МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Директор института
«_____» _________________
ПРОГРАММА
производственной практики
Направление подготовки
40.03.01 Юриспруденция
Программа подготовки
40.04.01.01 «Правовая политика государства: история и современность»
Степень (квалификация) выпускника
магистр юриспруденции
Курс, семестр II курс 4 семестр
Трудоемкость 432 часов 12 зачетных единиц
Ижевск 2017
1. Требования ФГОС:
Область профессиональной деятельности:
включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
Объекты профессиональной деятельности:
общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Виды профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
Задачи профессиональной деятельности:
а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания.
2. Место практики в структуре ООП ВПО:
Дисциплины, на освоении которых базируется практика:
- актуальные проблемы государства и права;
- теория и история прав человека;
- история политических и правовых учений;
- сравнительное правоведение;
- медиация в юридической практике;
- рецепция римского частного права в современном праве;
- компьютерные технологии в науке и образовании;
- методика преподавания юриспруденции в высшей школе.
Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП: учебная практика базируется на изученных дисциплинах теоретического цикла и освоенных студентами методах научно-исследовательской деятельности. В ходе практики студенты отрабатывают навыки профессиональной юридической, научно-исследовательской и педагогической деятельности, собирают эмпирический материал для выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. Учебная практика включает в себя: научно-исследовательскую практику, юридическое консультирование, практику в органах государственной властии местного самоуправления, судах и правоохранительных органах, педагогическую практику. Круг задач, решаемых при прохождении практики, определяется видом практики. Конкретные задачи практики для каждого студента определяются с учетом его индивидуального плана.
3. Цель практики:
Научно-исследовательская часть имеет своей целью:
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой;
- овладение методами научного исследования;
- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение им навыков анализа своего труда, формирование потребности в постоянном самообразовании;
- сбор материалов по теме квалификационной работы.
Юридическое консультирование имеет своей целью:
- закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы по специализации;
- закрепление навыков самостоятельной работы с законодательством и его применением для разрешения конкретных правовых ситуаций;
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой;
- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение им навыков анализа своего труда, формирование потребности в постоянном самообразовании;
- сбор материалов по теме квалификационной работы.
Педагогическая часть имеет своей целью:
- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания;
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой;
- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы, с передовым педагогическим опытом;
- ознакомление студентов с организационно-правовой структурой управления образованием;
- воспитание у студентов любви и уважения к профессии преподавателя.
4. Задачи практики:
Научно-исследовательская часть:
- анализ действующих нормативных правовых актов и разработка предложений по их совершенствованию;
- осуществление правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей научно-исследовательской работы;
Юридическое консультирование:
- обоснование и принятие решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм по вопросам консультационной деятельности;
- составление юридических документов;
- участие в обеспечении законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в рамках обращений граждан и представителей юридических лиц;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за консультацией;
- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
Педагогическая часть:
- осуществление организационно-управленческих функций в рамках педагогической деятельности;
- проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей научно-исследовательской работы;
- преподавание юридических дисциплин в соответствии с дисциплинами кафедры;
- осуществление правового воспитания.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
Научно-исследовательская часть:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).
Юридическое консультирование:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).
Педагогическая часть:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
6. Сроки и место проведения практики:
Согласно графику учебного процесса в 4 семестре.
Место проведения практики: кафедры Института права, социального управления и безопасности, юридическая клиника. Место проведения практики определяется видом практики.
7. Структура и содержание практики:
Производственная практика состоит из следующих этапов:
- подготовительный (ознакомление студента с программой прохождения практики, составление и согласование с руководителем практики плана прохождения практики, посещение собрания по практике и получения необходимых документов, в том числе направления на практику и дневника практики);
- научно-исследовательская работа студента (сбор эмпирического материала по направлению своей научно-исследовательской работы, проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы);
- практическая деятельность (юридическое консультирование или педагогическая практика);
- подготовка и оформление отчета по практике;
- сдача зачета по практике.
Содержание учебной практики определяется поставленными задачами. Научно-исследовательская часть практики является основной составляющей производственной практики.
Практика начинается с установочной конференции, на которой студенты знакомятся с программой прохождения практики и получает необходимые документы, индивидуальные задания на практику, проходят инструктаж по технике безопасности. В рамках конференции проводится ознакомительная лекция о методах решения поставленных перед студентом научных и практических задач, организации самостоятельной работы при прохождении практики.
Конкретные задачи определяются руководителем практики с учетом пожеланий студента и содержанием его индивидуальной научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская часть:
Содержание научно-исследовательской практики охватывает следующие направления: библиографическое дело и работа с эмпирической базой.
В ходе практики студент-магистрант осуществляет библиографическую подготовку исследования в рамках индивидуальной программы НИРМ, производит сбор эмпирического материала и его обработку, используя полученные теоретические и практические знания, осуществляет самостоятельные научно-практические исследования в соответствии с определенными задачами практики.
Библиографическое дело
- изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;
- приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, библиографического поиска;
- изучение требований ГОСТ к библиографическому описанию научных источников, законодательных актов, иных нормативных материалов и официальных документов;
- приобретение навыков составления научно-библиографических списков;
- приобретение навыков использования библиографического описания в научных работах (статьях, монографиях, рукописях).
Работа с эмпирической базой
- составление программы и плана эмпирического исследования;
- постановка и формулировка задач эмпирического исследования;
- определение объекта эмпирического исследования;
- выбор методики эмпирического исследования;
- изучение статистических методов сбора и анализа эмпирических данных;
- освоение методик анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов);
- освоение методик наблюдения и эксперимента (составление программы, создание условий, прогнозирование и анализ результатов);
- освоение методик моделирования (анализ объекта моделирования, выбор вида модели и ее составление, использование модели и интерпретация полученных результатов);
- приобретение навыков применения эмпирических данных в научных работах.
Юридическое консультирование:
Практика проходит в юридической клинике под руководством ее руководителя. В ходе практики студент должен ознакомится с принципами организации работы юридической клиникой, отработать навыки оказания помощи населению в решении вопросов юридического характера, собрать эмпирический материал по теме своего исследования.
Содержание практики охватывает следующие виды работ:
- дежурство в юридической клинике (из расчета 6 час. практики на 1 дежурство);
- обобщение правоприменительной практики по заданию руководителя клиники по заданной теме;
- разработка методических рекомендаций для студентов-консультантов по заданной теме;
- обзор и обобщение результатов работы базы клиники за один календарный месяц.
Педагогическая часть:
Содержание научно-педагогической практики охватывает следующие направления учебно-воспитательного процесса: учебная, воспитательная и исследовательская работа в педагогических целях.
Учебная работа:
- изучение системы работы учебного заведения;
- овладение умением применять на практике принципы единства обучения и воспитания, формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели занятия;
- изучение методики и техники проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий;
- участие в проведении лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий;
- овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы внеаудиторной работы по предмету;
- овладение методикой осуществления индивидуального подхода к студентам, способов и методов работы со слабоуспевающими и сильными учащимися, опираясь на их индивидные, субъектные и личностные особенности;
- формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;
- овладение инновационными обучающими технологиями.
Воспитательная работа:
- ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы;
- ознакомление с работой куратора группы;
- приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы со студентами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование умения педагогически грамотно строить свои отношения со студентами и коллегами.
Исследовательская работа:
- изучение с помощью психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей студентов и студенческого коллектива (группы);
- изучение передового педагогического опыта.
8. Организация самостоятельной работы студентов:
Все этапы производственной практики реализуются студентами самостоятельно с предоставлением отчета, по которому проводится собеседование.
Проблема эффективности самостоятельной работы студентов в период прохождения практики является актуальной и в настоящее время. Большое значение здесь имеет не только учебно-методическая литература, помогающая студентам реализовать требования ФГОС в части учебной практики, но и документационное обеспечение практического обучения.
Студент проходит практику в индивидуальном режиме под руководством опытного преподавателя. Это позволяет грамотно и четко сформулировать задачи практики, определиться с методами решения задач, выявить допущенные ошибки в процессе прохождения практики.
Для прохождения практики разработана форма отчета. Отчет – это своеобразная рабочая тетрадь разового использования, где представлен не только план-задание, но и содержание и анализ проделанной работы. Такая форма отчета позволяет систематизировать материал, организовать работу студентов, а также служит методическим руководством для выполнения практических заданий.
Программа самостоятельной работы
№ п\п | Разделы практики | Трудоем. в часах | Виды работ | Формы текущего контроля |
1. | Подготовительный этап | Участие в установочной конференции; участие в составлении индивидуального задания на практику | Участие в конференции, задание на практику | |
2. | Научно-исследовательская часть | Работа с библиографическим материалом; составление программы эмпирического исследования, его проведение. | Анализ результатов библиографического исследования, программа и анализ результатов эмпирического исследования | |
3. | Практическая часть | Работа в юридической клинике; участие в учебно-воспитательной и учебно-методической работе кафедр университета (института) | Анализ структуры работы учреждения, составленные документы, самоанализ проделанной работы | |
4. | Отчет по практике | Сбор материалов, оформление и презентация отчета по практике | Отчетные материалы, презентация отчета |
9. Контроль деятельности студента:
По результатам практики студент представляет отчет о научно-исследовательской практике в целях учета отработанного времени и проделанной работы, который подписывается студентом и утверждается руководителем практики от профилирующей кафедры.
На зачет также представляются документы, собранные и составленные студентами в период практики.
Требования к оформлению отчета о производственной практике:
1. Отчет о практике должен иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- основная часть;
- заключение по практике;
- список использованных источников;
- приложения.
2. Титульный лист является первой страницей отчета о научно-исследовательской практике и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование учебного заведения;
- фамилию, имя, отчество лица, проходящего практику;
- гриф утверждения отчета руководителем практики;
- наименование отчета;
- место и сроки прохождения практики;
- место и дата составления отчета.
3. Основная часть отчета должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты практики.
Основная часть должна содержать:
- задачи, стоящие перед студентом-практикантом;
- последовательность прохождения практики;
- краткое описание выполненных работ и сроки их осуществления;
- описание проведенных научно-практических исследований, с указанием их направления, видов, методов и способов осуществления;
- характеристику результатов исследований, изложенную исходя из целесообразности, в виде текста, таблиц, графиков, схем и др.;
- затруднения, которые встретились при прохождении практики.
4. Заключение должно содержать обобщение и оценку результатов практики, включающие в себя
- оценку полноты поставленных задач;
- оценку уровня проведенных научно-практических исследований;
- рекомендации по преодолению проблем, возникших в ходе прохождения практики и проведения научно-практических исследований;
- оценку возможности использования результатов научно-практических исследований в НИРМ и квалификационной работе.
Формой итоговой аттестации практики является зачет. Для сдачи зачета по практике студент должен представить характеристику за подписью руководителя организации, в которой он проходил практику, заверенную печатью организации. В характеристике должен найти оценку уровень подготовки магистранта, проявленный им при выполнении заданий практики, и его отношение к работе.
Зачетная оценка «зачтено» или «незачтено» выставляется с учетом критериев контроля в бально-рейтинговой системе. Минимальная сумма баллов, дающая положительную оценку учебной работе студентов – 61 балл.
Оценка работы студентов:
Разделы практики | Виды работ | Баллы |
Подготовительный этап | Участие в конференции | |
Задание на практику | ||
Научно-исследовательская часть | Анализ результатов библиографического исследования | |
Программа и анализ результатов эмпирического исследования | ||
Практическая часть | Выполнение поставленных задач | |
Самоанализ проделанной работы | ||
Отчет по практике | Отчетные материалы, презентация отчета | |
Всего: |
Студенты, не выполнившие программу учебной практики по уважительной причине, направляются на практику в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность.