Раздел 4. Учение о рельефе




Понятие о рельефе, его типах и формах. Экдогенные и экзогенныерельефообразующие процессы. Макро-, мезо-, микро - и нанорельеф. Равнинный и горный типы рельефа Земли. Понятия «равнина», «гора». Классификация равнин по генезису, морфометрии и морфологии поверхности. Аккумулятивные и денудационные равнины. Формы горного рельефа суши: горные системы и цепи, нагорья, горные страны, хребты, массивы. Классификация горных форм по происхождению. Складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые и вулканические горы. Рельеф дна Мирового океана: материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, срединные океанические хребты, впадины, желоба.

Понятие о геотектуре, морфоструктуре и морфоскульктуре поверхности Земли.

Основные виды геотектуры. Платформенная морфоструктура. Морфоструктура складчатых областей. Генетические типы морфоскульктуры: флювиальная, карстовая, ледниковая, водно-ледниковая, термокарстовая, криогенная, эоловая. Рельеф морских побережий. Антропогенный рельеф.

Геоморфологические карты. Типы и виды геоморфологических карт. Принципы их составления, объекты изображения. Геоморфологические и эколого-геоморфологические карты России и регионов.

Геоморфология как наука о рельефе. История её становления и развития. Отечественные и зарубежные научные школы. Вклад академика И.П. Герасимова в развитие геоморфологии в России.

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1 Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

 

№ раздела Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Л ПЗ СРС  
Введение География в системе наук о Земле          
География и экология          
Основные этапы развития географии как науки         Реферат, конспект, доклад, сообщение
Методика и методология географической науки         Конспект, собеседование
  Учение о географической оболочке:          
Понятие «Географическая оболочка Земли», ее состав, границы и факторы формирования         Контрольное тестирование
Основные закономерности географической оболочки         Проверка заданий по карте, таблицы
Эволюция географической оболочки          
  Социально-экономические системы:          
Территориальная организация общества (ТОО)         Семинар на ПЗ
Современная мировая структура хозяйства         Проверка таблиц в тетради по ПЗ
Экономико-географическая типология стран современного мира         Проверка задания на контурной карте мира
  Географическая среда и общество         Собеседование на ПЗ
  Учение о рельефе:          
  Понятие о рельефе, его типах и формах         Контрольное тестирование
  Понятие о геотектуре, морфоструктуре и морфоскульптуре поверхности Земли         Проверка задания в тетради – профиль речной долины
  Геоморфологические карты         Анализ карты в тетради
  Геоморфология как наука о рельефе Земли          
Итого:          
               

1.3.2. Лекции

Таблица 2 – Темы лекций, их содержание, трудоемкость

 

Тема лекции Содержание Количество часов
Современная география как система наук. Предмет, задачи, методико-методологические основы. Структура современной географии как науки о географической оболочке Земли: природе, населении, хозяйстве. Объект и предмет изучения. Методы исследования: традиционные и новые. Методологическая основа науки.  
Экологическая география как новое научное направление в географии Объект и задачи исследования. Эколого-географическая карта РФ. А. Г. Исаченко как один из создателей нового научного направления.  
Географическая оболочка Земли Понятие о географической оболочке (ГО) как о планетарном природном комплексе. Ее состав, границы, основные закономерности. Основные этапы эволюции ГО: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный.  
Основные категории социально-экономической географии Понятие о экономико-географическом положении территории (ЭГП), его важнейшие компоненты. Территориальное (географическое) разделение труда (ТРТ). Виды ТРТ. Понятие о территориальной организации общества (ТОО). Категории ТОО.  
Структура мирового хозяйства Понятие «мировое хозяйство», «отраслевая структура хозяйства». Уровни отраслевой структуры хозяйства мира. Отрасли материального производства и нематериальной сферы.  
Типология стран современного мира Экономико-географическая типология стран. Группировка стран по величине их территории, численности населения и географическому положению.  
Факторы размещения производства мира Старые и новые (возникшие в эпоху НТР) факторы размещения производительных сил.  
Географическая среда и общество Понятие о географической среде. Воздействие деятельности человека на окружающую природную среду. Глобальные проблемы человечества, их классификация и география.  
Рельеф как компонент природного комплекса (геосистемы) Понятие о рельефе Земли, формах и типах рельефа. Эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы. Геоморфология как наука о рельефе Земли. Геоморфологические карты.  
Геотектура и морфоструктура суши и океанов Понятие «геотектура» и «морфоструктура». Океанические впадины и материки как элементы геотектуры Земли. Платформенная и геосинклинальная морфоструктура. Основные формы рельефа.  
Учение о морфоскульптуре Понятие о морфоскульптуре. Основные типы морфоскульптуры Земли: флювиальная, эоловая, ледниковая, криогенная, флювиогляциальная и др. Формы рельефа и их география. Роль академика И. П. Герасимова в создании учения о геотектуре, морфоструктуре и морфоскульптуре Земли.  

Итого: 18

 

1.3.3 Практические занятия / Семинары.

Таблица 3 – Состав и объем практического занятия семинара

 

Номер ПЗ/семи нара Номер раздела или темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Кол-во часов Литерату-ра
  Введение Методы географической науки. Анализ учебно-методической литературы, редактирование Уяснить традиционные и новые методы исследования для физической и социально-экономической географии и типичные для каждого из этих направлений   3,4
  Введение Экологическая география как современное научное направление в географии Анализ эколого-географических карт: содержание, принципы их составления и использования. Ознакомление с содержанием эколого-географической экспертизы объекта, проекта   Эколого-географическая карта России, региональные карты
    История становления и развития учения о географической оболочке Земли Семинар. Уяснить вклад отечественных и зарубежных ученых в учении о географической оболочке    
    Широтная зональность природы как закономерность географической оболочки Земли Определить географическое положение (границы) географических поясов Земли, выявить (по физическим картам мира и регионов) природные объекты, населенные пункты, где проходят границы   18,19 Физические карты материков и океанов, регионов мира. Карта «Географические пояса и природные зоны» (мир).
    Географические пояса и природные зоны Земли Составление таблицы. Характеристика природных условий и ресурсов, экологические проблемы географических поясов. Структура умеренного пояса Северного и Южного полушарий   1,20
    Высотная поясность как одна из закономерностей географической оболочки Анализ структуры разных типов высотной поясности, выявление факторов, определяющих структуру и границы поясов в горах   1,7
    Учение о географической оболочке земли. Контрольное тестирование Определение степени усвоения основных положений учения о ГО Земли, знание карты   6,7,12
    Теоретическое и прикладное значение социально-экономической географии в современный период. Семинар Уяснить цели и задачи социальной и экономической географии в обществе (конец 20 – первая четверть 21 вв.)   8,9,10,11,12,13
    Структура мирового хозяйства. Заполнить таблицу: «Отраслевая структура хозяйства мира, России, Челябинской области». Анализ экономико-географических карт мира, РФ, Челябинской области, материалов лекции, сравнение отраслевой структуры экономики РФ, Челябинской области и мира, развитие новых и новейших отраслей и подотраслей.     8,11
    Типология стран современного мира. Общая характеристика современного хозяйства. Используя предложенные таблицы, нанести на контурную карту мира десять стран – лидеров в мировом промышленном производстве в отдельных отраслях экономики. Сделать вывод о интенсивности использования природных ресурсов и возможных экологических последствиях   6,11
    Географическая среда и общество. Семинар. Рассмотреть глобальные проблемы взаимодействия с окружающей природной средой (ОПС). Обсудить роль конструктивной географии в оптимизации экологического состояния ОПС в современный период.   1,8,16,17
    Общие черты строения поверхности Земли. Анализ физико-географической карты материков и океанов, схем………… Уяснить главные особенности строения поверхности земли: формы геотектуры и морфоструктуры. Ознакомиться с крупными формами горного и равнинного рельефа материков, составить таблицы…………….   7,18,19,20
    Рельеф дна мирового океана. Анализ физической карты материков и океанов и построение геоморфологического поперечного профиля дна одного из океанов (по выбору студента) Ознакомиться с крупными типичными формами морфоструктуры дна мирового океана   12,18,19
    Строение речной долины. Учебная полевая экскурсия на р.Миасс, г. Челябинск Ознакомится с основными микроформами рельефа, созданных деятельностью водотоков. Получить навыки отображения этих форм в виде поперечного профиля долины в аудиторных условиях   2,5
15.   Геоморфологическое картирование. Анализ содержания и принципов составления изданных геоморфологических карт материков и океанов, Урала Обосновать типы изученных карт, сделать выводы о преобладающих на материке, в регионе типах морфоструктуры и морфоскульптуры. Установить по физической карте соответствие типов морфоструктур конкретным формам рельефа   2,5,19

Итого 36

1.3.4. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4 – Тема, объем и литература для СРС

№ раздела и темы Тема СРС Кол-во часов   Литература Формы контроля успеваемости
Введение Основные этапы развития географии как науки   7,18, 19 Проверка учебных тетрадей, устное собеседование
1. Учение о географической оболочке Учение о географической оболочке.Роль А. Гумбольдта, П. И. Броунова, В. В. Докучаева, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, С. В. Колесника в создании и развития учения о географической оболочке   6, 15, 17 Реферат
2.Экономическая и социальная география Зональность и высокая поясность как важнейшие характеристики географической оболочки   7, 10, 12, 14,16 Подготовка и выступление с докладами по предложенным вопросам
3. Учение о рельефе Рельеф Земли. Изучение номенклатуры (крупнейшие горы и равнины, впадины гор и океанов)   13,18,19 Сдача номенклатуры с использованием контурных и настенных физических карт морей и океанов
  Основные геоморфологические понятия и термины   2,10, 14,16 Проверка рабочих тетрадей, контрольное тестирование
  Эколого-геоморфологическая оценка территории населенного пункт (по выбору студента)   2,4,5 Проверка выполненной работы. Краткие устные сообщения на практических занятиях
 

 

1.4 Список литературы:

(Вся литература имеется в библиотеке ЧелГУ)

Основная:

1.Власова, Т. В. Физическая география материков и океанов [Текст] / Т. В. Власова, М. А. Аршинова, Т. А. Ковалева. – 2 –е изд.–М.: Академия, 2007.– 640 с.

2.Геоморфология [Текст] / Под ред. А. Н. А. Н. Ласточкина, Д. В. Лопатина.– М.: Академия, 2011. –389 с.

3.Жучкова, В. К. Методы комплексных физико-географических исследований [Текст] / В. К. Жучкова, Э. М. Раковская.– М.: Академия, 2004.

4. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов / А. Г. Исаченко. – М.: Академия, 2004. – 400 с.

5.Макарова, Н. В. Геоморфология [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Макарова, Т. В. Суханова. – М.: КДУ, 2007. – 414 с.

6.Савцова, М. А. Общее землеведение [Текст] / М. А. Савцова. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

7.Селиверстов, Ю. П. Землеведение [Текст] / Ю. П. Селиверстов, А. А. Бобков.– 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 314 с.

8.Экономическая и социальная география России [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Т. Хрущева.– М.:Дрофа, 2001. – 672 с.

Дополнительная:

9.Алаев, Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь [Текст] / Э. Б. Алаев. – М.: Мысль, 1993.

10.Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины [Текст]. – М., 1996. – 527 с.

11.Максаковский, В.П. Географическая культура [Текст]:учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. П. Максаковский..– М.: Академия, 2000.– 197 с.

12.Никонова, М. А. Земледелие и краеведение [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. А. Никонова, П. А. Данилов. – М.: Академия, 2000. – 416 с.

13.Рекорды Земли. Неживая природа [Текст] / пер. со словацкого. – Смоленск: Русич, 1998. – 192 с.

14.Скиннер, М. География А-Я [Текст]: Словарь-справочник / М. Скиннер, Д. Редферн, Дж. Фармер; пер. с англ. К. С. Ткаченко.– М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.– 528 с.

15.Творцы отечественной науки. Географы [Текст]. – М.:Агар, 1996.– 575 с.

16.Тимашев, И. Е. Геоэкологический русско-английский словарь-справочник [Текст].– М.: Муравей-Гайд, 1999.– 168 с.

17.Физическая география [Текст] / под ред. В. В. Орленка.–Калининград, 1998. – 480 с..

 

Атласы:

18.Большой географический атлас школьника [Атлас].– М.: АСТ-Пресс, 2001.– 144 с.

19.Географический атлас мира [Атлас].– М.: Росмэн, 1998.– 96 с.

20.Челябинская область [Атлас] / под ред. В. В. Латюшина.– Челябинск: Абрис, 2002.– 32 с.

 

 

1.5. Электронная коллекция

 

В лаборатории информатики факультета экологии в папке по дисциплине «География» находится электронный вариант изданной учебно-методической разработки «География», в которой тестовые задания по разделам «Учение о географической оболочке» и «Учение о рельефе». Имеется видеохарактеристика (с текстом основных географических поясов Земли). Приводится словарь основных терминов по Геоморфологии (формы рельефа Земли: горного и равнинного типов). Приводится примерный перечень вопросов к экзамену по географии, список основной и дополнительной литературы. Подготовлены задания для самостоятельной работы студентов.

 

2. Методические рекомендации преподавателю

При проведении занятий по данной дисциплине рекомендуется использовать:

1) Картографические материалы (географические атласы), настенные географические карты, специализированные карты-схемы;

2) Проанализировать содержание впервые созданной в России и мире настенной эколого-географической карты России (масштаб 1:40000) и пояснительную записку к ней.

По мере завершения изучения тем введения, одного из четырех разделов дисциплины необходимо проводить коллоквиумы (Введение, Социально-экономические системы) или тестирование (Учение о географической оболочке Земли, Учение о рельефе)

 

3. Методические рекомендации студенту

Уяснить структуру дисциплины «География» и готовиться к контрольным мероприятиям, экзамену по темам Введения и четырем разделам. Использовать материалы электронной коллекции, систематически в течение учебного семестра и при подготовке к экзаменам. Ознакомиться и уяснить структуру экзаменационных билетов. Постоянно на практических занятиях, при самостоятельной работе и при подготовке к экзамену использовать рекомендуемые преподавателем карты Географических атласов, с последующим переходом к настенным картам. Научиться выполнять сравнительный анализ физической и тектонической карты мира и России для понимания генезиса крупных форм рельефа Земли, их соответствия тектоническим структурам или строению земной коры. Подготовить по одному реферату по дисциплине как начальному элементу научно-исследовательской работы студентов.

4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы

При подготовке ответа на вопросы билета студенты имеют право пользоваться картами географических атласов.

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, системное и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой.

Студент должен усвоить понятийный аппарат дисциплины, а также проявлять творческие способности в изъяснении и использовании учебного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, систематический характер знаний по дисциплине, но допустивший неточности в ответе.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимого для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессиям, справляющийся с выполнением заданий, например, по карте, предусмотренных учебной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам допустившим ошибки в ответе на экзамене.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренного программой заданий (например, анализ принципов составления тематических карт, их содержания, методики построения геоморфологических профилей).

 

5. Фонды оценочных средств

 

Перечень вопросов к экзамену:

1. География как наука. Современная структура географии, предмет и объект изучения.

2. Основные этапы развития географической науки.

3. Географические идеи древнего мира.

4. География средневековья.

5. География нового времени.

6. Экологическая география как новое направление в географической науке.

7. Понятие о географической оболочке Земли, ее состав, границы.

8. Соотношение понятий «географическая оболочка», «географическая среда» и «биосфера».

9. Общие закономерности географической оболочки. Земли.

10. Высотная поясность природы как одна из основных закономерностей географической оболочки Земли. Типы высотной поясности.

11. Географические пояса Земли. Краткая характеристика природных условий и природных ресурсов поясов.

12. Основные этапы эволюции географической оболочки Земли.

13. Периодический закон географической (широтной) зональности природы.

14. Понятия «зональность» и «интразональность» природы.

15. Содержание понятия «рельеф», «форма рельефа» «тип рельефа».

16. Эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы.

17. Общие особенности рельефа Земли как планеты: геотекстуры и морфорструктуры.

18. Понятие «равнина». Классификация равнин по происхождению.

19. Классификация горного и равнинного рельефа земли по морфометрии и морфологии. Альпийский тип рельефа.

20. Понятие «морфоскульптура». Основные типы морфокульптуры суши Земли и формы рельефа.

21. География основных типов морфоскульптуры суши Земли: карстовой, флювиальной, эоловой, ледниковой, водно-ледниковой (флювио-гляциальной), криогенной.

22. Рельеф дна Мирового океана и практическое знание его изучения.

23. Антропогенный рельеф Земли.

24. Геоморфологические карты. Методы их создания, классификация.

25. Географическая среда и общество. Глобальные проблемы человечества.

26. Основные понятия теоретико-экономико-географического положения (ЭГП). Особенности ЭГП Челябинской области.

27. Территориальное (географическое) разделении труда (ТРТ) как важнейшая категория экономической и социальной географии. Современное географическое разделение труда (МРТ).

28. Конструктивная география как новое направление фундаментальной географии. Вклад академика И. П. Герасимова в разработку концепции конструктивной географии.

29. Вклад А. Гумбольдта, В. В Докучаева, П. И. Броунова, С. В. Калесника в создание и развитие учения о географической оболочке Земли.

30. Роль российских и зарубежных ученых в развитии геоморфологии как науке о рельефе Земли.

31. Понятие о территориальной организации общества. Территориальные социально-экономические системы.

32. Современная мировая структура хозяйства. Структура экономики России и Челябинской области.

33. Типы стран современного мира.

34. Факторы размещения производства.

35. Географическая среда и общество. Глобальные проблемы человечества.

Структура экзаменационного билета (примеры):

Экзаменационный билет №

1. Введение. Современная структура географической науки.

2. Учение о географической оболочке (ГО). Состав, границы, мощность.

3. Учение о рельефе. Понятие о типах и формах рельефа Земли.

 

Экзаменационный билет №

1. Введение. Основные этапы развития географии как науки. Античный период.

2. Учение о ГО. Характеристика умеренного географического пояса Земли.

3. Учение о рельефе. Понятие о морфоскульптуре. Основные типы морфоскульптуры суши Земли.

 

Экзаменационный билет №

1. Введение. Экологическая география как новое современное направление в географической науке.

2. Учение о ГО. Высотная поясность природы как одна из закономерностей географической оболочки.

3. Учение о рельефе. Рельеф дна Мирового океана и цели его изучения.

 

Экзаменационный билет №

1. Введение. Соотношение понятий «экосистема», «геосистема», «природный комплекс», «ландшафт».

2. Учение о географической оболочке. Характеристика экваториального географического пояса Земли (природные условия, экологические проблемы).

3. Социально-экономические системы. Экономико-географическая типология стран современного мира.

Тестовые задания по дисциплине «География»

1. География как наука. Учение о географической оболочке Земли.

 

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Что является основным объектом изучения географии:

а) природа;

б) окружающий мир;

в) ландшафт;

д) географическая оболочка Земли.

2. Термин «географическая оболочка Земли» ввел в российскую науку:

а) Броунов П.И.;

б) Григорьев А.А;

в) Докучаев В.В.;

г) Калесник С.В.

3. Учение об естественно-исторических природных зонах разработал:

а) Гумбольдт А.;

б) Мильков Ф.Н.;

в) Докучаев В.В.;

г) Калесник С.В.

4. Высотная поясность природы обусловлена:

а) выходами кристаллического фундамента платформы;

б) географическим положением территории;

в) горным рельефом;

г) повышенным увлажнением.

5. Субтропические географические пояса земли расположены в пределах:

а) 30-40 0 с.ш. и ю.ш.;

б) 20-30 0 с.ш. и ю.ш.;

в) 8-11 0 с.ш. и ю.ш.;

г) 65-40 0 с.ш. и 58-42 0 ю.ш..

6. В современных границах географические зоны Земли сформировались:

а) в голоцене;

б) в плейстоцене;

в) в мезозое;

г) в верхнем палеозое.

7. Природные условия – это:

а) сырьевая база страны;

б) компоненты природы, используемые в сельском хозяйстве;

в) совокупность компонентов природы;

г) географическое положение территории.

8. Новыми современными для географической науки методами исследования являются:

а) дистанционный;

б) сравнительный;

в) статистический;

г) моделирование.

9. В состав географической оболочки Земли входят полностью:

а) литосфера;

б) гидросфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

10. Дифференциация географической оболочки на географические пояса обусловлена:

а) географическим положением территории;

б) зональным поступлением солнечной радиации;

в) особенностями общей циркуляции атмосферы;

г) рельефом.

 

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Термин «географическая оболочка» ввел в российскую науку:

а) Броунов П.И.;

б) Григорьев А.А;

в) Докучаев В.В.;

г) Мильков Ф.Н.

2. Проявление вертикальной биоклиматической зональности в горах обосновал:

а) Гумбольдт А.;

б) Григорьев А.А;

в) Докучаев В.В.;

г) Берг Л.С..

3. Обособление географических (природных) зон в пределах географических поясов вызвано:

а) рельефом;

б) геологическим строением территории;

в) положением в секторе материка;

г) различиями термического режима и увлажнения на северных и южных границах поясов.

4. Умеренные географические пояса земли расположены в пределах:

а) 30-40 0 с.ш. и ю.ш.;

б) 20-30 0 с.ш. и ю.ш.;

в) 8-11 0 с.ш. и ю.ш.;

г) 65-40 0 с.ш. и 58-42 0 ю.ш..

5. Самое молодое по времени формирования в Северном полушарии является природная географическая зона:

а) лесостепи;

б) пустынь;

в) тундры;

г) широколиственных лесов.

6. Биологические ресурсы относятся к группе:

а) исчерпаемых и невозобновимых;

б) исчерпаемых и возобновимых;

в) неисчерпаемых;

г) исчерпаемых относительно возобновимых.

7.Основным объектом изучение экономической географии является:

а) ландшафт;

б) население;

в) природа;

г) хозяйство;

д) географическая оболочка Земли.

8. Традиционные для географической науки методы исследований:

а) дистанционный;

б) сравнительный;

в описательный;

г) моделирование.

9. В состав географической оболочки Земли входят:

а) литосфера;

б) гидросфера;

в) биосфера;

г) нижняя часть атмосферы.

10. Природные ресурсы, естественные ресурсы – это:

а) компоненты природы, используемые в земледелии;

б) топливно-энергетическая база страны;

в) компоненты природы и их свойства;

г) полезные ископаемые.

2. Учение о рельефе (основы геоморфологии)

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Геоморфология – это наука о:

а) строении земной коры;

б) рельефе (неровностях) поверхности Земли;

в) истории развития земной коры;

г) подземных водах.

2. Генетическая классификация форм рельефа включает учёт показателей:

а) глубину расчленение рельефа;

б) происхождение (генезис);

в) возраст;

г) абсолютные и относительные высоты.

3. Морфологический тип рельефа – это сочетание форм рельефа, обладающих:

а) общим происхождением;

б) сходным обликом и строением;

в) однородными условиями развития;

г) однородными относительными высотами.

4. Морфоскульптура – это формы рельефа, созданные:

а) тектоническими движениями;

б) трансгрессией моря;

в) экзогенными процессами;

г) вулканической деятельностью.

5. Речные террасы – это формы рельефа, относящиеся к типу морфоскульптуры:

а) флювиальному;

б) водноледниковому;

в) ледниковому;

г) криогенному.

6. Воронки, пещеры относятся к формам рельефа, созданным:

а) ветровыми процессами;

б) водами временных водотоков;

в) деятельностью ледников;

г) вулканической деятельностью.

7. Самая низкая отметка поверхности Земли:

а) впадина Кара-Гие;

б) желоб Тонга;

в) Марианский желоб;

г) Долина Смерти.

8. К наноформам рельефа относятся:

а) холмы;

б) борозды, рытвины;

в) дамбы;

г) кочки.

9. Морфоструктуры – формы рельефа созданные:

а) деятельностью ледников;

б) магматизмом;

в) текучими водами;

г) эндогенными процессами.

10. По происхождению формы рельефа горного типа могут быть:

а) складчато-глыбовые;

б) складчатые;

в) денудационные;

г) вулканические.

11. Платформам и краевым прогибам соответствуют формы рельефа:

а) нагорья;

б) плоскогорья;

в) низменности;

г) горные хребты.

12. Подводная окраина материка включает формы рельефа:

а) речные долины;

б) абиссальные равнины;

в) материковый склон;

г) срединные океанические хребты.

Вариант 2

 

Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Морфометрическая классификация форм рельефа учитывает:

а) генезис;

б) возраст;

в) количественные характеристики рельефа;

г) внешние признаки.

2. Морфоскульптура – это формы рельефа, созданные:

а) эндогенными процессами;

б) землетрясениями;

в) вулканической деятельностью;

г) экзогенными процессами.

3. Дюны, барханы относятся к формам рельефа, созданным:

а) ветровыми процессами;

б) деятельностью ледников;

в) текучими водами;

г) вулканической деятельностью.

4. Овраги относятся к формам рельефа, созданным:

а) речной эрозией;

б) ледниковой экзарацией;

в) деятельностью ветра;

г) деятельностью временных водных потоков.

5. Самая низкая отметка на суше Земли:

а) Эль-Гхор;

б) Ассаль;

в) Кара-Гие;

г) Турфанская впадина.

6. Складчатым поясом и областям соответствуют формы рельефа:

а) горные страны;

б) равнины;

в) плоскогорья;

г) нагорья.

7. На геоморфологических картах отображается:

а) возраст и динамика рельефа;

б) генезис рельефа;

в) состав горных пород;

г) физические поля Земли.

8. Генетический тип рельефа – это сочетание форм рельефа, обладающих:

а) общим происхождением;

б) сходным обликом;

в) общими условиями развития;

г) однородным строением.

9. К микроформам рельефа относятся:

а) овраги;

б) холмы;

в) увалы;

г) западины.

10. Геотектура – это самые крупные форма рельефа поверхности Земли:

а) горные страны;

б) океанические впадины;

в) материки;

г) сырты.

11. Равнины формируются вследствие процессов:

а) денудации;

б) землетрясений;

в) аккумуляции материала;

г) колебательных движений.

12. Ложе океана включает формы рельефа:

а) шельф;

б) материковый склон;

в) абиссальные равнины;

г) срединные океанические хребты.

Темы рефератов:

1. Географические идеи Древнего мира.

2. География средневековья.

3. Конструктивная география новейшего времени.

4. Роль географической науки в рациональном природопользовании и охране окружающей природной среды.

5. Антропогенный рельеф Земли.

6. Антропогенные изменения природы географических поясов Земли (по выбору студента).

7. Отраслевая структура хозяйства Челябинской области как фактор экологической дестабилизации.

8. Особенности социально-территориальной структуры Челябинской области и ее влияние на экологическую обстановку.

9. Экологическая география как новое направление в географической науке.

10. Эколого-географическая карта России: содержание и принципы составления.

 

 


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование

Авторы (составители):

канд. геогр. наук, доцент кафедры

геоэкологии и природопользования_____________ Л. В. Мискина

 

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой геоэкологии и природопользования

Протокол

 

 

Заместитель проректора

по учебной работе

С.П. Еремеева

«___» ________2011 г.

 

Начальник учебно-методического

управления

Е.Н. Соколова

«___» ________2011 г.

 

Отдел управления качеством

_____________

«___» ________2011 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: