Познание.
Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Гносеология – раздел философии, изучающий возможности познания.
Скептицизм – не отрицает возможности познания, но выражает сомнение в том, что все знания носят достоверный характер.
Оптимизм - утверждает, что мир принципиально познаваем.
Агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания.
Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.
Уровни познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание - получение знаний с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания:
Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.
Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.
Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.
Рациональное познание – получение знаний посредством мышления.
Формы рационального познания:
Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.
Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.
Направления в теории познания:
1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт.
2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума.
Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.
Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.
Цель познания – получение знания, истины.
Истина – знание, соответствующее объективной реальности.
Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.
Объективная истина – знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Антиподы истины – ложь, заблуждение.
Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину.
Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.
Главный критерий истины – практика.
Практика - целенаправленная деятельность по преобразованию действительности.
Виды познания (знания).
1. Ненаучное познание:
-Обыденное (житейское)
- Практическое (народная мудрость)
- Религиозное
-Мифологическое
- Художественное (средствами искусства)
2. Научное познание - это вид познания, направленный на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
3. Социальное познание – вид познания, направленный на изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.
Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.
Методы: контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперимент.
4. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей, создание «Я-концепции».
Особенность – объектом является сам субъект.
Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.
Самопознание совершается:
1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.
2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других
людей и соотнесения себя с другими.
3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.
Научное познание.
Цель – получения объективного систематического знания, направленного на отражение закономерностей действительности.
Признаки:
- объективность, истинность, доказательность, системность, универсальность
- наличие понятийного аппарата
- наличие специальных методов и способов
- проверяемость результатов познания
- высокий уровень теоретического обобщения
уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень - непосредственное познание внешних сторон объектов, выявление наблюдаемых фактов и фиксация закономерностей.
Формы эмпирического познания: эмпирический факт и эмпирический закон.
Методы эмпирического познания:
наблюдение эксперимент измерение описание сравнение классификация
Теоретический уровень - опосредованное познание, проникновение в сущность явлений и объяснение их внутренних связей.
Формы теоретического уровня познания - проблема гипотеза, теория, закон
Методы теоретического познания:
анализ синтез дедукция индукция абстрагирование моделирование