Общая характеристика учебного модуля




ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию

(протокол от 26 октября 2020 № 4/20)

 

 

Примерная программа

учебного модуля «Шахматы в школе» предмета

«Физическая культура»
для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка. 6

Общая характеристика учебного модуля. 8

Цель и задачи модуля. 10

Место модуля в учебном плане. 11

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля. 12

Содержание учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура». 15

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 16

Материально-техническое обеспечение. 19

Планируемые результаты изучения учебного материала. 21

Список литературы.. 23

 

 

 


 

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по модулю «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорт и к срокам обучения по этим программам»;

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.07.2017 № 654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы»;

Приказ Министерства спорта РФ от 20.02.2017 №108 «Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации»;

Приказ Министерства спорта РФ от 12.10.2015 № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»;

Программа «Развитие вида спорта шахматы в Российской Федерации до 2020 года», утвержденная решением Наблюдательного Совета общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

Примерная программа учебного модуля «Шахматы в школе»предмета «Физическая культура» (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования предмета «Физическая культура».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения учебного модуля «Шахматы в школе»предмета «Физическая культура», даётся общая характеристика модуля, определяется место модуля в учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования при реализации учебного модуля «Шахматы в школе»предмета «Физическая культура», примерное содержание модуля.

Программа учебного модуля «Шахматы в школе»предмета «Физическая культура»разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных качеств подростков.

Примерная программа учебного модуля «Шахматы в школе»предмета «Физическая культура» является основой для составления рабочих программ. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению вносить коррективы в структуру учебного материала, последовательность его изучения, а также расширять объём содержания.


Пояснительная записка

Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей.

Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин.

XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире.

И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков.

Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала.

Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.

Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.

 

Общая характеристика учебного модуля

Учебный модуль «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования требует приложения всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования.

«Шахматы в школе» является учебным модулем предмета «Физическая культура», который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.

Актуальность примерной программы учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, обусловлена преемственным включением в учебный план общеобразовательных организаций многих регионов РФ курса «Шахматы в школе» на уровне основного общего образования.

В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения полученных знаний в различных метапредметных областях.

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный модуль обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

— компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);

— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и уровня подготовленности;

— травмобезопасность.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-ориентированная соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

Цель и задачи модуля

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

— массовое вовлечение подростков в шахматную игру;

— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;

— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют:

— приобретению знаний из истории развития шахмат;

— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах;

— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

— изучению приёмов и методов шахматной борьбы.

Оздоровительные задачи направлены на:

— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений;

— воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

Воспитательные задачи способствуют:

— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;

— развитию выдержки, собранности, внимательности;

— развитию эстетического восприятия действительности;

— формированию уважения к чужому мнению.

Место модуля в учебном плане

Программа разработана для учащихся 5–7 классов и рассчитана на изучение материала в течение 102 ч: в каждом классе по 34 ч.

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники. Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74), устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного модуля

Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

— формирование основ российской, гражданской идентичности;

— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;

— наличие чувства прекрасного;

— формирование основ шахматной культуры;

— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

— уважительное отношение к иному мнению;

— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

— умение управлять своими эмоциями;

— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

— оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

— умение с помощью педагога и самостоятельновыделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

— владение способом структурирования шахматных знаний;

— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

— умение находить необходимую информацию;

— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны:

— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

 

Содержание учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: