Второй важный момент создания комфорта на уроке -создание ситуации успеха




Педагогические чтения учителей начальных классов общеобразовательных организаций

Энгельсского муниципального района

«Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»

 

Сообщение

«Комфортная образовательная среда:

Учитываем интересы всех или каждого?»

Выполнили: Орлова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Ренева Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

МАОУ «Образовательный центр им. М. М. Расковой»

Энгельсского района, Саратовской области


 

Создание комфортной среды для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача школы.

Школа – это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Существует психологическая, интеллектуальная, физическая комфортность ребёнка в школе.

Психологический комфорт - состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности человека, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутри школьной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий учащихся, учителей и их родителей.

А что помогает созданию психологического комфорта на уроке для детей в начальной школе?

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Важный момент – это настрой на урок, психологическая установка, создание положительного настроя на работу. Чтобы добиться позитивного настроя, я использую в начале урока

· Прием «Улыбка».

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

 

· Игра - «Комплименты».

Где дети, глядя в глаза, друг друга, желают что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.

Или «Пожелание на день». Высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день.

Можно начать урок с интересного стихотворения, это также поднимет детям настроение и желание работать на уроке. Например:

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Для поддержания психологического комфорта часто использую приём «Нашёптывание»

Суть: учитель задаёт детям задание. Дети ответы говорят шёпотом на ушко учителю, затем кто правильно ответил, объясняет всем.

· Приём «Задание в темноте»

Суть: Учитель предлагает ребятам опустить голову на парту, расслабиться, закрыть глаза, послушать задачку, не поднимая головы на пальчиках показать ответ. Учитель должен подойти к каждому ребёнку. Если правильно, пожать пальчики, если неправильно предложить подумать.

· Приём «Разрешённая подсказка»

Суть: дети подсказывают друг другу мысленно (спросить правило, остальные подсказывают мысленно)

· Приём «Домашнее задание на выбор»

Суть: Обучающимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов.

- Домашнее задание сегодня я вам не задам. Если кто хочет, пусть сам задаст себе задание, а завтра мне покажет и скажет, почему выбрал именно это задание.

 

· Метод «Познавательное чтение»

Суть: ребёнку не нравится стихотворение заданное учителем учить наизусть. Учитель предлагает этому ребёнку выучить стихотворение какое он хочет, но согласно тематике, оформить его: написать, проиллюстрировать, придумать вопросы к содержанию.

· Метод «День рождения детей»

Суть: зашифровать имя именинника в кроссворде или в ребусе, предложить детям разгадать. Подарить ребёнку урок: «Я подарю тебе урок». Если День рождения на каникулах, спросить ребёнка, когда подарить ему урок?

Второй важный момент создания комфорта на уроке -создание ситуации успеха

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся.

· Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.

В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.

 

 

· Игра “Найди глаголы”.

Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

· Игра “Аукцион”.

Дать как можно больше определение по цепочке, например, что можно сказать о числе 24? Или перечислить как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить и т. д)

· Игра “Найди своё слово”

Например –Тема: «Части речи»

Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

ü Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: