Исходные принципы и ключевые понятия теории Ж.Пиаже




Когнитивный подход к развитию психики в концепции Ж Пиаже. (Исходные принципы и ключевые понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже: схема действия, группировка, операция, обратимость. Эгоцентрическая позиция ребенка и эгоцентризм детского мышления. Развитие идей Ж.Пиаже и их критика в современной психологии).

Глоссарий

 

Интеллект –структура,которая является результатом организации опытав процессе адаптации человека и обеспечивает адаптацию и познание мира.

 

Развитие интеллекта –последовательная смена познавательнойпозиции и структур мышлениясубъекта.

 

Адаптация –процесс активного действия субъекта с объектом,врезультате которого появляется знание, что увеличивает приспособленность субъекта и повышает его шансы к выживанию.

 

Ассимиляция –процесс включения объекта в имеющиеся у субъектасхемы действия, познание с помощью уже имеющихся структур.

 

Аккомодация –изменение схемы действия в соответствии сособенностями объекта, изменение структур субъекта в соответствии с познаваемым объектом.

 

Группа –абстрактная структура,состоящая из совокупности элементов ивключающая операцию с этими элементами так, что при ее осуществлении не нарушаются свойства композиции, ассоциативности, тождественности и обратимости.

 

Операция –обобщенныеинтериоризованные действия,скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости.

 

Схема действия –то наиболее общее,что сохраняется в действии приего многократном повторении в разных обстоятельствах.

 

Эгоцентризм –особая познавательная позиция,занимаемая субъектом вотношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения и субъект неспособен координировать различные точки зрения на предмет.

 


 

Исходные принципы и ключевые понятия теории Ж.Пиаже


 

Жан Пиаже (1896-1980) — один из выдающихся психологов в мире, признанный авторитет в области психологии мышления. Первоначально он занимался биологией, а затем перешел к изучению психологии. В своих исследованиях ученый поставил общую философскую задачу создания генетической эпистемологии. Его интересовали закономерности познания мира человеком. Для того чтобы понять, как происходит познание мира, он считал необходимым обратиться к изучению того, как возникает инструмент такого познания в мышлении человека. Ключ к решению поставленной проблемы ученый усматривал в изучении развития мышления ребенка. Таким образом, концепция Жана Пиаже стала «побочным» продуктом при изучении других его интересов.

 

Работы Пиаже принципиально изменили представление о мышлении ребенка и его развитии. С чем это связано? До Пиаже мышление ребенка рассматривалось в сравнении с мышлением взрослого человека. В психологии господствовала точка зрения, что мышление ребенка — это мышление «маленького взрослого» (мышление взрослого «со знаком минус»). Исходной точкой оценки мышления ребенка было мышление взрос-лого человека. Заслуга швейцарского психолога, по мнению Выготского, заключается в том, что мышление ребенка он стал рассматривать как мышление, характеризующееся качественным своеобразием.

 

Пиаже предложил новый метод изучения мышления — метод клинической беседы, направленный на изучение закономерностей развития и функционирования мышления, представляя собой вариант эксперимента. Исходным постулатом Пиаже раннего периода стало положение о том, что мышление прямо выражается в речи. Именно оно стало предметом критики Л. С. Выготского, отстаивающего тезис о сложных взаимообусловленных отношениях мышления и речи. Именно от положения о прямой связи мышления и речи Пиаже отказался в дальнейших работах.

 

Беседа позволяла, по мнению психолога, изучать мышление ребенка, потому что ответы ребенка на вопросы взрослого раскрывают перед исследователем живой процесс мышления.

 

Отправной точкой для теории Ж.Пиаже стали три следующие положения:

 

1. Развитие мышления ребенка осуществляется путем усвоения группных представлений (социализированных форм мысли) в ходе вербального общения.

 

2. Изначально мышление направлено на получение удовольствия, затем этот вид мышления вытесняется обществом, и ребенку навязываются другие его формы, соответствующие принципу реальности.

 

3. Мышление ребенка обладает качественным своеобразием.


Для Ж.Пиаже принцип активности в психическом развитии ребенка воплощен в диадической структуре субъектно-объектного взаимодействия, где объект выступает как физический объект. Индивидуализация предшествует процессу социализации.

 

Пиаже выделяет 2 основные функции живого организма, данные ему с рождения – адаптация и организация опыта.

 

Адаптация – это главная функция живого организма, с которой он появляется на свет, это активный процесс действия субъекта с объектом. В результате такого действия появляется знание, что увеличивает приспособленность организма, и повышает его шансы к выживанию. Это знание, которое появляется в результате действия субъекта с объектом, оно об объекте, то есть зависит от объекта, его свойств. Однако, это знание зависит еще и от того, что может делать субъект, то есть от его возможностей. Таким образом, помимо информации об объекте в знании содержатся и информация о субъекте. Стремление любой науки – получить объективное знание, то есть приблизить знание к объекту. Но это невозможно, так как знание не может появиться без субъекта. Таким образом, субъект стремится вычесть себя из знания, что до конца невозможно.

 

Вторая важнейшая функция организма – это организация опыта. В результате познания субъект получает знания о различных объектах. Эти знания составляют опыт субъекта. Опыт субъекта не является хаотичным и бессистемным, результатом организации опыта является структура. Интеллект – это структура, которая получается в результате организации опыта в процессе адаптации человека. С помощью структур интеллекта субъект может еще лучше адаптироваться и познавать мир. Интеллект – это структура, обеспечивающая адаптацию и познание мира.

 

Процесс адаптации имеет 2 стороны, которые идут вместе, но одна из них может преобладать над другой:

 

1. Ассимиляция – это процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия, познание с помощью уже имеющихся структур. Например, врожденный безусловный рефлекс сосания включает все новые и новые объекты в одну и ту же схему сосания.

 

2. Аккомодация – изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта, изменение самих структур под познаваемый объект. Когда ребенок сосет пустышку и пытается сосать свой палец или край одеяла, он трансформирует саму схему сосания с учетом величины объекта.

 

Первичную ассимиляцию Пиаже называет "деформирующей", поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда ассимиляция и


аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную. Любое логическое противоречие, по Пиаже, - результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией, и такая ситуация биологически неизбежна.

 

Уравновешивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адаптацию организма к среде. Смысл аккомодации и ассимиляции для развития различен. Аккомодация обеспечивает прирост, изменение. Ассимиляция обеспечивает стабилизацию, сохранение.

 

Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже – понятие схемыдействия. В узком смысле слова,схема–это сенсомоторный эквивалентпонятия. Она позволяет ребенку экономно адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиаже, это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия, в широком смысле слова, - это структура на определенном уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют. Структура

 

– саморегулирующаяся система. Новые умственные структуры формируются на основе действия.

 

Обратимость обеспечивается системностью, координацией прямого и обратного действий. Операции – такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка – закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям:

 

1) комбинативность (композиция) А + В = С;

 

2) обратимость С - В = А;

 

3) ассоциативность (А + В) + С=А + (В + С);

4) общая идентичность А - А = 0;

5) специальная идентичность А + А = А.

 

Операции – внутренние интериоризованные действия, скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости.Обратимость связана с сохранением основных свойств объекта, выступая как его условие.Ключевое слово в этом определении интериоризованные действия. Операция – всегда внутреннее действие. Внешнее действие – материальное, физическое – не может быть операцией. Дело в том, что только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия как алгоритма и последовательности


преобразования. Схема действия является основой построения логической операционной структуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: