Форма Бухгалтерского учета с использованием регистров Бухгалтерского учета имущества малого предприятия




Малые предприятия, осуществляющее производство продукции, работ, услуг, могут применять для учета хозяйственных операций следующие регистры Б.У. (более 30 хоз. операций в месяц и, как правило, до 100:

1) Ведомость учета ОС, начисленных амортизационных отчислений - форма В-1.

2) Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям - форма В-2.

3) Ведомость учета затрат на производство - форма В-3.

4) Ведомость учета денежных средств и фондов - форма В-4 (2 формы: по 50 и 51 счетам).

5) Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма В-5 (для 62, 71 и 76 счетов).

6) Ведомость учета реализации (оплата) - форма В-6. Данная форма применяется при кассовом методе ведения Б.У.

7) Ведомость учета реализации (отгрузка) - Фома В-6.

8) Ведомость учета расчетов с поставщиками (счет 60) - форма В-7.

9) Ведомость учета оплаты труда - форма В-8.

10) Ведомость шахматная - форма В-9 (вместо главной книги).

Каждая ведомость применяется для учета хозяйственных операций по одному из используемых бух. счетов согласного рабочего плана счетов и учетной политики данного предприятия.

Сумма по любой операции записывается одновременно в 2-х ведомостях: в одной по Д счета, с указанием номера кредитуемого счета, а в другой по К кор. счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.

В графах «Содержание операции» делается запись на основании первичной документации, либо пояснения, либо расчета.

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях производятся в шахматной ведомости (форма В-9), на основании которого составляется оборотно-сальдовая ведомость. Данная ведомость является основанием для составления баланса малого предприятия.

 

19. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений. Положения призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и включают шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. В этом разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

 

20. Состав отчетности и предъявляемые к ней требования.

Для принятия решений для правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия. Финансовая отчетность состоит из: · Баланс – это отчет о финансовом состоянии предприятия, отраженный на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. · Отчет о финансовых результатах – это отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия. · Отчет о движении денежных средств – это отчет, отражающий поступление и расходование денежных средств в результате деятельности предприятия в отчетный период.· Отчет о собственном капитале – это отчет, отражающий изменения в собственном капитале предприятия в течении отчетного периода. Консолидированная финансовая отчетность со­ставляется путем упорядоченного прибавления показателей фи­нансовой отчетности дочерних предприятий к аналогичным по­казателям финансовой отчетности материнского предприятия. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, ко­торые осуществляют управление имуществом предприятий, ос­нованных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и представляют сводную финансовую от­четность по всем предприятиям, относящимся к сфере их уп­равления. Указанные органы также отдельно составляют свод­ную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в госу­дарственной и коммунальной собственности. Отчетным периодом для составления финансовой отчетнос­ти является календарный год. Промежуточная отчетность (ме­сячная, квартальная), которая охватывает определенный пери­од, составляется нарастающим итогом с начала года. Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не боже 15 месяцев. Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с на­чала отчетного года до даты принятия решения о ликвидации. Финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законо­дательством. Открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестицион­ные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным года, обна­родовать годовую финансовую отчетность и консолидованную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения ее в виде отдельных печатных изданий.Требования, предъявляемые к отчетности: достоверность, доходчивость, уместность и со­поставимость. Достоверность информации означает, что она не содержит ошибок и предвзятых суждений. Показатели отчетности долж­ны быть объективными, обоснованы проверенными данными текущего учета и подтверждены соответствующими документами .Доходчивость — информация, которая приводится в фи­нансовых отчетах, должна быть доходчивой, рассчитана на по­нимание и однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации. Финансовая отчетность должна полностью освещать все на­правления деятельности предприятия и вместе с тем содержать только уместную информацию, которая влияет на принятие ре­шений пользователями, дает возможность своевременно оце­нить прошедшие, настоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом. Для того чтобы финансовая отчетность была понятной по­льзователям, она должна содержать данные о: предприятии · дате отчетности или отчетном периоде · валюте отчетности и единице · измерения · учетной политике предприятия и ее изменениях · другой информацииСопоставимость информации характеризует возможность пользователям отчетности сравнивать: финансовые отчеты предприятия за разные периоды; финансовые отчеты разных предприятий. Такое сравнение позволяет оценить динамику развития предприятия, определить его место на рынке.Неотъемлемым условием полезности финансовой отчетнос­ти является своевременность ее составления и представления.

21. Общие принципы построения финансового учета. Учетная политика организации, ее раскрытие и формирование в части финансового учета.

Действующим Положением “О БУ и отчетности в РФ” установлены основные принципы организации ФУ на предприятиях.

1. БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на предприятиях способом двойной записи в соответствии с Планом счетов. С 01.01.96 года исключением являются малые предприятия, численность которых составляет 15 человек, а годовой оборот не превышает 100-тысячный размер минимальной зарплаты. На этих предприятиях двойная запись не ведется. Вместо нее ведется финансовый счет “Доходы и расходы”. Разница между доходами и расходами - это финансовый результат деятельности.

2. Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные документы, которые фиксируют фактическое совершение х/о. Первичные документы заполняют в момент возникновения х/о; они содержат все необходимые реквизиты, правильно оформленные и имеют подписи ответственных лиц.

3. Имущество, обязательства и х/о для отражения в БУ и отчетности подлежат оценке, которая определяется путем суммирования фактически произведенных расходов. Оценка осуществляется в отечественной валюте.

4. С целью обеспеченности достоверности данных ФУ проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств и оформляются ее результаты.

5. Соблюдение в течение отчетного года учетной политики, оценки имущества и финансовых обязательств.

6. Правильность отражения доходов и расходов по отчетным периодам.

7. Тождество данных аналитического и синтетического учетов.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухучета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • требование полноты;
  • требование своевременност;
  • требование осмотрительности;
  • требование приоритета содержания перед формой;
  • требование непротиворечивости;
  • требование рациональности.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухучета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

 

22. Основные средства и их оценка.

ОС – часть имущества, используемое организацией в течении более 12 мес. При производстве продукции, а также в управленческих целях.

Согласно ПБУ 6/01 от 30.03.01 №26Н «Учет ОС»: имущество учитывается в составе ОС организации при единовременном выполнении условий: 1- имущество используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, или для управления нужд орг-ий, либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование; 2- имущество используется в течении длительного времени(>12 месяцев); 3-организацией не предлагается последующая продажа данного имущества; 4- имущество способно приносить орг-ии экономическую выгоду (доход) в будущем.

ОС: здания,сооружения,машины,оборудование, приборы, устройства, жилища,вычислит.техника, орг.техника,инструменты,производ.и хоз.инвентарь..

ОС учтены на 01 счете. ОС могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановленной стоимости. Первоначальная ст-ть – стоимость объектов ОС, по которой они принимаются к учету.

Остаточная ст-ть – разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией.

Восстановленная ст-ть – стоимость ОС в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются ОС после проведения переоценки.

ОС поступают: от учредителей в уставной капитал, в результате строительства, путем приобретения за плату, путем безвозмездной передачи, по договору мены.

Счет 01 "Основные средства" корреспондирует со счетами: по дебету: 03 Доходные вложения в материальные ценности, 08 Вложения во внеоборотные активы, 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, 79 Внутрихозяйственные расчеты, 80 Уставный капитал, 83 добавочный капитал; по кредиту: 02 Амортизация основных средств, 11 Животные на выращивании и откормке, 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, 79 Внутрихозяйственные расчеты, 80 Уставный капитал, 83 добавочный капитал,91 Прочие доходы и расходы, 94 Недостачи и потери от порчи ценностей, 99 Прибыли и убытки

 

 

23. Синтетический аналитический учет движения основных средств. Первичные документы по движению основных средств.

К основным средствам бюджетной организации относятся активы, имеющие материально-вещественную форму, используемые в качестве средств труда при выполнении работ, оказании услуг.

В бюджетных организациях группировка основных средств по их видам установлена формой годовой отчетности №5 "Отчет о движении основных средств.

По основным средствам начисляется амортизация

Приобретение основных средств осуществляется за счет средств бюджета; средств, полученных от предпринимательской деятельности; целевых средств.

Аналитический учет ОС строится на основе классификации групп по инвентаризации обьекта, месту нахождения и источников приобретения.

Единица бух.учета ОС – инвентарный объект (для этого используется тип форма ОС-6).

Ввод в эксплуатациюОС осуществляется на основе приказа руководителя организации. В бухгалтерии составляется акт приема переданных ОС по формам: ОС-1, ОС-1а-д/ввода в эксплуат.зданий,сооружений, ОС-1б-при единовременном вводе нескольких объектов ОС.

Принятые объекты ОС учета в инвентарных карточках ОС-6 и ОС-6а(для групповых обьектов). Ведется инвентарная книга ОС-6б(для учета на малых предприятиях).

Приобретенные ОС, не требующие ремонта:

Д08 К60 – начислено поступление по счету

Д08 К60,76,23 - учтены расходы на доставку

Д01 К08 – введен в эксплуатацию объект ОС

Получены ОС от учредителей:

Д75.1 К80 – сформирована задолженность учредителей по вкладам

Д08 К 75.1 – поступили ОС в счет вклада в уставной капитал

Списание ОС:

Д01 К01 – списание первоначальной стоимости

Д02 К01 – списание амортизации

Д91 К01 – списание остаточной стоимости

Выбытие ОС оформляется унифицированными первичными документами: акт о списании объектов ОС, формы ОС-4 или ОС-4б(если группа). Для списания транспортных средств – форма ОС-4а. При передаче ОС оформляется акт приема, передачи; форма ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.

 

24.Учет капитальных вложений.

Капитальные вложения могут быть производственного и непроизводственного назначения. Капитальные вложения используются в производственной сфере как на простое, так и на расширенное воспроизводство. Капитальные вложения при простом воспроизводстве направляют на строительство и приобретение основных средств только в размерах, соответствующих сумме начисленной амортизации по действующим основным средствам.

Источником их финансирования являются средства, получаемые в составе выручки от реализации в форме амортизации основных средств, начисленной в отчетном периоде. При этом делаются следующие бухгалтерские проводки: приобретение внеоборотных активов – дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», дебет счета 19/НДС по приобретенным ценностям и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ввод в эксплуатацию основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08. Капитальные вложения при расширенном воспроизводстве направленные на строительство и приобретение основных средств в размерах, превышающих сумму уменьшения основных средств в результате их изнашиваемости, финансируются за счет средств, получаемых в составе выручки: в форме амортизации – для простого воспроизводства и в форме прибыли – для расширенного. Источниками финансирования капитальных вложений в непроизводственной сфере является только прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

 

25.Амортизация основных средств, методы начисления и учет.

Амортизация – перенесение по частямстоимости основных производственных фондов на изготовленную с их помощью продукцию, выполненные услуги и работы.

Для этого необходимо определить:1. Состав объектов, по которым начисляется амортизация. 2. Срок их полезного использования. 3. Способы начисления амортизации. Методы начисления амортизации: - линейный; - уменьшенного остатка; - Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - Списание стоимости пропорционально объему продукции.

В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств", предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Счет 02 "Амортизация основных средств" корреспондирует со счетами: по дебету: 01 Основные средства, 02 Амортизация основных средств, 03 Доходные вложения в материальные ценности, 79 Внутрихозяйственные расчеты, 83 Добавочный капитал; по кредиту: 02 Амортизация основных средств, 08 Вложения во внеоборотные активы, 20 Основное производство,23 Вспомогательные производства, 25 Общепроизводственные расходы, 26 Общехозяйственные расходы, 29 Обслуживающие производства и хозяйства, 44 Расходы на продажу, 79 Внутрихозяйственные расчеты, 83 Добавочный капитал, 91 Прочие доходы и расходы, 97 Расходы будущих периодов

 

26. Учет затрат на ремонт основных средств.

Различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешается использовать несколько вариантов учета затрат по ремонту основных средств.

При первом варианте фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту ОС, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.).

Организации, особенно организации с сезонным производством, могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления в ремонтный фонд: Д25(общепроизводст.расходы) -К96

При втором варианте учета затрат на ремонт ОС организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открывать субсчет "Резерв на ремонт ОС" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления в резерв: Д25-К96

По окончании отчетного года затраты на ремонт ОС должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.

 

 

27. Инвентаризация и переоценка основных средств.

При инвентаризации ОС комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

Выявленные излишки ОС приходуют по текущей рыночной стоимости по Д01 "Основные средства" с К91 "Прочие доходы и расходы". При недостаче или порче объектов ОС их остаточную стоимость списывают с К01 "Основные средства" в Д94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а сумму амортизации - с К01 в Д02 "Амортизация основных средств". При выявлении конкретных виновников стоимость недостающих или испорченных ОС оценивают по рыночным ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с К94 в Д73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Разницу между рыночной и остаточной стоимостью ОС отражают по Д94 и К98 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в К91 "Прочие доходы и расходы".

Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные ОС списывают у организаций с К94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Переоценка объектов ОС. В бухгалтерском учете индексация оформляется следующим образом. Пусть на балансе числится ОС с характеристиками: счет 01 5 000 - балансовая стоимость (БС); счет 02 1 000 - сумма амортизации (СА); 4 000 - остаточная стоимость (ОС).

В соответствии с приказом Минфина РФ определен коэффициент индексации основного средства Ки = 3, тогда изменение их стоимости осуществляется с помощью таких проводок: Д 01 - К 83 - на сумму БС (Ки - 1) = 10 000; Д 83 - К 02 - на сумму СА (Ки - 1) = 2 000, где: счет 83 "Добавочный капитал". В результате индексации на балансе будет числиться объект с характеристиками: счет 01 15000 - балансовая стоимость; счет 02 3 000 - сумма амортизации; 12000 - остаточная стоимость.

 

 

28. Нематериальные активы: понятие, оценка.

В соответствии с ПБУ к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

1) не имеет материально-вещественной (физической) структуры;

2) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

3) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

4) используется в течение длительного времени;

5) не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

6) способно приносить организации экономическую выгоду;

7) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива.

ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов.

Первоначальная стоимость определяется следующим образом для объектов: внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон (по согласованной стоимости); приобретенных за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию; полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Нематер.активы: объекты интеллект.собственности: исключит.право патентно-обладателя на изобретения, пром.образец, исключительное автор.право на проги ЭВМ; имуществ-ое право автора на микро-схемы.

 

29. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.

Выбытие нематериального актива может происходить по разным причинам: в результате полной амортизации, при продаже, при списании за ненадобностью, при передаче в уставный капитал другого предприятия и т.п.

Списание при полной амортизации:Д 05 - К 04 - погашена стоимость амортизированного нематериального актива полностью.

На практике часто встречается ситуация, когда нематериальный актив утрачивает свою актуальность задолго до полной своей амортизации. В этом случае его не полностью амортизированная стоимость списывается на убытки предприятия: Д 05 - К 04 - определена сумма остаточной стоимости нематериального актива; Д 91 - К 04 - списана по акту остаточная стоимость нематериального актива; Д 99 (Прибыли и убытки) - К 91 (Прочие доходы и расходы) - определен убыток от списания нематериального актива.

При передаче нематериального актива в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия, если сумма остаточной стоимости не совпадает с согласованной оценкой, то оформляется совокупность проводок: Д 05 (Амортизация нематериальных активов) - К 04 - определена сумма остаточной стоимости нематериального актива; Д 91 - К 04 (Нематериальные активы) - списана сумма остаточной стоимости нематериального актива; Д 58 (Финансовые вложения) - К 91(Прочие доходы и расходы) - отражена сумма согласованной оценки нематериального актива как вклада в уставный капитал другой организации.

 

30. Амортизация нематериальных активов, методы начисления и учет.

Цикл использования нематериальных активов включает три стадии: поступление, амортизацию и выбытие. При поступлении производится их денежная оценка, одновременно определяется срок полезного использования, который оказывает существенное влияние на сумму амортизационных отчислений. Сроки полезного использования назначаются решением специальной комиссии предприятия, которая руководствуется одним из трех критериев: 1) юридическими сроками действия приобретаемых прав; 2) временем ожидаемой экономической выгоды; 3) предполагаемым объемом продукции (работ, услуг), который будет изготовлен при использовании конкретного нематериального актива.

Если сроки установить невозможно, то принимается период использования - 20 лет.

При начислении амортизации применяются два подхода:

1) учет сумм амортизации ведется на счете 05 "Амортизация нематериальных активов";

2) производится прямое погашение стоимости нематериального актива без использования счета 05.

Начисление амортизации нематериального актива в первом подходе оформляется в бухгалтерском учете следующими проводками: Д 20 (Основное производство), 23(Вспомогательные производства), 25 (Общепроизводственные расходы), 26 (Общехозяйственные расходы), 44(Расходы на продажу) - К 05

Во втором подходе начисление амортизации отражается в бухгалтерском учете с помощью проводок: Д 20 (Основное производство), 23 (Вспомогательные производства), 25 (Общепроизводственные расходы), 26 (Общехозяйственные расходы), 44 (расходы на продажу) - К 04(нематериальные активы).

 

31. Понятие о материально-производственных запасах. Их классификация, оценка.

В соответствии с ПБУ 5/01 "Положение по учету материально-производственных запасов" в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

· используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);

· предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

· используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Классификация материалов. сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Для учета материально-производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

10 "Материалы"; 11 "Животные на выращивании и откорме"; 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"; 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция";

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости(это сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).

 

32. Первичные документы по движению материально-производственных запасов.

Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

Контроль за выполнением плана материально - технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование, в 2-х экземплярах - один непосредственно покупателю, другой - через банк, товарно-транспортную накладную, квитанцию к ж/д накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.

Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации.

 

33. Учет материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии.

1. на складах. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку.

Ведение учета материалов допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В бухгалтерии.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

При использовании оборотных ведомостей применяют два варианта учета материалов.

При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Сальдовые ведомости… Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: