Реформы органов власти и управления




Переход к абсолютизмуозначал, прежде всего, отмирание сословно–представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно–представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборысозываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются всовещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Так, вправление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича собираются несколько разсовещания с посадскими и служилыми людьми, которые решают вопросы,относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г. на одном из такихсовещаний было отменено местничество. После смерти Федора дважды собиралисьфиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы были лишь сборищемсторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как известно, в первый разцарем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба мальчика.Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, —Боярская дума. Падение значения Боярской думы также происходило постепенно и,прежде всего, отразилось на численном росте Думы. Если при Иване Грозном в Думесидел 21 человек, то при Алексее Михайловиче — уже 59, а при Федоре Алексеевиче— 167. В силу этого если раньше Думамогла собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать был затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям.Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью, так называемойкомнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее приближенных кцарю. При Федоре Алексеевиче Дума вовсе утратила значение политического органа.А Петр I в самом начале своей реформаторской деятельности окончательно ееупразднил.

Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-тосдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали иперестройку всего государственного аппарата.Эти позитивные мероприятия пореконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым условиямклассовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правлениеПетра I и Екатерины II. Все эти мероприятия были направлены на укреплениефеодального государства как машины в руках господствующего класса дляподавления сопротивления эксплуатируемых, для удержания в узде крепостногокрестьянства.

Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царяимператором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это званиеПетру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к егопреемникам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную,исполнительную и функции единолично. Ему понадобилась целая система новыхцентральных и местных органов.

При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшегозаконосовещательного, административного и судебного органа, порой заменяющегои особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената существенноменяется. В феврале 1726 г. был создан Верховный тайный совет, оттеснившийСенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору, то теперьмежду Сенатом и императрицей вставал Верховный тайный совет. Сенат оказался вподчиненном положении.

При Петре I были существенно преобразованы органы центрального управления. Насмену сложной и запутанной системе приказов пришла новая четкая системаколлегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления.Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления:иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т. д.Приказной неразберихе пришел конец.Важным явлением в развитии формы государственного единства стало коренноепреобразование административно-территориального устройства России,произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода земель,имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единаясистема административно-территориального деления, созданная по определеннымпринципам, не лишенным известной научности и носящим в определенной меребуржуазный характер. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когдауезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободынепосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населениюотличались друг от друга, петровская реформа установила более четкоеадминистративно-территориальное деление. До некоторой степени Россия дажеобогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новоеадминистративное деление было введено лишь после буржуазной революции.В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний (чуть позжена 11). Их границы даже не определялись, а в губернию включались города сприлежащими землями, тяготеющие к губернскому центру, связанные с ним дорогами.В две из них (Петербургскую и Азовскую) были назначены генерал-губернаторы, а востальные - губернаторы из числа виднейших государственных деятелей, облеченныхбольшой властью и доверием царя (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). В помощьгубернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями управления (военной,финансами, юстицией и т.д.). Созданы были губернские канцелярии. Губернииделились на уезды позже названные долями во главе с комендантами. Смысл реформысостоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. Необходима была разумнаядецентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Назначаягубернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди наместе от имени царя могли оперативно принимать решения. Но ведь они по большейчасти были озадачены многочисленными обязанностями (Меншиков и Апраксин —президенты “первейших” коллегий и сенаторы и т.д.) и практически не могли бытьнепрерывно в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имелитаких полномочий и доверия царя.

Поэтому в 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся напровинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаютсятакже губернаторы, а во внутренние — воеводы. И хотя губернии продолжалисуществовать, но за губернаторами остается командование войсками, общийнадзор за управлением, а основной единицей местного управлений становитсяпровинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаютсячиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Они помимо губернатора и воеводы подчинялись также соответствующей коллегии в центре.Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскимикомиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система:губерния, провинция, дистрикт. Города имели свое городское управление:в губернских городах были магистраты, в уездных — ратуши. Общее руководствомагистратами и ратушами осуществлял Главный магистрат, действовавший направах государственной коллегии. Его деятельность регламентироваласьРегламентом Главному магистрату.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новыхземель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результатек моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. вимперии насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достиглополусотни. Рост числа губерний, а следовательно, уменьшение их территорийпривели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставшихизлишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинциисохранились.

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образоваласьогромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, темв большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии –коррупции, которая особенно разрастается вусловиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр Великий был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы былимногообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местныхуполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями;ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этогобыло недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов воглаве с генерал-фискалом и его помощникомобер-фискалом (от лат. fiscus —государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников иказнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства,доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имуществавиновного, а холоп, донесший на своего господина, вдобавок еще и волю. Встране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ отом, чтобы «подметные письма» (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили,не распечатывая и не читая. Дело в том, что доносчики, опасаясь нередких втаких случаях пыток, подбрасывали анонимки («подметные письма») к дверямгосударственных учреждений или церквей. Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ обучреждении должности генерал-прокурора («ока государева»). Генерал-прокурорубыли подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и вгуберниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, прикоторых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью иисполнением указов и повелений императора и Сената. Однако, поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила инегласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом,и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало «недремлющее око» Тайнойканцелярии.

