Тема 5. Финансы России в первой половине 19 в.




План:

1. Государственные органы финансового управления России в 1800-1850-х гг.

2. На путях оздоровления финансов Российской империи в 1800-1840-х гг.

3.Развитие кредитно-банковской системы России в первой половине XIX века

4. Крымская война и крушение финансово-кредитной системы

 

1. Государственные органы финансового управления России в 1800-1850-х гг.

 

Вступление в марте 1801 г. на престол императора Александра I ознаменовалось новым подъемом реформаторской деятельности. Преобразования в системе органов управления финансами проводились не самостоятельно, а в рамках одной из наиболее выдающихся административных реформ ХIХ века – министерской. В сентябре 1802 г. по манифесту «Об учреждении министерств» было создано наряду с другими министерство финансов, ставшее одним из важнейших центральных учреждений Российской империи в ХIХ–начале ХХ века. В нем, как и других министерствах, значительно усиливалась персональная ответственность руководителей, в первую очередь, министра, лично отчитывавшегося перед императором.

Первоначально министерство финансов включало в себя канцелярию, четыре департамента – государственных имуществ, горных и соляных дел, внешней торговли, разных податей и сборов. До 1811 г. камер-коллегия, не прекращавшая своей деятельности и существовавшая параллельно с министерством финансов, в соответствии с «Общим учреждением министерств» преобразовывалась в департамент.

Полномочия министерства финансов:

• министерство финансов ведало всеми государственными доходами и формировало систему налогообложения, устанавливало суммы поступлений по различным налогам и территориям. Им же решались вопросы о взимании недоимок и порядок их погашения; споры по налогообложению, разрабатывались в соответствии с законодательством инструкции для нижестоящих органов, осуществлялся сбор и проверка финансовых отчетов других министерств и высших государственных учреждений;

• министерство ведало всеми государственными расходами, составляло их смету, финансировало государственный аппарат, погашало долги правительства;

• на министерство возлагалась обязанность управления торговлей и промышленностью, огромным казенным хозяйством империи: горным, соляным, монетным и лесным делом. Оно решало вопрос о выдаче разрешений на тот или иной вид предпринимательской деятельности;

• министерство ведало всеми делами государственного кредита и денежного обращения, наблюдало за деятельностью казенных и частных кредитных учреждений.

 

В губерниях основой финансового управления стали казенные палаты, обладавшие широкими полномочиями и осуществлявшие надзор за своевременным поступлением налогов в казну. Казенные палаты следили также за финансовой дисциплиной других губернских учреждений; финансировали казенные торги, подряды, заключали контракты с частными лицами от имени государства. В 1837 г. усилился принцип единоначалия. Руководство казенными палатами было возложено на особых должностных лиц – председателей казенных палат.

Наряду с казенными палатами в губерниях и уездах Российской империи действовали казначейства.

 

2. На путях оздоровления финансов Российской империи в 1800-1840-х гг.

 

Период 1800-1840-х гг. в истории русских финансов характеризуется поисками способов стабилизации денежного обращения

Первым министром финансов в сентябре 1802 г. был назначен А.И.Васильев. Его преемником был с августа 1807 г. по январь 1810 г. Ф. А. Голубцов, занимавший до этого пост государственного казначея. Оба они начинали свою карьеру в финансовых учреждениях еще в эпоху Екатерины П и представляли собой тот же тип чиновника, как и их подчиненные в только что созданном министерстве финансов.

Обесценивание ассигнаций, начавшееся с середины 1780-х гг., не было остановлено. Количество бумажных денег в конце 1800 г. превысило 200 млн. руб., а среднегодовой курс ассигнационного рубля составлял около 66 коп. серебром.

Одним из первых государственных актов Александра I была отмена всех ограничений на торговлю с Англией, бывшей в то время главным импортером продукции отечественной льняной и пеньковой промышленности. С 1801 г. резко возрос экспорт зерна из плодородных южных губерний России, которые стали активно осваиваться в хозяйственном отношении именно в эти годы.

Торговая конъюнктура в 1801-1804 гг. складывалась для России благоприятно. Оживление в торговых сделках, положительный торговый баланс – все это способствовало улучшению финансового положения страны настолько, что, несмотря на новые выпуски ассигнаций, курс их стал расти.

 

Годы Выпуск руб. асс. Итого в обращении руб. асс. Курс асс. в коп. серебром
  8.799.000 221.488.335 71 2/3
  8.976.090 230.464.425.  
  19.535.575 250.000.000  
  10.658.550 260.640.550 77 1/3

 

В эти годы вероятность войны сохранялась, и приблизительно 30% - 40% бюджета тратилась на содержание армии и флота. Около 10% уходило на содержание двора. Бюджет неизменно заключался с дефицитом в 20% - 25%, и преодолевался он за счет эмиссии ассигнаций.

В январе 1807 г. руководителем министерства финансов был назначен Ф.А.Голубцов, продолжавший политику эмиссии ассигнаций.

Чрезвычайно возросшие военные издержки увеличили дефицит бюджета с 8 млн. руб. в 1803 г. до 143 млн. руб. в 1809 г. Внешних займов заключить не удалось. В 1809 г. был объявлен первый внутренний займ, но он не позволил получить сколько-нибудь значительных средств, так как в то время Россия была бедна денежными капиталами. Позаимствования из казенных кредитных учреждений также не дали необходимой суммы..

Всего за 1805-1810 гг. было выпущено ассигнаций на сумму более 318 млн. Это привело к стремительному падению курса ассигнаций. В 1810 г. среднегодовой курс составил около 25 коп. серебром.

В России разразился глубокий финансовый кризис.

«План финансов» М.М.Сперанского

В январе 1810 г. М.М.Сперанский представил «План финансов», который состоял из двух частей. Сперанский выдвинул идею о том, что растущая масса ассигнаций, по сути, является налогом, ложившимся на разные категории подданных Российской империи. В первую очередь, это были все те, кто получал жалованье, пенсии и пособия, выплачиваемые казной ассигнациями по их номинальной цене. Несли убытки и частные лица, дававшие деньги взаймы и получавшие долг уже обесцененными ассигнациями.

Сохранение «несоразмерности расходов с приходом» могло, по мнению Сперанского, привести к окончательному расстройству всей финансовой системы.

Чтобы спасти Россию от государственного банкротства, требовалось основать «правильную» денежную систему и пойти на такие непопулярные меры, как повышение податей, введение новых сборов, резкое сокращение расходов государства и прекращение выпуска ассигнаций. Только после полного их осуществления, можно добиться равновесия бюджета, упорядочения государственных долгов и учреждения усовершенствованной денежной системы, основанной на серебряной банковой монете.

Смета расходов на 1810 г. сократилась на 20 млн. руб. Был выпущен манифест, провозгласивший прекращение эмиссии ассигнаций, которые признавались государственным долгом.

Из намеченного удалось осуществить очень немногое.

В марте 1812 г. Сперанский был отправлен в ссылку. Однако обесценивание бумажных денег прекратилось, и в конце 1811 - начале 1812 г. курс ассигнаций превысил 26 коп. серебром, что оживило экономику страны.

 

Политика принудительного возвышения ассигнаций Д.А.Гурьева

Следующим министром финансов стал Гурьев Д.А.

В апреле 1812 г. был опубликован манифест, провозглашавший ассигнации вновь счетной единицей. При этом сохранялось хождение серебряных монет. Все платежи и расчеты между казной и частными лицами, а также частных лиц между собой должны основываться на ассигнациях. Исчисление доходов, все денежные обороты разрешалось производить только в ассигнациях.

Курс ассигнаций упал настолько, что они потеряли способность вытеснять из обращения звонкую монету. В 1812-1814 гг. в связи с Отечественной войной и заграничными походами русской армии возобновилась эмиссия ассигнаций.

После войны с Наполеоном появилась возможность прибегать к внешним займам.

Это позволило проводить политику, направленную на повышение курса ассигнаций. В течение 1818-1822 гг. денежная масса была сокращена на 240 млн. руб., что потребовало огромных затрат. При этом курс повысился незначительно.

 

Финансовая политика в министерство Е.Ф.Канкрина

Заявив себя непримиримым противником эмиссии и внешних займов, новый министр финансов отказался от политики принудительного возвышения ассигнаций и взял курс на поддержание хотя и низкого, но стабильного их курса.

Канкрин на протяжении всей своей деятельности стремился осуществлять жесткий режим экономии. Он упорно требовал от императора сокращения расходов по целому ряду статей бюджета, и в первую очередь, по военному и морскому министерствам.

В историю отечественных финансов Е.Ф.Канкрин вошел как первый министр, при котором удалось уравновесить расходную и доходную части бюджета, хотя реальные траты государства превышали поступления в казну.

 

Введение серебряного монометаллизма

Показателем неблагополучия в денежном обращении был не столько низкий курс, сколько наличие высоких лажей на серебро и ассигнации.

Лаж – это разница между официальным и рыночным курсом ценных бумаг.

Курс бумажного рубля постоянно колебался. Постепенное произошел переход к выражению цен в «счетных рублях», т. е. в ассигнациях не по их реальному, постоянно менявшемуся курсу, а по условному, фиксированному. Он установился 4 руб. ассигнациями за 1 руб. серебром

В 1837 г. по инициативе Канкрина при Государственном коммерческом банке было положено начало созданию депозитной кассы для приема серебряных вкладов, взамен которых она должна была выпускать билеты депозитной кассы достоинством в 5, 10, 25 и 100 руб. Эти билеты вводились в обращение наравне с серебряной монетой без какого-либо лажа. Внесенные в депозитную кассу серебряные деньги должны были храниться в банке и выдаваться по требованию без вычетов за хранение.

В 1839 г. вышел закон, предписывавший все расчеты с казной и коммерческие сделки совершать на серебро. Особым манифестом серебряный рубль русской чеканки провозглашался главной монетой, ассигнации становились вспомогательными знаками ценности по твердо установленному курсу 350 коп. ассигнациями за 1 серебряный руб. Фиксировался также курс золотой и медной монеты. Империал стоил 10 руб. 30 коп. серебром, а полуимпериал – 5 руб. 15 коп. серебром. Курс медной монеты устанавливался 3,5 коп. медью за 1 коп. серебром. В серебре пересчитывались все государственные доходы и расходы, а платежи могли осуществляться как в серебре, так и ассигнациями по твердому курсу.

Таким образом, к 1841 г. в государственной монетной системе получили хождение три вида денежных знаков: звонкая монета, депозитки и ассигнации по твердо установленному курсу.

Заключительным этапом денежной реформы стал обмен ассигнаций.

В 1841 г. Николай I подписал манифест, объявлявший о выпуске в обращение новых денежных знаков – государственных кредитных билетов, которые будут постепенно заменять ассигнации. В 1843г. открылся обмен депозиток, в через год – ассигнаций.

Окончательно обмен ассигнаций на кредитные билеты был прекращен в 1851 г., а депозитных билетов – в 1853г. В России остался один вид бумажных денег – государственные кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро в соотношении 1:1. Так была установлена система серебряного монометаллизма.

Это обеспечило стабилизацию денежного обращения внутри страны, способствовало ее экономическому развитию, дало прочное положение рублю.

 

3.Развитие кредитно-банковской системы России в первой половине XIX века

 

В финансовой жизни Российской империи немаловажное значение играли государственные банки. Они являлись основным звеном денежно-кредитной системы, сосредотачивавшим колоссальные денежные ресурсы и перераспределявшим их в интересах самого государства и дворянского землевладения. В это время продолжали свою деятельность такие крупные кредитные учреждения, основанные в XVIII веке, как Заемный банк, Сохранные и Ссудные казны, приказы общественного призрения. Ассигнационный банк прекратил выполнять свои функции в 1843 г. в связи с началом обмена на звонкую монету депозитных билетов и ассигнаций.

Государственный заемный банк почти прекратил выдачу ссуд под залог населенных поместий, так как средства банка были «заморожены» в долгосрочных ссудах.

Возобновление этой операции произошло только в 1823 г. в связи с появлением указа «О назначении из Заемного банка 5 млн. руб. для раздачи в пособие дворянству губерний, потерпевших от неурожаев…, под залог ревизских душ на правилах 12-летних займов».

Сохранные казны и приказы общественного призрения превратились в начале ХIХ века в важнейшие центры аккумуляции частных вкладов.

Особое место в политике кредитования дворянства занимала Контора придворных банкиров, осуществлявшая еще с XVIII века платежи и финансовые поручения частных лиц зарубежным банкам и банкирским конторам.

В 1817 г. были проведены два мероприятия: учрежден Совет государственных кредитных установлений и создан Коммерческий банк.

В мае 1817 г. было решено учредить Государственный коммерческий банк.

Подтоварные ссуды выдавались банком по правилам аннулированных учетных контор, учетные операции были также строго регламентированы.

Прием вкладов осуществлялся Коммерческим банком по правилам Заемного банка, причем эти вклады использовались в основном для кредитования государственной казны.

В 1819 г. права банка в проведении ссудных операций были несколько расширены. Для поощрения российской промышленности стали выдавать ссуды под целый ряд товаров отечественного производства (стекло, зеркала, ситец, пуховые шляпы).

 

Сберегательное дело

В 1840-1850-х гг. в качестве составной части кредитной системы России образовалось ее низовое звено – вспомогательные и сберегательные кассы для малоимущих слоев деревни и города.

 

4. Крымская война и крушение финансово-кредитной системы

Стабильная денежная система на основе серебряного монометаллизма,

равновесные бюджеты просуществовали недолго. Начавшаяся в 1853 г. Крымская война резко ухудшила положение дел в бюджете.

Затраты на войну привели к быстрому росту дефицита бюджета.

Новым министром финансов был назначен П.Ф.Брока

Покрывать дефицит бюджета вновь стали за счет выпуска необеспеченных кредитных билетов. В 1855 г. вышел указ, разрешивший эмиссию кредиток, в котором правительство обещало изъять через три года после подписания мира всю бумажно-денежную массу, выпущенную во время войны.

Звонкая монета стремительно исчезала из обращения.

Началось разрушение системы кредита.

В 1858 г. министром финансов был назначен А.М.Княжевич. Он предложил вернуться к свободному размену кредиток на звонкую монету с тем, чтобы повысить курс рубля. Но Комитет финансов Государственного Совета не согласился с этим.

В мае 1858 г. окончательно был приостановлен размен для подданных Российской империи. Казна отпускала в ограниченном количестве звонкую монету только государственным учреждениям.

 

Приложения

Хронология

1802 г.

Учреждение министерства финансов Российской империи.

Учреждение поста министра финансов.

Назначение А.И.Васильева министром финансов.

Воссоздание губернских казначейств.

1807 г.

Назначение Ф.А.Голубцова министром финансов.

1810 г.

Создание Государственного Совета и департамента государственной экономии.

«План финансов» М.М.Сперанского.

Создание Комиссии погашения долгов.

Назначение Д.А.Гурьева министром финансов.

1811 г.

Преобразование камер-коллегии в департамент министерства финансов.

Предписание заключать все сделки в серебре.

Ликвидация Конторы придворных банкиров.

Создание особой канцелярии по кредитной части при министерстве финансов.

1812 г.

Отставка М.М.Сперанского.

Провозглашение ассигнаций счетной единицей.

Новый виток эмиссии ассигнаций.

Прекращение выдачи ссуд Государственным заемным банком.

Отсрочка взносов на три года для помещиков, поместья которых оказались в зоне военных действий в Отечественной войне 1812 г.

1816 г.

Фритредерский таможенный тариф.

1817 г.

Создание Совета государственных кредитных установлений.

Создание Коммерческого банка.

1818 г.

Открытие Коммерческого банка в Петербурге.

Открытие Московской конторы Коммерческого банка.

1819 г.

Новый фритредерский таможенный тариф. Отмена запрета на ввоз сахара.

1821 г.

Записка Д.А.Гурьева «О закрытии Государственного заемного банка…».

1822 г.

Учреждение главного казначейства.

Отмена фритредерских таможенных тарифов.

Введение протекционистского таможенного законодательства.

1823 г.

Отставка. Д.А.Гурьева с поста министра финансов.

Назначение Е.Ф.Канкрина министром финансов.

Начало гильдейской реформы.

Возобновление выдачи ссуд Заемным банком.

1824 г.

Завершение гильдейской реформы.

Учреждение особой канцелярии по кредитной части при министерстве финансов.

Увеличение нормы ссуды за крепостную душу до 150-200 руб.

Разрешение вносить в залог в Заемный банк ранее заложенных поместий.

1826 г.

Учреждение первого отделения Собственной его Императорского величества канцелярии.

Отмена винной монополии.

Восстановление системы откупов.

1828 г.

Учреждение мануфактурного совета при министерстве финансов.

1829 г.

Учреждение коммерческого совета при министерстве финансов.

1830 г.

Понижение ставок по вкладам с 5% до 4%.

1836 г.

Учреждение особых комитетов для рассмотрения нормальных расходов государства при министерстве финансов.

1837 г.

Указ о создании депозитной кассы для приема серебряных вкладов.

Узаконение функций губернских казначейств.

Учреждение «заемных капиталов» для предоставления ссуд государственным крестьянам.

1838 г.

Выделение департамента государственных имуществ министерства финансов в министерство государственных имуществ.

Выделение департамента разных податей и сборов в самостоятельное министерство.

1839 г.

Провозглашение серебряного рубля русской чеканки главной монетой Российской империи.

Перевод всех казенных расчетов в серебро.

Установление твердого курса размена ассигнаций.

Введение акциза на табак.

Открытие сельских сберегательных и вспомогательных касс для государственных крестьян.

1840 г.

Открытие депозитных касс.

Открытие первых сберегательных касс в сельской местности.

1841 г.

Начало выпуска кредитных билетов Сохранных казен и Государственного заемного банка.

Устав городских сберегательных касс.

1842 г.

Открытие сберегательных касс при Сохранных казнах в Петербурге и Москве.

1843 г.

Начало обмена билетов депозитных касс на кредитные билеты.

Закрытие Ассигнационного банка.

1844 г.

Уход Е.Ф.Канкрина в отставку с поста министра финансов.

Назначение Ф.П.Вронченко министром финансов.

Начало обмена ассигнаций на кредитные билеты.

1851 г.

Прекращение обмена ассигнаций на кредитные билеты.

1852 г.

Назначение министром финансов П.Ф.Брока.

1853 г.

Прекращение обмена билетов депозитных касс на кредитные билеты.

1854 г.

Запрет вывоза звонкой монеты за пределы Российской империи.

1855 г.

Начало выпуска необеспеченных кредитных билетов на покрытие военных расходов.

1857 г.

Понижение процентной ставки по вкладам с 4 до 3%.

1858 г.

Отставка П.Ф.Брока с поста министра финансов.

Назначение А.М.Княжевича министром финансов.

Решение Комитета финансов об окончательном приостановлении размена кредитных билетов на звонкую монету.

1860 г.

Понижение процентной ставки по вкладам с 3 до 2%.

1861 г.

Отставка А.М.Княжевича с поста министра финансов.

Министры финансов Российской империи в

первой половине ХIХ века

Васильев Алексей Иванович сентябрь 1802 г. - август 1807г.

Голубцов Федор Александрович август 1807 г. – январь 1810 г.

Гурьев Дмитрий Александрович январь 1810 г. – апрель 1823 г.

Канкрин Егор Францевич апрель 1823 г. – май 1844 г.

Вронченко Федор Павлович май 1844 г. – апрель 1852 г.

Брок Петр Федорович апрель 1852 г. – март 1858 г.

Княжевич Александр Максимович март 1858 г. – декабрь 1861 г.

 

Темы докладов

1. Создание и развитие министерства финансов Российской империи.

2. Деятельность Д.А.Гурьева на посту министра финансов в 1810-1823 гг.

3. Финансовые реформы Е.Ф.Канкрина.I.

4. Деятельность казенных кредитных учреждений России в 1820-1850-х гг.

5. Реформы, предложенные и проведенные М.М.Сперанским.

6. Система серебряного монометаллизма в России.

7. Крымская война и крушение системы Е.Ф.Канкрина.

8. Константиновский рубль – история появления и изучения.

 

 

Темы докладов:

1. Территориальное развитие России в 19 веке.

2. Реформы Александра II.

3. Создание и развитие Министерства финансов в 19 веке.

4. Местные органы финансового управления.

5. Развитие внешнеторговых отношений в первой половине 19 века.

6. Политические события в России в первой половине 19 века.

7. Развитие кредитных отношений в России в первой половине 19 века.

8. Налоги и налогообложение в России в первой половине 19 века.

9. Деятельность вспомогательных и сберегательных касс в первой половине 19 в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: