Федеральные государственные образовательные стандарты - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
При этом реализация программ высшего и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными университетами, и национальными исследовательскими университетами. Требования к условиям их реализации и результатам их освоения не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В формировании стандарта предполагается участие субъектов РФ, которые должны организовать регулярное изучение этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса. Органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования должны разработать и принять законы или иные нормативные правовые акты, которые в том числе создают необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей и запросов граждан.
Образовательное учреждение вправе включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую составляющую основной образовательной программы, которая формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся), родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления самостоятельно.
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.
На основе федеральных государственных образовательных стандартов и требований государственными органами управления образованием разрабатываются примерные основные образовательные программы, на основе которых каждое образовательное учреждение самостоятельно утверждает и реализует образовательную программу.
При этом должен соблюдаться принцип преемственности образовательных программ, т.е. каждая последующая образовательная программа должна основываться на объеме содержания предшествующей программы, что обеспечивает последовательное освоение содержания программ и систематическое повышение уровня общего и профессионального образования обучающегося.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Виды образовательных программ:
1. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
2. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.