Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является ознакомление студентов с ролью человеческого фактора в языке, формирование представления о концептуальной и языковой картине мира, составляющей культурный фонд обско-угорских народов, выработка правильного научного подхода к языку.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомить студентов с терминологической базой, научным аппаратом по теории «Языковая картина мира»; изучить типы, виды картин мира (языковой, научной и т.д.);
2. Познакомить с понятиями о ментальности, картине мира, концепте и концептосфере, с основными концептами обско-угорской культуры, которые отражают ментальные характеристики обско-угорских народов, показать их воплощение в тексте, единицах языка и речи;
3. Рассмотреть язык с антропологической точки зрения, т.е. в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью;
4. Определить, как человек влияет на язык и как язык влияет на человека, его мышление и культуру;
5. Изучить и сопоставить различные видения языка через призмы разных картин мира;
6. Показать стереотипы обско-угорского мышления и поведения, обращаясь к единицам языка, речи, к тексту, в том числе и фольклорному;
7. Формировать уважительное и толерантное отношение к фактам языковой культуры и более глубоко осознать обско-угорские языки через контекст других языков.
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Языковая картина мира обско-угорских языков» относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока Б1 учебного плана ООП по направлению подготовки бакалавров38.03.03 Управление персоналом
Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции
Связь с другими дисциплинами
Таблица 1.
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины |
Общекультурные компетенции | |||
1. | ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования. Дисциплина основывается на следующих дисциплинах ООП: Русский язык и культура речи | При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП: Иностранный язык |
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования. Дисциплина основывается на следующих дисциплинах ООП:История | При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП: Этика деловых отношений |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Формируемые знания, умения, владения
Таблица 2.
Планируемые результаты освоения ООП (компетенции) достижение которых обеспечивает дисциплина | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | |
Коды компетенций | Содержание компетенций | |
ОК-5 | Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: 1) основы межкультурной коммуникации на изучаемых обско-угорских языках в различных сферах; 2) систему лингвистических знаний, включающих в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей; 3) основы межкультурной коммуникации на изучаемом иностранном языке в сфере профессиональной деятельности; 4) новую информацию коммуникативно-поведенческого и страноведческого характера в рамках программы; Уметь: 1) использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на обско-угорских языках в учебной и профессиональной деятельности; 2) продуцировать высказывания по тематике программы, осуществлять комментирование прочитанных и прослушанных текстов; 3) выражать коммуникативные намерения (запрос и сообщение информации, выражение мнения), в том числе принимать участие в беседе проблемного характера и дискуссии, участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным текстом; 4) преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур; 5) осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения; Владеть:1) способностью употреблять необходимый для целей коммуникации материал адекватно ситуации общения; 2) основными языковыми особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения; 3) системой знаний об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия и способностью применять их в общей и профессиональной сферах. |
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать:1)особенности вербального и невербального поведения представителей разных социальных групп и культур; 2) правила речевого этикета в устном и письменном деловом общении; 3) объективные и субъективные барьеры общения; 4) виды, структуры, динамики конфликта и стратегии его разрешения. Уметь:1)адаптироваться в социуме, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтных ситуациях; 2) правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных ситуациях общения, в том числе в ситуации межкультурных контактов; 3) преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах коммуникации; 4) моделировать возможные ситуации общения между представителями различных групп и культур; Владеть: 1) осуществлением эффективного взаимодействия с представителями различных социальных групп и культур, основанного на принципах партнерских отношений; 2) преодолением барьеров межкультурного общения и его оптимизация. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов