Деятельностьпоуправлениюбезопасностьюдорожногодвиженияосуществляется на следующих уровнях: общегосударственном, ведомственном и региональном.
Комплексзадач,решаемыхнаобщегосударственномуровне:
• разработказаконодательныхактовподорожномудвижению;
• разработкагосударственныхстандартовидругихнормативныхматериаловповсемаспектамобеспечениябезопасностидорожногодвижения;
• реализацияинвестиционнойполитикипоразвитиюдорожнойсетиитехническихсредствуправлениядорожнымдвижением.
Ведущееместовреализациимероприятийпообеспечениюбезопасностидорожного движения на общегосударственном уровне занимает Государственнаяавтомобильнаяинспекция(ГАИ).
Основными задачами на ведомственном уровне являются разработка иреализацияорганизационно-техническихмероприятийпосозданиюусловийбезаварийнойработынаподведомственномавтотранспорте.
Нарегиональномуровне решаютсяконкретныепрактическиезадачи:обеспечениебезопасностигрузовыхипассажирскихперевозок,подготовкаипереподготовкаводителей,улучшениетехническогосостоянияавтомобилей,внедрениеиэксплуатациятехническихсредствуправлениядорожнымдвижением,разработкаиреализациямероприятийполиквидации причинДТП.
Нарегиональномуровнетакжевоспроизводитсяструктурауправлениябезопасностью движения подобно общегосударственной: областная и городскиекомиссии по безопасности дорожного движения, областная и городская ГИБДД,областноеотделениетранспортнойинспекциииеефилиалы,службыбезопасностидвижения вавтотранспортныхпредприятиях.
Государственноерегулированиетранспортнойдеятельности вусловияхрыночнойэкономикиосуществляетсяэкономическимииадминистративнымиметодамивоздействия наработутранспорта.
Однойизформгосударственногорегулированияявляется лицензирование
перевозочной,транспортно-экспедиционнойидругойдеятельности,связаннойс
выполнениемтранспортногопроцесса,техническогообслуживанияиремонтатранспортныхсредств.Лицензированиетранспортнойдеятельностиосуществляетсятранспортнойинспекцией.Посредствомлицензированияобеспечиваетсяконтрользавыполнениемтранспортногоиантимонопольногозаконодательства,требованийбезопасностидвиженияиэкологическойбезопасности.
ЛицензированиеосуществляетсявсоответствиисПоложением«Олицензированииперевозочной,транспортно-эксплуатационнойидругойдеятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом итехническимобслуживаниемтранспортныхсредствнаавтомобильномтранспортевДНР
Лицензированиераспространяетсянаавтотранспортныеидругиепредприятия независимо от форм собственности, предпринимателей, имеющихтранспортныесредствадляперевозкигрузовипассажиров.Лицензируюттранспортно-экспедиционныеуслуги,услугипоремонтуитехническомуобслуживанию,выполняемыенакоммерческойоснове.
Накаждыйвидтранспортнойдеятельности установленасвои лицензии:
• наперевозкигрузов—«Г»;
• наперевозкипассажиров—«П»;
• натранспортно-экспедиционноеобслуживание—«Т»;
• натехническоеобслуживаниеиремонттранспортныхсредств—«С»;
• наперевозкиопасныхгрузов—«ОГ».
Порядоквыдачилицензийпредусматриваетпредставлениевотделениятранспортной инспекции полнойинформацииопредполагаемойтранспортнойдеятельности, наличии соответствующей технической базы для качественного ибезопасногоосуществленияэтойдеятельности,профессиональнойподготовкеводителейилилиц,ответственныхзаруководствоэксплуатациейтранспорта.
Впроцессетранспортнойдеятельноститранспортнаяинспекцияосуществляет контроль за соблюдением условий лицензирования. Этот контрольпроизводитсяразличнымиметодами:контрольналинии,контрольнапредприятиях, проверка жалоб клиентуры и конкурирующих предприятий. Принарушенииусловийбезопаснойэксплуатацииипоказателейтранспортнойдеятельности,указаннойвлицензии,транспортнаяинспекцияможетприостановить действие лицензии до устранения выявленных недостатков илианнулироватьлицензию.
Службыбезопасностидвиженияавтотранспортныхпредприятийидолжностные лица, ответственные за безопасную эксплуатацию автотранспорта,являютсянепосредственнымиисполнителямикомплексамероприятийпопрофилактикеДТП.Вдеятельностьэтихслужбвходитанализпричинаварийности,разработкапрограммпоснижениюДТП,повышениепрофессиональногомастерстваводителей,организацияконтролязаработойавтомобилейна линии,обследованиедорожныхусловийидр.
Такимобразом,вДНРсформированасистемауправлениябезопасностьюдорожного движения, позволяющая на достаточно высоком уровне разработать иреализоватьгосударственнуюполитикупообеспечениюбезопасности
функционированиятранспортногокомплекса.
Контрольные вопросы:
1. Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системыосуществляетсякомплекс мероприятий,которыеподразделяютсяна3уровня:
1- йуровень-созданиесистемызаконодательныхииныхнормативныхправовых актов, а также стандартов и технических правил, содержащих общиетребованиябезопасностиковсем компонентамсистемыВАДС;
2- йуровень-реализациятребованийсистемызаконодательныхииныхнормативных правовых актов первого уровня в процессе создания транспортныхсредств,строительства,реконструкцииисодержанияУДС,организациидорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населенияправиламбезопасностидвижения;
3- й уровень - организация контроля надежности функционирования системыВАДСвпроцесседорожногодвиженияипринятиемердлявосстановлениядолжного уровнябезопасностисистемы.
2. Правовые основы обеспечения безопасности движения на территории ДНРопределяетЗакон«Обезопасностидорожногодвижения».Этимзакономосновныенаправленияобеспечениябезопасностидвижениясгруппированывсемьблоков.
1. УстановлениеполномочийиответственностиПравительства,Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной властисубъектовДНР.
2. Разработкаиутверждениезаконодательныхииныхнормативныхправовых актов всфереОБД.
3. Регулирование деятельности на автомобильном, городскомтранспорте,вдорожномхозяйстве,осуществлениедеятельностипоОДД.
4. Организация подготовки водителей транспортных средств,обучениенаселенияправиламбезопасностидвижения.
5. Проведение комплекса мероприятий по медицинскомуобеспечениюбезопасностидвижения
6. Сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожногохозяйства, лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасностидвижения.
7. Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства,действующеговсфере обеспечениябезопасностидвижения.
3. Дорожноедвижение — совокупностьобщественныхотношений,возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортныхсредствили без таковыхвпределахдорог.
4.Безопасностьдорожногодвижения —состояниеданногопроцесса,отражающеестепеньзащищенностиегоучастниковотдорожно-транспортныхпроисшествийи ихпоследствий.
5.Дорожно-транспортноепроисшествие —событие,возникшеевпроцесседвиженияподорогетранспортногосредстваисегоучастиемприкоторомпогиблиилираненылюди,поврежденытранспортныесредства,сооружения,
грузылибопричиненинойматериальныйущерб.
6.Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственноеучастиевпроцесседорожногодвижениявкачествеводителятранспортногосредства,пешехода,пассажира транспортногосредства.
7.Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движениятранспортныхсредствполосаземлилибоповерхностьискусственногосооружения.Дорогавключаетвсебя одну илинесколькопроезжихчастей,атакжетрамвайныепути,тротуары,обочиныиразделительныеполосыприихналичии.
8.Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки подорогамлюдей,грузов илиоборудования.
9. Другимосновнымнормативнымактомявляются Правиладорожногодвижения, определяющие единый порядок дорожного движения на территорииДНР.
10. Строительныенормыиправила(СНиП) содержаттребованияпообеспечениюбезопасностидвиженияприпроектировании,строительстве,реконструкцииисодержанииавтомобильных дорог.
11. Комплексзадач,решаемыхнаобщегосударственномуровне:
• разработказаконодательныхактовподорожномудвижению;
• разработкагосударственныхстандартовидругихнормативныхматериаловповсемаспектамобеспечениябезопасностидорожногодвижения;
• реализацияинвестиционнойполитикипоразвитиюдорожнойсетиитехническихсредствуправлениядорожнымдвижением.
12. Основными задачами на ведомственном уровне являются разработка иреализацияорганизационно-техническихмероприятийпосозданиюусловийбезаварийнойработынаподведомственномавтотранспорте.
13. Нарегиональномуровне решаютсяконкретныепрактическиезадачи:обеспечениебезопасностигрузовыхипассажирскихперевозок,подготовкаипереподготовкаводителей,улучшениетехническогосостоянияавтомобилей,внедрениеиэксплуатациятехническихсредствуправлениядорожнымдвижением,разработкаиреализациямероприятийполиквидации причинДТП.
14. Государственноерегулированиетранспортнойдеятельности вусловияхрыночнойэкономикиосуществляетсяэкономическимииадминистративнымиметодамивоздействия наработутранспорта.