Общий коэффициент рождаемости




Актуальность темы.

Исторически на стыке общей демографии и социальной медицины в конце XIX века выделилась смежная научная область – медицинская демография, изучающая взаимосвязь процессов воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами и разрабатывающая на этой основе медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографической ситуации и улучшения здоровья населения.

Цели занятия:

Учебные:

· научить студентов рассчитывать медико-демографические показатели, анализировать и использовать их в своей деятельности;

· способствовать формированию общих и профессиональных компетенций студентов.

Развивающие:

· развивать познавательные интересы и творческие способности студентов, их психические способности, обеспечивающие адаптацию в дальнейшей жизни;

· способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Воспитательные:

воспитывать творческую личность, умеющую самореализовываться и интегрироваться в системе мировой математической культуры.

Ход занятия:

I Организационный момент

II Сообщение темы, целей и основных задач занятия. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Одним из индикаторов для оценки уровня здоровья населения являются демографические показатели. Слово «демография» происходит от греческих слов demos – народ и grapho – писать, изображать. Таким образом, демография – наука о народонаселении, которая изучает законы воспроизводства населения в его общественно-исторической обусловленности, состав и расселение его. Медицинская демография ставит своей целью изучение взаимосвязи воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами (в т.ч. медикоорганизационными факторами) и разработку на той основе медикосоциальных мер, направленных на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшения здоровья населения. Основной метод медицинской демографии – статистический.

Основная цель сегодняшнего занятия - рассмотреть основные медико-демографические показатели.

III Изучение нового материала

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:

- статистика населения;

- динамика населения.

Состав населения (статика) изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, социальные группы, профессия, язык, образование, место жительства и т.д.

Динамика населения есть движение и изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить по следующим причинам:

- механического движения населения– миграционные процессы;

- естественного движения населения - под влиянием рождаемости и смертности.

Рассмотрим задачу.

Среднегодовая численность населения в области в 2009 г. составляла 18 млн. чел., из них 25 % женщины в возрасте 15-49 лет. В течение года в области родилось 25000 человек, умерло 12000 человек, прибыло в область на постоянное жительство 16000 человек, выбыло на постоянное жительство за пределы области 10000 человек.

Определить:

  • Общий коэффициент рождаемости.
  • Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости).
  • Общий коэффициент смертности.
  • Коэффициент естественного прироста.
  • Коэффициент механического прироста.

Решение задачи

Общий коэффициент рождаемости

Общий коэффициент рождаемости находится как отношение числа родившихся к среднегодовой численности населения:

где – число родившихся, N – среднегодовая численность населения.

=1,4 0/00

Таким образом, на каждую тысячу человек населения области родилось 1,4 человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: