уровня научного познания: эмпирический и теоретический.




Познание.

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Гносеология – раздел философии, изучающий возможности познания.

Скептицизм – не отрицает возможности познания, но выражает сомнение в том, что все знания носят достоверный характер.

Оптимизм - утверждает, что мир принципиально познаваем.

Агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Уровни познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание - получение знаний с помощью органов чувств.

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Рациональное познание – получение знаний посредством мышления.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Направления в теории познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт.

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума.

 

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

 

Цель познания – получение знания, истины.

Истина – знание, соответствующее объективной реальности.

Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Объективная истина – знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Антиподы истины – ложь, заблуждение.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Главный критерий истины – практика.

Практика - целенаправленная деятельность по преобразованию действительности.

 

Виды познания (знания).

1. Ненаучное познание:

-Обыденное (житейское)

- Практическое (народная мудрость)

- Религиозное

-Мифологическое

- Художественное (средствами искусства)

2. Научное познание - это вид познания, направленный на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

3. Социальное познание – вид познания, направленный на изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.

Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.

Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.

Методы: контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперимент.

4. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей, создание «Я-концепции».

Особенность – объектом является сам субъект.

Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.

Самопознание совершается:

1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.

2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других

людей и соотнесения себя с другими.

3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.

Научное познание.

Цель – получения объективного систематического знания, направленного на отражение закономерностей действительности.

Признаки:

- объективность, истинность, доказательность, системность, универсальность

- наличие понятийного аппарата

- наличие специальных методов и способов

- проверяемость результатов познания

- высокий уровень теоретического обобщения

уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень - непосредственное по­знание внешних сторон объектов, выявление наблюдаемых фактов и фиксация закономерностей.

Формы эмпирического познания: эмпирический факт и эмпирический закон.

Методы эмпирического познания:

наблюдение эксперимент измерение описание сравнение классификация

 

Теоретический уровень - опосредованное познание, проникновение в сущность явлений и объяснение их внутренних связей.

Формы теоретическо­го уровня познания - проблема гипотеза, теория, закон

Методы теоретического познания:

анализ синтез дедукция индукция абстрагирование моделирование

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: