Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.




Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

звучит 1 куплет песни из кинофильма "Офицеры"

" От героев былых времен не осталось порой имен,

Те, кто приняли смертный бой стали просто землей, травой.

Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых,

Этот вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним."

 

Мы поговорим с вам о героях разных времен и о том есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством?

Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?

Прослушайте произведение русского композитора А.П.Бородина

Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.

- Что это за музыкальное произведение?

- Кто является автором?

-Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка?

Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей.

А кто исполнял?

Симфонический оркестр.

Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра?

симфония.

Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для изображения этой музыки?

А.П. Бородин так ее назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества.

А какая из известных вам картин наиболее созвучна этой музыке?

 

Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''

 

Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня. '' Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина?

''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина ''Богатыри'' художника Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее героев, богатырей.

Прекрасные произведения великих мастеров В. Васнецова и А.П. Бородина, П. Корина и С.С. Прокофьева и С. Эйзенштейна рассказывают нам о далеких событиях. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, описанных в картинах и музыкальных произведениях.

- Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века.

Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории.

 

В XX веке была еще одна страшная война – Великая Отечественная, унесшая миллионы человеческих жизней. Нет такой семьи, которой не коснулась бы эта война.

Я думаю, что всех, кто сражался на фронте, а так же тех, кто работал в тылу тоже можно назвать героями. Они для нас всегда пример. О них сложено много песен, написано много картин.

 

Более 10 тысячам человек во время Великой отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза.

А в наше время кого мы можем назвать героями?

Тех, кто стоит на защите нашей Родины. Это солдаты, которые днем и ночью охраняют наш покой и зорко охраняют наши границы.

 

- Кто такой герой?

(человек, который совершает подвиг ради других людей, рискует своей жизнью)

- Каким вы себе представляете героя?

(сильный, высокий, смелый, решительный)

 

- Послушайте песню и ответьте на вопрос - мальчик, о котором поется в песне, может считаться героем?

 

Слушание "Песни о маленьком трубаче", муз. С.Никитина.

 

Поищите средства музыкальной выразительности в каждом куплете, ведь все они разные. В одном куплете это тревога, в другом радость, в третьем печаль.

Обратить на интонацию вопроса в каждом припеве.

 

Для того, чтобы стать героем не обязательно быть сильным, взрослым.

 

В наше время тоже пишут картины о том тяжком времени, пишут стихи и сочиняют музыкальные произведения. (картины современных художников: Петра Кривоногова «Оборона Брестской крепости», Разгром танковой дивизии СС (Валерий Петелин).

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" – Александра Сергеевича Пушкина.

 

ВОПРОСЫ:

1. Теперь сопоставьте все сказанное на уроке и сделайте вывод: кто же такой герой?

2. Можно ли назвать маленького трубача из "Песни о маленьком трубаче» - героем?

3. Как вы думаете- почему русские художники, композиторы столько произведений посвятили героическому прошлому нашей Родины?

4. С кем воевал Александр Невский на Чудском озере?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: