Ключевые тенденции развития высшего образования в условиях процесса глобализации




Самылина А.А.

Студентка магистратуры ИИиП МПГУ

Ключевые тенденции развития высшего образования в условиях процесса глобализации

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных направлений развития системы высшего образования в современном мире. Процесс глобализации определил новые векторы преобразования для всех развитых стран мира, что повлекло за собой пересмотр устаревших и неактуальных тенденций, присущих прежним образовательным компонентам. Современные реалии столкнули государства с необходимостью перестраиваться в условиях, диктуемые общественным развитием.

Ключевые слова: глобализация, тенденции, интернационализация, высшее образование, знания, болонский процесс, реформа, реорганизация, современность, образовательное пространство.

Современный этап развития общественной жизни невозможно представить, абстрагировавшись от процесса глобализации, который охватил все сферы мирового организма. Процессы, протекающие в условиях глобализации, характеризуют не только рост взаимосвязанных аспектов в мировом сообществе, но и отражают специфику отдельно взятых тенденций общественной жизни. Необходимость реорганизации большинства традиционных структурных элементов, присущих каждому, отдельно взятому, государству, уже не является спорным вопросом.

Процесс глобализации изучается представителями разных научных тенденций и является предметом многих дискуссий в мировой науке. Изначально под термином "глобализация" понимаются изменения в сфере исключительно экономического характера[1]. Понятие самого процесса неразрывно связано с такими терминами как интеграция и унификация, что даёт более детальное и всесторонней понимание сущности явления глобализации - это непрерывный процесс изменения и преобразования экономической, социальной, культурной и политической сфер общественной жизни, обусловленный мировым прогрессом и современными вызовами.

Истоки процесса глобализации принято искать в эпоху развития рыночных отношений и отождествлять с появлением термина "европейской мировой экономики". Современная трактовка, основные направления и сущность процесса глобализации были сформулированы английским социологом Роландом Робертсоном в ряде исследований, посвященных данному вопросу[2]. [СА1] Усовершенствования, открытия и изобретения в смежных сферах общественной жизни обусловили распространение глобализационных направлений и на другие отрасли.

Процесс глобализации изучают с разных позиций, ракурсов и аспектов абсолютно полярные группы исследователей, в следствие чего появляются разнообразные трактовки понятия с присущими характерными особенностями конкретного научного течения. К настоящему времени научное сообщество не пришло к единой позиции касательно данного общественно-исторического феномена. Изначально явление глобализации, помимо экономического проявления, проявлялось так же в распространении и расширении системы знаний, религиозных течений, технологических открытий, философских воззрений и разнообразных культурных отражений в различных мировых сообществах, следовательно к проводникам данного явления можно отнести большинство известных деятелей общественной мысли и представителей массовой культуры [3].

Неотъемлемым процессом общественного развития современного мира является постоянный прогресс информационной и технологической отрасли, что породило и вывело на новый уровень экономику знаний. Распространение технологизации, а так же расширение технических возможностей и появление качественно новых товаров производства и услуг влекут за собой возникновение отраслей, совмещающих в себе специфическим образом все актуальные тенденции.

Всеохватывающее развитие системы знаний и распространение информационной отрасли являются одними из основных ресурсов современного этапа процесса глобализации. В условиях современной картины мира невозможно представить существование вне информационного поля, так как существование целиком и полностью соткано и продиктовано собственно самой информацией, и это уже не просто составляющая жизни, а неотъемлемая её часть. Именно это позволяет сделать вывод о том, что первоначальная и современная трактовки феномена схожи в глобальном понимании, но различны по основным направлениям, так как актуальные тенденции выдвигают особенностью глобализации скорее общественно-культурную сферу жизни, с отсутствием территориальной составляющей и большим социальным охватом направленности.

Глобализация, безусловно, накладывает отпечаток на каждое государство, вне зависимости от степени развития, политических реалий и традиционных устоев конкретной страны. Одной из ключевых дискуссий по процессу глобализации является попытка осмысления оценки результата внедрения и распространения единых мировых вызовов на развитие конкретных государств. Положительными результатами и сторонами, по мнению сторонников процесса глобализации, являются - укрепление демократических ценностей, формирование гражданского сообщества, способствование поддержанию мирового порядка, открытие политических границ, оформление и закрепление мультикультурных общечеловеческих принципов. Противники глобализации отмечают такие отрицательные факторы, как - стирание национальных традиций, утрата идентичности, увеличение экономического разрыва между государствами, уменьшение потребности в рабочей силе, вытесняемой процессом технологизации[4].

С расширением потребностей общества, развитием и появлением новых отраслей жизни явление глобализации затрагивает всё большие сферы. Естественным образом система образования становится вовлечённой в процессы мировой интеграции. Высшее образование как один из важнейших социальных институтов подвергается процессу трансформации под влиянием общественно-глобальных тенденций. В результате воздействия мировых запросов институциональные традиционные особенности высшего образования начинают стираться, вводя в оборот новый термин "единое образовательное пространство", со свойственными ему мультикультурными и пограничными особенностями.

Наличие современных мировых вызовов к образовательному пространству формирует новое явление, представляющее собой ответ высшего образования на запросы глобализации. Понятие "интернационализация высшего образования" достаточно точно описано Дж. Найт: "процесс интеграции международного, межкультурного и глобального аспекта в цели, функции и методы предоставления высшего образования"[5].

Процесс глобализации охватывает систему высшего образования во всём мире и подталкивает к реорганизации институционных основ под тенденции и направленность единого образовательного пространства, появление которого связано, в первую очередь, с принятием Болонской декларации в 1999 году, подчеркнувшей роль университетов в формировании общекультурных ценностей, наметившей курс на мобильность и унификацию структурных образовательных единиц. Появление данного документа оказало существенное влияние на дальнейшее реформирование системы образования по всему миру[6]. Традиционная система высшего образования России, существовавшая на территории всего постсоветского пространства, встала на рельсы реформирования в направлении европеизации университетов в 2003 году. В связи со спецификой территориального развития РФ процесс унификации высшего образования представляет собой разнообразную степень вовлечения институциональных основ болонского процесса в конкретных регионах и университетах.

В условиях современности политика, направленная на реформирование образовательных институтов, старается затрагивать интересы и требования всех групп, участвующих в образовательном процессе - потребителей, правительства, работодателей и работников[7]. Этому способствуют всё более интернационализирующиеся ориентиры в области образования и образовательных стандартов, что помогает выравнивать и без того непростой процесс унификации образовательных направленностей.

Глобализация образовательного пространства являет собой совокупность перестройки экономических, политических, социокультурных и исторических элементов, которые отражаются в единых направлениях:

-расширение разнообразия возможностей и приоритетов высшего образования за счёт непрерывного развития и перестройки образовательных структур в рамках интеграции актуальных тенденций;

-закрепление автономии высших учебных заведений с сопутствующим ростом стороннего вливания финансового капитала;

-подчеркивание роли образования в государственной политике;

-расширение функций высшего образования в рамках общественных запросов - вызовы социокультурного, научного, идеологического воспитания.

Формирование общих тенденций в образовательных системах являет собой результат расширения течения процесса глобализации и увеличения количества сторонних вызовов[8]. Современные этапы общественной жизни обуславливают необходимость непрерывного включения системы образования в новые направления мирового прогресса как ответную реакцию на внешние факторы. К вызовам, обращенным на образовательную систему, следует отнести:

-наличие неравенства среди качества учреждений высшего образования (даже в рамках рассмотрения одного государства);

-тесная связь образовательной структуры с рыночными механизмами;

-увеличение спроса на получение высшего образования;

-непрерывная пере- и подстройка общечеловеческих и культурных ценностей в процессе их внедрения в высшую школу под разрастающиеся тренды;

-шаткость положения высшего образования в социальной структуре;

-необходимость включения совершенствующихся технологий в структуру обучения.

Ценностные компоненты глобализации полностью отражают воззрения мирового сообщества. Выходящие на новый уровень и продвигаемые гуманистические, культурные, образовательные, политические и культурные направления естественным образом затрагивают образовательное пространство, которое не может исключить данные убеждения из структуры своих образовательных компонентов. Лидирующие общечеловеческие амбиции все больше проникают в разные ступени системы образования, выводя на иной уровень будущие поколения участников образовательного процесса и все больше подталкивая их под единый портрет. Процессы глобализации и интернационализации делают более острым вопрос современного этапа расхождения понятий "глобальный" и "национальный".

Процессы унификации, интернационализации и глобализации, одним целым проникли во все проявления системы высшего образования: образование, научно-исследовательскую и социальную функцию. Благодаря воздействию внешних вызовов на образовательную систему университеты выходят на новый уровень в общественном развитии, становятся активными участниками политической картины мира[9]. Диктуемые особенностями процесса глобализации абсолютно новые течения в образовательной системе предоставляют новые возможности участникам образовательного процесса.

Характерной особенностью современного положения вещей, безусловно, является тот факт, что на данный момент процесс глобализации продолжает распространяться. Интернационализация системы образования заставляет коренным образом пересматривать устоявшиеся тенденции традиционного уклада каждого отдельно взятого государства, предоставляет пути реформирования образовательных компонентов с целью выхода на качественно новый уровень образования, указывает особенности развития общества в современном мире. В ходе процесса глобализации выдвинулись на ключевые роли такие понятия, как информация, знание, ценности. Основным показателем, влияющим на степень развития образования, продолжает являться экономическая сфера. Расширение мировых рыночных границ, вливание сторонних капиталов, привлечение новых источников финансирования так же приводит к видоизменению образовательных тенденций в современном мире. Существующий разрыв между университетами разных стран со свойственными специфичными элементами системы образования несколько обесценивает идеалистический настрой направленности интернационализации образования. Создание единого образовательного пространства на мировой арене все еще остается вопросом времени.

 


Библиография:

1. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.-304с.

2. Шахназаров Г. Х. Глобализация и глобалистика – феномен и теория //Pro et Contra. 2000 Т. 5 № 4

3. Моисеев А.А. Феномен глобализации и международное сообщество//Век глобализации. -2015.-№2.-с.59-72

4. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева – М.: Логос, 2013 – 420 с.

5. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы пер. с англ. Издательство "Весь мир"). – М., 2003.-232с.

6. Болонская декларация. Эл. ресурс https://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения 15.02.20)

 


[1] Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.-10с.

[2] Моисеев А.А. Феномен глобализации и международное сообщество//Век глобализации. -2015.-№2.-61с.

 

 

[3] Шахназаров Г. Х. Глобализация и глобалистика – феномен и теория //Pro et Contra. 2000 Т. 5 № 4-186с.

 

[4] Моисеев А.А. Феномен глобализации и международное сообщество//Век глобализации. -2015.-№2.-67с.

[5] Найт Дж. Развитие интернационализации: новые подходы и непредвиденные последствия. /Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева – М.: Логос, 2013. -74с.

[6] Болонская декларация. Эл. ресурс https://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения 15.02.20)

 

[7] Ференц И. Развитие политики в области интернационализации высшего образования в Европе или «разноскоростная» интернационализация. /Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева – М.: Логос, 2013 –166с.

[8] Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы пер. с англ. Издательство "Весь мир"). – М., 2003.-98с.

 

[9] Мартынов В.Г. Интернационализация вуза как ответ на вызовы глобализации./ Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева – М.: Логос, 2013 –269с.

 

К исполнению (предварительная версия): вопросу [СА1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: