Фонематические представления




 

Задачи: формировать умения: 1) различать звуки, близкие по артикуляции; 2) преобразовывать слова путем замены или добавления звука; 3) находить слово, отличающееся от остальных по звучанию.

Задания и упражнения

1. Слова: мак — бак — так; ком — дом — гном; дам - дом — дым; бык — бак — бок; ток — тук — так.

2. Слова-паронимы: точка — дочка — почка — ночка — бочка; коса — коза; игра — икра; крыса — крыша; дом — том; батон — бутон — бетон; ватка — ветка; кот — крот; рак — брак.

3. Упражнение «Четвертый — лишний».

С л о в а: буфет — букет — буфет — буфет; билет — билет балет — билет; винт — винт — винт — бинт; утенок — котенок — котенок — котенок.

 

Задачи: совершенствовать умение выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным заданием.

Задания и упражнения

Игра «Доскажи словечко».

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (книжки).

 

Не полезет Влад на ель,

У него в руках... (портфель).

 

Не дрожи, Сережка,

Это ж наша... (кошка).

 

Загадки-обманки.

Скачет наш котенок ловко,

Очень любит он... (морковку?).

 

Все ребята точно знают

Кошки очень громко.., (лают?).

 

Задача. Развивать умение находить слово с заданным звуком в определенной позиции (в начале, конце, середине слова).

Задания и упражнения

Назвать встречающиеся в рассказе слова со звуком [х]: «Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. Только на елках осталась хвоя».

 

Самостоятельная речь

 

Задачи: формировать умения образовывать: 1) однокоренные слова; 2) слова при помощи приставок, суффиксов.

Задания и упражнения

1. Образовать однокоренные слова: чай — чайник — чайный — чаевничать — чаепитие.

Образовать относительные прилагательные: золото—золотой, шерсть— шерстяной.

Образовать прилагательные от наречий: быстро — быстрый, легко — легкий.

Образовать степени сравнения прилагательных: холодный — холоднее, сильный — сильнее.

2. Образовать новые слова при помощи приставок: ехал — уехал — доехал — заехал — переехал — отъехал.

Подобрать слова с противоположным значением, используя приставки от-,вы-: принести — вынести, отнести; привезти — отвезти, вывезти; вложить — выложить, отложить.

Образовать новые слова при помощи суффиксов: человек — человечек — человечище; рука — ручка — ручища; глаза — глазик — глазище.

 

Задачи: развивать умения: 1) подбирать антонимы; 2) многоязычные слова с оттенками разных значений, близких по значению слов.

Задания и упражнения

1. Подобрать слова с противоположным значением (по карликам): день — ночь, зима — лето, великан — карлик, полная - пустая, сильный — слабый, мягкое — твердое, открытое - закрытое, надевает — снимает, плачет — смеется.

2. Упражнение «Подбери, назови, запомни».

Слова: нос (корабля, человека); крыло (птицы, самолета)-ножка (гриба, стула, ребенка).

Подобрать слова, близкие по значению: трасса — дорога — шоссе; идет — бредет — марширует; бежит — мчится несется.

 

Задачи: формировать умения: 1) образовывать словосочетания с помощью разных частей речи; 2) составлять предложения с однородными членами.

Задания и упражнения

1. Согласование прилагательных с существительными: розовая бумага — розовое платье — розовый шарик.

Согласование местоимений с существительными: мой дом — моя кукла — мое пальто.

Образовать словосочетания со словом «много»: много карандашей, много цветных карандашей.

2. Составить предложения, используя данные слова: белка, заяц, медведь, лось; читают, пишут, рисуют, считают; большое, вкусное, сочное, спелое; на крышах, на земле, на деревьях, на заборе.

 

Задача. Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзами я, и, или.

Задания и упражнения

Составить предложение с союзом а: «У Даши груша, а у Коли яблоки».

Составить предложение с союзом и: «Мама купила хлеб и молоко».

Составить предложение с союзом или: «Ты будешь рисовать или читать?»

 

Задача. Формировать умение распространять предложение, используя опорные слова, дидактический материал.

Задания и упражнения

Переделать предложение в распространенное, последовательно прибавляя по одному слову.

Дети играют.

Дети играют в футбол.

Дети играют в футбол на стадионе.

Летом дети играют в футбол на стадионе.

 

Задача. Формировать умение составлять предложения с различными предлогами.

Задания и упражнения

Составить предложение с предлогом в (с опорой на наглядный материал).

Составить предложение, вставив пропущенный предлог.

 

Моторика

 

Задача. Формировать умение удерживать органы артикуляции в заданном положении.

Задания и упражнения

Вспомнить положение языка при произношении звука [р].

 

Задачи: развивать: 1) координацию движений рук с положениями языка; 2) подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и точность движений; 3) речевые и двигательные возможности ребенка; 4) имитационно-раздражительные движения, используя элементы логоритмики.

Задания и упражнения

1. Выполнить артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: «Птенчики», «Лопатка», «Чашечка», «Моторчик» и др.

2. Вспомнить «Сказку о Веселом Язычке».

3. Изобразить кистями рук фигуру «Шарик» (пальцы обеих рук соприкасаются кончиками, изображая надувающийся шарик).

4. Упражнение на тренировку правильного дыхания.

 

Шарик тужился, пыхтел.

Лопнул он и засвистел: «С-с-с».

 

Задача. Совершенствовать точность выполнения движений и согласованность движений пальцев рук с речью.

Задания и упражнения

Произносить стихотворение и выполнять в соответствии с текстом фигуры пальцами рук.

Дом и ворота

 

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

 

Упражнение на тренировку у детей умения ориентироваться в собственном теле.

 

Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы, ногти,

Кулаки, ладони, локти,

Нос, живот, колени, пятки,

Губы, бедра и лопатки...

 

Изобразить движения медведя, лисы, черепахи, кошки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: