д.пед.н., профессор Г.Н. Жуков

 

 

Одобрен на заседании кафедры общепрофессиональных дисциплин. Протокол № 6 от 28.01.2016 г.

 

Директор Филиала РГППУ в г. Кемерово   Г.Н. Жуков

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Филиал РГППУ в г. Кемерово, 2016.

© Гусев С.И., 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. 1. Цели освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО  
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура дисциплины  
4.1. Содержание и тематическое планирование дисциплины  
5. Образовательные технологии  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
6.1. Рейтинговая шкала по дисциплине  
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям  
6.3.Задания к контрольной работе  
6.4. Вопросы к зачету  
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
9.Материально-техническое обеспечение дисциплины  

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - формирование у будущих педагогов-юристов представления о системесоциально-экономических и медицинских мероприятий – здравоохранения, которые наиболее часто используются в юридической практике.

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ судебной медицины;

· освоения теоретических основ судебно-следственного процес­са на основе производства судебной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию врачей и специалистов в области некоторых естественных наук;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

· разработки и организации экспертных исследований для методического обеспечения экспертиз;

· применения новых результативных методов исследова­ния, позволяющих надёжно выявлять объективные признаки и делать положительные и эффективные выводы по вопросам, интересующим работников следствия и судей;

· решения вопросов медицинской направленности, которые возникают у следователя или судьи при расследовании уголовных и гражданских дел;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и от применения современных средств поражения; принятия мер по ликвидации их последствий;

· оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Судебная медицина является разделом науки – медицины и системы социальных и медицинских мероприятий – здравоохранения. Она занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний из области науки, техники, которые наиболее часто используются в юридической практике. В результате производства судебной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию врачей и специалистов в области некоторых естественных наук, становится возможным восстановить фактические события по делу, соблюдая законность в судебно-следственном процес­се.

Предметом судебной медицины является теория и практика судебно-медицинской экспертизы. В процессе изучения судебной медицины обращается особое внимание на те разделы и вопросы, которые чаще попадают в поле зрения следствия и суда. При этом отме­чается конкретная роль врача и юриста в исследовании объек­тов экспертизы, выявлении доказательств, их процессуальному оформлению и экспертной оценке. Пунктуально излагаются и изучаются Правила и Инструкция производства судебно-медицинских экс­пертиз (Пр. МЗ РФ № 407 от 10.12.96 г., Пр. МЗ РФ № 131 от 22.04.98г. и другие приказы от 1978 и 1991 годов в историческом аспекте), а также действующий в настоящее время Пр. МЗ РФ № 161 от 24.04.2003г. «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы», постановление Правительства РФ от 17.08.07г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека», Пр. МЗ РФ № 194н от 24.04.08г. «Об утверждении Медицинских критериев» степени тяжести вреда здоровью человека, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73 от 31.05.01г., «Инструкция» по экспертизе в учреждениях Минюста, Приказ МЮ РФ № 247 от 20.12.2002г., статьи УПК и ГПК, касающиеся экспертизы, а также другие ведомственные методические документы.

Изучение судебной медицины включает курс лекций, практические и семинарские занятия по каждой изученной теме и тестовый контроль, в итоге -зачет. Студенты весьма позитивно относятся к написанию рефератов и подготовке докладов по тематике практических занятий и актуальным вопросам судебной медицины, оценка результатов самостоятельной работы влияет на рейтинг успеваемости студента.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:

Знания: строение и функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, основные возрастные анатомо-физиологические особенности развития, патологические состояния.

Умения: оценивать закономерности роста и развития организма человека, выбирать оптимальную модель поведения с учетом реальной ситуации

Владения: организовывать рациональный режим учебы и отдыха, применять гигиенические правила с учетом анатомо-физиологических особенностей человека

2.2. Из курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»:

Знания: оценивать механизмы и последствия воздействия на здоровье человека вредных и опасных факторов

Умения: определять закономерности адаптационных механизмов и процессов толерантности к вредным факторам

Владения: оказывать первую помощь при переломах костей, кровотечениях, утоплении, обмороке, ожогах и других экстремальных ситуациях.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Судебная медицина» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование».

а) общекультурные (ОК):

· Осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1)

· Осознание ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (ОК-2)

· Способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5)

· Готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6)

· Готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8)

· Владение способами формирования идеологии освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказание помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (ОК-10)

· Владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12)

· Владение технологией научного исследования (ОК-19)

· Способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25)

· Готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (27).

б) профессиональные компетенции:

· Готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию экспертно-лабораторной среды для практической подготовки специалистов (ПК-28)

· Способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32)

· Готовность к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35)

· Готовность к производительному труду (ПК-36).

 

По окончании изучения курса студент должен:

· Иметь представление: -о деятельности государственного судебно-экспертного учреждения – бюро судебно-медицинской экспертизы; - об экспертных исследованиях трупов и его частей; - об экспертных обследованиях живых лиц по поводу телесных повреждений, половых преступлений и половых состояний; - о дополнительных исследованиях, производимых при соответствующих показаниях всегда в обязательном порядке, и лабораторных исследованиях, которые осуществляются согласно мнению самого эксперта, по выбору; - о вещественных доказательствах (кровь, семенная жидкость, волосы, слюна и потожировые отложения, разнообразные орудия травмы).

· Знать: - положение об аттестационно - квалификационных данных государственных и негосударственных медицинских судебных экспертов; - права, обязанности и ответственность эксперта при производстве экспертизы; - чёткие сведения о границах компетенции судебных врачей (судебно-медицинских экспертов) различных специальностей и других специалистов в области медицины и некоторых естественных наук, привлекаемых к производству экспертизы; - элементарные сведения об организации и производстве медицинских судебных экспертиз государственными и негосударственными медицинскими судебными экспертами в бюро судебно-медицинской экспертизы и в государственных и негосударственных медицинских, учебных и научно-исследовательских учреждениях; - основные разделы и вопросы судебной медицины; содержаниепостановления следователя или определения суда для производства медицинской судебной экспертизы; - изучаемые и излагаемые в протоколе данные о трупе при осмотре на месте его обнаружения и живом человеке при его освидетельствовании.

Уметь:- использовать методы специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа и места его обнаружения (происшествия); - представлять роль врача в освидетельствовании согласно УПК РФ и в других следственных действиях, производимых с его участием; действовать при назначении, производстве и оформлении экспертных исследований.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: на основании знаний содержания соответствующих документов написать постановление и определение для производства различных медицинских экспертиз, схематически изложить содержание Протокола осмотра трупа и места его обнаружения, Заключения эксперта (акт) при различных экспертных исследованиях.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная (4 года) Заочная с полным сроком (5 лет)
1. Виды и объемы учебной работы, в ч
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108/3 108/3
1.2. Аудиторные занятия    
1.2.1. Лекции    
1.2.2. Практические занятия    
1.2.3. Лабораторные работы - -
1.3. Самостоятельная работа    
1.3.1. Курсовой проект (работа) - -
1.3.2. Контрольная работа - -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (работа с литературой, работа с нормативно-технической документацией, подготовка к практическим и контрольным занятиям)   -
2. График изучения дисциплины    
2.1. Курс    
2.2. Семестр   7-8
2.3. Экзамен (семестр)   -
2.4. Зачет (семестр)    

 

4.1. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. 1. Введение в дисциплину «Судебная медицина»: - предмет судебной медицины как теоретическая основа судебно- медицинской экспертизы; - объекты судебно- медицинской экспертизы; - синергетический научный подход к решению основных задач: - методы применяемые в практике судебной медицины; - судебно- медицинская служба в РФ.   1,2       Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2. 1.1. Медицинские и юридические аспекты судебной экспертизы: - нормативно- правовая база, регламентирующая назначение и организацию судебно- медицинской экспертизы; - организационно- методическое обеспечение производства судебно- медицинской экспертизы; - основания назначения и организация различных видов судебно- медицинской экспертизы (живых лиц, трупа); - требования к оформлению результатов экспертизы, заключению эксперта и выводам; - обязанности и права судебного медика по УПК РФ; - судебно- медицинская экспертиза материалов уголовных и гражданских дел, протоколов осмотра, следственного эксперимента; - исследования вещественных доказательств, не являющихся медицинскими объектами.   3,4       Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.

Продолжение табл.2

3. 2. Судебно-медицинская экспертиза различных состояний организма человека. 2.1.Судебно-медицинская экспертиза причин смерти: - судебно-медицинская танатология; - признаки наступившей смерти; - правила судебно медицинской экспертизы умерших; - экспертизы трупа новорожденного младенца; - правила оформления заключения судебно медицинской экспертизы умерших.     5,6,7       Еженед. Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 7.
  2.2.Cудебно- медицинская травматология - механические повреждения и травматизм: - основные определения, виды, классификация; - характеристика повреждающих факторов (эндогенные, экзогенные повреждения); - патогенез механических повреждений (специфический, не специфический); - повреждения, причиняемые человеком (особенности диагностики); - асфиксии и утопления; - правила судебно медицинской экспертизы.   8,9       Еженед. Собесед. – 8; Участие в практ. занятии –9.
  2.3.Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений: - основные определения, виды, классификация; - характеристика повреждающих факторов огнестрельного оружия- патронов, снарядов и зарядов, их медико-криминалистическое значение; - патогенез огнестрельных повреждений (специфический, не специфический); - правила судебно медицинской экспертизы.   10,11       Еженед. Собесед. –,10; Участие в практ. занятии – 11.
  2.4. Медико-юридическое значение местного и общего действия высокой и низкой температуры: - физиологическое значение температурного гомеостаза;              
    -признаки прижизненных и посмертных проявлений повреждений при ожогах, обваривании и ошпаривании; - патогенез общего перегревания, теплового удара, общего переохлаждения организма. - причины смерти вследствие действия высоких и низких температур на человека; - правила судебно медицинской экспертизы и медико-юридической оценки степени тяжести вреда, причинённого здоровью ожогами и отморожениями.   12,13       Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
  3 Судебно-медицинская токсикология. Яды и отравления, судебно-медицинская классификация ядов, диагностика: - медико-юридические и исторические сведения по аспектам токсикологии; - судебно-медицинская классификация ядов; - общая характеристика отравлений в соответствии с основным направлением действия ядов (местного, резорбтивного). - правила судебно медицинской экспертизы и медико-юридической оценки степени тяжести вреда   14,15       Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
  Итого за 7 семестр         Зачет
 
     

 

                           

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекция, лекция–дискуссия, лекция с проблемным изложением, лекция–консультация, самостоятельная работа студентов, реферирование.

Методические рекомендации для преподавателей: при проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (мозгового штурма, работы в малых группах, разбора конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, коммуникативного тренинга, деловых и ролевых игр, проектных методик и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Судебная медицина» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с секционным материалом на базе специальных лабораторий, семинарских занятий, тестирования, защиты рефератов, выполнения контрольной работы и др.

 

Рейтинговая шкала по дисциплине

Наименование учебной дисциплины: Судебная медицина

№ п/п Измерители обученности текущего и промежуточного контроля (домашняя работа, контрольная работа, лабораторная работа, расчетно-графическая работа, тест, реферат, коллоквиум, семинар, устный опрос, посещаемость, работа на лекции и др.) Стоимость измерителя обученности в баллах
min max
  Посещаемость (2 балла посещение до 50% и выше), 0- пропуск)    
  Работа на практическом занятии (2 балла вопрос по теме занятия, 4 балла решение задачи, задания у доски)    
  Устный (7 баллов -полный ответ, 5 баллов неточная формулировка правильного ответа)    
  Домашняя работа –доклад, реферат, эссе по актуальной проблеме курса(10 баллов –полное раскрытие заявленной темы, 8 баллов неточная формулировка основного положения темы    
  Самостоятельная работа по ЗМУ (7 баллов -полный ответ на все задания, 4 балла не выполнение 1 задания) не выполнение 2 и более заданий – работа не принимается.    
  Тест (51-70% правильных ответов-5 баллов,71-100%-9 баллов)    
  Семинар(11 баллов -полный ответ на все вопросы, 8 баллов неточная формулировка правильного ответа на один из вопросов)    
  Контрольная работа (8 баллов -полный ответ на все вопросы, 6 баллов неточная формулировка правильного ответа на один из вопросов)    
Общая сумма баллов    

 

№ п/п Виды деятельности, за которые начисляются поощрительные баллы (подготовка докладов, выступление на научном семинаре, опубликование научной работы, призовые места на предметных олимпиадах, кружковая работа и др.) Стоимость вида деятельности в баллах
  Подготовка докладов  
  Выступление на научном семинаре  
  Опубликование научной работы  
  Кружковая работа  
     
Общая сумма баллов  
Оценка за зачет Стоимость в баллах
min max
     
         

 

6.2. Задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям

 

Раздел 1. Введение в дисциплину « Судебная медицина »

Тема 1. Дидактический тест для проведения входного контроля студентов по дисциплине «Судебная медицина». (2 часа)

Цель - проверка знаний по обще биологическим темам, рассмотренных на предыдущих курсах этого цикла.

 

Тема 2. Медицинские и юридические аспекты судебной экспертизы.(Занятие 4 часа).

Цель – овладеть основными терминами и научными критериями судебной медицины.

Общие положения

Судебная медицина, относясь к системе здравоохранения, возникла в связи с потребностями правоохранительных органов и в настоящее время в нашей стране реализует права граждан, предусмотренные Конституцией РФ. Особенностью изучения судебной медицины является то, что она осуществляет свою деятельность на базе достижений различных областей медицины. Невозможно изучать судебную медицину без знания теоретических наук и клинических дисциплин – хирургии, акушерства и гинекологии, внутренних болезней и пр. В то же время, вопросы биологического и медицинского характера изучаются судебной медициной преимущественно для нужд правоохранительных органов, что представляет ее своеобразной, специфической дисциплиной по отношению к другим медицинским специальностям. Являясь одним из важнейших источников доказательств по уголовным делам, судебно-медицинская экспертиза приобретает важное значение в борьбе против преступлений, представляющих угрозу жизни, здоровью и личному достоинству граждан. Судебно-медицинская экспертиза назначается органами дознания, следователем или судом во всех случаях, когда возникает необходимость в разрешении вопросов медицинского характера. Так, ст. 79 УПК РФ устанавливает, что проведение экспертизы обязательно для установления:

- причин смерти;

- характера и степени вреда здоровью;

- психического состояния обвиняемого или подозреваемого, если возникает сомнение о его вменяемости или в способности во время производства по делу отдавать отчет о своих действиях или руководить ими, а также психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего, если возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания;

- возраста подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

Обязанности и права эксперта регламентируются ст. 82 УПК РФ. В процессе предварительного следствия судебно-медицинские эксперты привлекаются к

участию в следственных действиях:

1. Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения предусмотрен ст. 178,180 УПК РФ;

2. Освидетельствование лица, задержанного по подозрению в совершении преступления - ст.181 УПК РФ;

3. Участия в обыске - ст.169 УПК РФ;

4. В получении образцов для сравнительного исследования - ст.186 УПК РФ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается сущность понятия судебная экспертиза?

2. Дайте характеристику видам и формам судебной экспертизы.

3. В чем особенности медицинской судебной экспертизы, в том числе судебно-медицинской экспертизы?

4. Покажите особенности организации и производства судебно- медицинской экспертизы на предварительном и судебном следствии – конкретные отличительные особенности.

5. Как следует понимать: судебный эксперт, судебный врач, судебно-медицинский эксперт, медицинский судебный эксперт?

6. Дайте понятие об судебно-медицинских экспертизах, организованных и производимых негосударственными судебными экспертами.

7. Укажите права, обязанности и ответственность судебно-медицинского эксперта при производстве судебной экспертизы.

8. Перечислите требования к оформлению результатов экспертизы, заключению эксперта и требования предъявляемы к его фрагментам и к выводам.

9. На чем основаны принципы установления сроков исполнения судебно-медицинских экспертиз, пределы оценки результатов экспертизы руководителями государственного судебно-экспертного учреждения и лицом, назначившим производство экспертизы?

10. Дайте определение специалист, процессуальный специалист (ст.58 УПК РФ), укажите его аттестационно- квалификационные данные, права, обязанности, значение в процессуальном праве.

11. Задание на выбор: подготовить научное сообщение (реферат, эссе) или электронную презентацию по одному из выше перечисленных вопросов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: