Актуальность темы.
Исторически на стыке общей демографии и социальной медицины в конце XIX века выделилась смежная научная область – медицинская демография, изучающая взаимосвязь процессов воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами и разрабатывающая на этой основе медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографической ситуации и улучшения здоровья населения.
Цели занятия:
Учебные:
· научить студентов рассчитывать медико-демографические показатели, анализировать и использовать их в своей деятельности;
· способствовать формированию общих и профессиональных компетенций студентов.
Развивающие:
· развивать познавательные интересы и творческие способности студентов, их психические способности, обеспечивающие адаптацию в дальнейшей жизни;
· способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
Воспитательные:
воспитывать творческую личность, умеющую самореализовываться и интегрироваться в системе мировой математической культуры.
Ход занятия:
I Организационный момент
II Сообщение темы, целей и основных задач занятия. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Одним из индикаторов для оценки уровня здоровья населения являются демографические показатели. Слово «демография» происходит от греческих слов demos – народ и grapho – писать, изображать. Таким образом, демография – наука о народонаселении, которая изучает законы воспроизводства населения в его общественно-исторической обусловленности, состав и расселение его. Медицинская демография ставит своей целью изучение взаимосвязи воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами (в т.ч. медикоорганизационными факторами) и разработку на той основе медикосоциальных мер, направленных на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшения здоровья населения. Основной метод медицинской демографии – статистический.
Основная цель сегодняшнего занятия - рассмотреть основные медико-демографические показатели.
III Изучение нового материала
Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:
- статистика населения;
- динамика населения.
Состав населения (статика) изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, социальные группы, профессия, язык, образование, место жительства и т.д.
Динамика населения есть движение и изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить по следующим причинам:
- механического движения населения– миграционные процессы;
- естественного движения населения - под влиянием рождаемости и смертности.
Рассмотрим задачу.
Среднегодовая численность населения в области в 2009 г. составляла 18 млн. чел., из них 25 % женщины в возрасте 15-49 лет. В течение года в области родилось 25000 человек, умерло 12000 человек, прибыло в область на постоянное жительство 16000 человек, выбыло на постоянное жительство за пределы области 10000 человек.
Определить:
- Общий коэффициент рождаемости.
- Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости).
- Общий коэффициент смертности.
- Коэффициент естественного прироста.
- Коэффициент механического прироста.
Решение задачи
Общий коэффициент рождаемости
Общий коэффициент рождаемости находится как отношение числа родившихся к среднегодовой численности населения:
где – число родившихся, N – среднегодовая численность населения.
=1,4 0/00
Таким образом, на каждую тысячу человек населения области родилось 1,4 человек.