Но ничто не помогало. Взяточничество и казнокрадство процветало. Так, уличенбыл во взятках и казнен сам обер-фискал Нестеров. Казнен сибирский губернаторкнязь Гагарин, умудрившийся украсть бриллианты, купленные в Китае для женыПетра I пока их везли через Сибирь. А на царского фаворита князя Меншиковабыл сделан начет (царь обязал вернуть украденное) в размере почти годовогобюджета Российской империи.

Таким образом, итоги реформирования органов власти и управления являются противоречивыми. С одной стороны, произошла ликвидация таких органов управления, как Земские соборы. Сдругой стороны, реформы тормозились отсутствием должных форм контроля соблюдения законности высших чиновников государства со стороны императора.

Военная реформа

В ходе военной реформы все прежние роды войск были заменены одной регулярной армией, скроенной по европейскому образцу. С 1705 г. стала вводиться рекрутская система, в соответствии с которой в армию посредством регулярных наборов призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет (сначала 1 от 20, затем 1 от 100 дворов ежегодно). От службы освобождалось лишь духовенство, все остальные сословия подлежали призыву с той лишь разницей, что дворянство служило на офицерских должностях. Служба продолжалась 25 лет, выбывшие из армии (убитыми, ранеными или отслужившими срок) замещались новыми рекрутами. Регулярная армия делилась на дивизии, бригады, полки, роты и т.д., сохранившиеся до сего дня. Появились новые виды артиллерийских соединений (полковые, полевые и др.), введена была единая военная форма. К 1725 г. сухопутная армия, одна из самых мощных в Европе, насчитывала около 300 тыс. солдат (в пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках).

За годы войны был создан морской флот (около 150 кораблей на Балтике и до 100 судов на Каспии), который обслуживали около 30 тыс. матросов и офицеров. Обучение солдат и матросов проводилось по утвер-жденным уставам, неявка на службу сурово наказывалась, практиковалось обучение «навигацкому», артиллерийскому и другим военным делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и др. странах. В армии и на флоте вводилась строгая дисциплина, шпицрутены в качестве наказаний, запреты жениться дворянским недорослям, пока не окончена учеба. Все выслужившие офицерские звания, согласно Табели о рангах (1722 г.), получали дворянство. В лице Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов была создана законодательная база регулярной армии.

Итак, реформы в области организации вооруженных сил были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном отношении государством, скоторым приходилось считаться всему миру. По сути, это могущество наша странасохранила вплоть до сегодняшних дней.

Суд и процесс

Судебная реформа, проведенная в 1719 г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.

Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные.

В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722 г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727 г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и др.). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.

Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП – начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску», главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.

В апреле 1715г. вышло «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (одним томом вместе с Артикулом воинским). «Краткое изображение» являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В «Кратком изображении» содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. «О форме суда» была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на соответствующих статьях материального закона. Изменения, внесенные Указом «О форме суда» были не столь принципиальными. По сути, указ был создан в развитие «Краткого изображения».

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Финансовая реформа

Создание и содержание армии потребовали огромных финансовых затрат. «Деньги — суть артерии войны», – говорил Петр I. Деньги требовались и для обеспечения огромного бюрократического аппарата, созданного Петром, который получал жалование из государственного бюджета. Появилась государственная роспись доходов и расходов. С 1718 г. в России стали проводиться регулярные переписи населения, па основе которых вводилась подушная подать. Все необходимые для содержания армии средства были поделены на число ревизских душ (т.е. учтенных переписью лиц мужского пола), включая холопов, и установлена подать, составлявшая 74 копейки, которая, увеличившись и размере, дожила до времени Александра III. За больных, умерших, выбывших и пр. вплоть до следующей ревизии платили общины (ревизии проводились через 20–25 лет). Подушная подать увеличила бюджет России почти на 50 %.

При Петре I неизмеримо выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей (в 4–5 раз). Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись специальные люди прибыльщики, облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, бороды. Право носить бороду стоило 1 копейку для крестьян, 60 рублей для дворян, 100 рублей для купечества и 30 рублей для прочих граждан.

Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, особые приметы, которые заменяли фотографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы, можно сказать, что возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютной монархии. Царь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. Последним делом для окончательного становления абсолютизма стало создание «Устава о наследии престола» в 1722 г., который позволял императору назначить себе приемника.

Петр I часто придавал особые функции тем органам, которые этих функций ранее не имели. Так одним из главных инструментов управления страной становится гвардия, участвующая в проведении всех важнейших реформ — от переписи населения, до контроля над деятельностью Сената и коллегий.Важное место в системе управления играла личная канцелярия царя, с помощью которой Петр нередко вмешивался в дела, входившие в обязанности других государственных органов управления.

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу.

Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизациизаконодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые вистории русского права создаются кодексы.Петр I сделал первую попытку отделить суд от административных органов.Попытка эта, предпринятая во имя искоренения злоупотреблений администрацией исудьями, не была осуществлена последними и находилась в резком противоречии сполицейским абсолютизмом и крепостным строем России.

 

 

Список литературы

1. Исаев И.А. История отечественного государства и права: учебник для вузов / отв. редактор И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2012. – 432с.

2. Земцов Б.Н. История государства и права России: учебное пособие / Б.Н. Земцов. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 336с.

3. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. / Л.П. Белковец., В.В. Белковец. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – 216с.

4. Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т.4. Законодательствопериода становления абсолютизма. – М.: Юридическая литература, 1986. – 512с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: