Введение.
Актуальность исследования объясняется необходимостью в демократическом государстве четкого регламентирования деятельности всех ветвей государственной власти, а, следовательно, и административной. Административное законодательство служит правовой основой для деятельности исполнительной власти в стране.
Из-за огромной территории нашей страны и деления ее на субъекты бюрократический аппарат огромен. Если не будет четкого регламента действий аппарата, в стране начнется хаос. Ввиду того, что административная власть проникает практически во все сферы жизнедеятельности, ее роль огромна для государства.
Объектом исследования является изучение системы управления административной властью, ее иерархии, административно-правовых норм и административных правоотношений.
Предметом исследования являются понятие и виды административно-правовых норм РФ.
Цель исследования является изучение понятия, сущности и принципов административно-правовых норм.
Задачи исследования:
1. Дать понятие административно-правовых норм.
2. Рассмотреть принципы и сущность системы административно-правовых норм.
3. Охарактеризовать виды административно-правовых норм.
4. Выявить и иерархию административно-правовых норм.
Понятие, принципы и сущность административно-правовых норм.
Понятие административно-правовых норм.
Административно-правовые нормы — установленные и санкционированные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной исполнительной власти.
Норма административного права представляет собой первичную клетку, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования соответствующих общественных отношений.[1] Таким образом, мы понимаем, что административно-правовая норма призвана на практике регулировать задачи исполнительной власти, в процессе ее деятельности. Каждая норма создана для регулирования определенного вопроса, касаемо действия других норм, поведения граждан, а также членов органов административной власти. Эта особенность показывает, что нормы связывают государство и общество, путем конкретных правил поведения и каждой конкретной ситуации. Если дается распоряжение на какую-либо деятельность, норма должна четко описать порядок выполнения данного распоряжения.
Принципы административно-правовых норм.
Основные идеи, лежащие в фундаменте административно-правовых норм, являются ориентиром для деятельности бюрократического аппарата, следовательно, задают тенденции развития государства.
Принципы административно-правовых норм отражают реалии государства и государственного аппарата. Вот перечень основных принципов административно-правовых норм:
1) принцип демократии – характеризуется тем, что люди, граждане государства могут влиять на правотворческую деятельность в стране. Происходит это двумя путями: непосредственным и опосредованным способом. Непосредственный способ – например, участие в референдуме, когда население напрямую решает какой-либо вопрос. Опосредованный способ – когда люди участвуют в создании административно-правовых норм через выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2) принцип законности – все административно-правовые нормы должны не противоречить вышестоящим в иерархии законам и нормативным правовым актам. Кроме того, все административно-правовые нормы должны действовать в исполнение данных законов.
3) принцип гуманизма – заключается в том, что все без исключения административно-правовые нормы должны признавать приоритет общественных ценностей, прав и свобод человека.
4) принцип справедливости – все административно-правовые нормы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости.
5) принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем – заключается в равенстве всех без исключения граждан перед законом и правоприменителем, независимо от расы, нации, пола, рода деятельности, языка, благосостояния, занимаемой должности и прочих критериев оценки человека. Статья 19, Ч.1 Конституции гласит, что все равны перед законом и судом.[2]
Таким образом, мы понимаем, что и ввиду того, что административно-правовые нормы больше созданы для бюрократического аппарата, они все равно соблюдают права и свободы человека и гражданина.
Административное правотворчество органов исполнительной власти возможно при определенных условиях. Эти условия являются следующими:
1) соответствующий законодательный акт прямо предусматривает таковую возможность.
2) определяемая для данного субъекта исполнительной власти компетенция включает его правоустановительные полномочия, причем не в виде простой констатации, а в конкретном выражении (например, перечисление вопросов, по которым могут издаваться нормативные акты). Так, положениями о федеральных министерствах этим органам исполнительной власти предоставлено право издавать в пределах своей компетенции (в установленной сфере деятельности) в соответствии с законодательством нормативные правовые акты, обязательные для исполнения иными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями и гражданами;
3) исполнительное (административное) нормотворчество нередко используется в целях внутрисистемного регулирования, то есть в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти (государственного управления).
Главное состоит в том, чтобы в законодательных актах непрямого действия был установлен конкретный адресат их исполнения с одновременным определением объема необходимых для этого подзаконных нормотворческих полномочий.
Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.