Россию ждет импортозамещение в области информационных технологий. Эксперты представили президенту масштабную программу развития цифровой экономики до 2024 года — к этому сроку планируется, как минимум, сократить долю иностранного программного обеспечения в госсекторе до 10% и полностью перевести пользователей на антивирусный софт отечественных разработчиков.
…Обсуждается идея создания специального фонда цифровой экономики с ежегодным бюджетом примерно 100 млрд руб. Есть несколько источников финансирования, о которых идет речь, два я могу сразу назвать — это средства, которые платят операторы за частоты, и те деньги, которые содержатся в Фонде универсальной услуги связи.
…Процесс импортозамещения в России будет идти неравномерно, уверен консультант «ПИР-центра» Олег Демидов. Если на рынке софта условия благоприятные, то с собственным аппаратным обеспечением будут сложности, уверен эксперт: «Где-то нужны фундаментальные вложения в сами технологии. Мы упираемся в проблему элементной базы — чипы и процессоры. Здесь нужно вкладываться в расширение производства, а главное — нужно вкладываться просто в российскую фундаментальную науку. Бизнес должен высвободить ресурсы, чтобы их куда-то форсировано и конкретно вкладываться. Это либо налоговые манипуляции, либо снижение административно-регуляторного давления на бизнес».
По данным BostonConsultingGroup, сейчас доля цифровой экономики в ВВП развитых стран составляет 5,5%, развивающихся стран – 5%. В России по итогам 2016 года этот показатель составил 2,5%.
Вопросы и задания:
¾ Сформулируйте основные меры по стимулированию импортозамещения в России в сфере информационных технологий.
1. Механизмы регулирования таможенных пошлин;
2. Система кредитования предприятий. Она включает в себя инструменты государственной поддержки инновационной сферы:
- бюджетное регулирование;
- инвестиционная деятельность;
- ценовое регулирование;
- налоговое регулирование.
3. Прямая бюджетная поддержка предприятий инновационного сектора.
4. Безвозвратные инвестиционные вложения.
5. Государственное регулирование условий функционирования рынков инновационной промышленности.
6. Закупочные и товарные интервенции
¾ Сможет ли экономика конкретного региона выдержать нагрузку «информационного общества»?
Информационное общество, ноосферическая цивилизация, информационное пространство, киберпространство, информационная среда, виртуальная реальность — эти слова стали привычными не только на страницах научных и популярных изданий, но и в обыденной речи.
Массовое сознание прочно связывает эти термины с компьютерами и телекоммуникациями. В то же время компьютеры и коммуникации получили в свое распоряжение лексику и понятийный аппарат бытийного плана — по интернету путешествуют, в него входят, в нем живут.
Информационное общество — глобальный экономико-политический, антропосоциалъный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий интернета.
Проектный, прогностический и сценарный характер информационного общества проявляется, в частности, в формулировке национальных программ и концепций перехода к информационному обществу, а также программ информатизации различных отраслей деятельности, прежде всего науки, образования, управления, политики и т.п.
Выделяются стадии:
1) устно опосредованного обмена информацией;
2) письменного обмена, опосредованного печатью;
3) электронно опосредованного обмена. Такой подход поднимает информацию до уровня экономической и онтологической категории, и придает информационному обществу знак совершенства.
В экономическом плане информационное общество подразумевает возникновение постэкономических отношений и виртуальной экономики, в которой процессы производства и потребления приобретают характер дискурса в форме знаковой манипуляции. Система вещей, труд предстают в качестве знаков реального. Они кодируют императив социальной интеграции в ситуации утраты самой социальной реальности.
Виртуальный характер постэкономики является следствием преодоления утилитарно мотивированной активности как доминирующего вида человеческой деятельности. Это проявляется в увеличении Доли дематериализованного компонента в товаре, изменении отношения к труду как к средству совершенствования личности, а также в персонализации денег как образа платежеспособности (электронная кодификация потребителя) путем включения человеческого капитала и экологического ресурса в расчеты стоимости, выдвижении времени в качестве самостоятельной ценности и специфической формы товара, укреплении новой формулы цены, строящейся на экономическом виртуализме, при котором цена есть функция не стоимости, а ее образа. Это проявляется, в частности, в появлении и расширении таких отраслей индустрии производства образов, как промоушн, PR, реклама, мифодизайн, имиджмейкерство, в возникновении специфических форм предпринимательской деятельности — так называемых виртуальных корпораций; рядом других факторов.
Данные факторы бывают просто невыполнимы для некоторых регионов. Поэтому я считаю, что переход к информационному обществу может привести к экономическим проблемам в некоторых регионах.
¾ Каковы перспективы развития информационного общества в РФ? Связаны ли они с построением цифровой экономики и процессами роботизации?
Ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех. Перспективы могут быть следующими:
- содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;
- изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики;
- уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
- мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры, уделение особого внимания "партнерскому" подходу со стороны правительств, международных организаций, частного сектора и НПО;
- поддержка политического консультирования и укрепление местного потенциала, с тем чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;
- содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;
- поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;
- поддержка программ доступа на местном уровне;
- уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа;
- содействовать дальнейшему развитию "удобных для пользования", "беспрепятственных" технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
¾ Определите направления обеспечения информационной безопасности в информационном обществе.
Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Составлено по материалам онлайн-издания «Коммерсант» (Александр Ляпин, статья «Все свое.Возможно ли полное импортозамещение в российском ИТ-секторе?»), 2017 г. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3342506