Об импортозамещении в российском ИТ-секторе и цифровой экономике




Россию ждет импортозамещение в области информационных технологий. Эксперты представили президенту масштабную программу развития цифровой экономики до 2024 года — к этому сроку планируется, как минимум, сократить долю иностранного программного обеспечения в госсекторе до 10% и полностью перевести пользователей на антивирусный софт отечественных разработчиков.

…Обсуждается идея создания специального фонда цифровой экономики с ежегодным бюджетом примерно 100 млрд руб. Есть несколько источников финансирования, о которых идет речь, два я могу сразу назвать — это средства, которые платят операторы за частоты, и те деньги, которые содержатся в Фонде универсальной услуги связи.

…Процесс импортозамещения в России будет идти неравномерно, уверен консультант «ПИР-центра» Олег Демидов. Если на рынке софта условия благоприятные, то с собственным аппаратным обеспечением будут сложности, уверен эксперт: «Где-то нужны фундаментальные вложения в сами технологии. Мы упираемся в проблему элементной базы — чипы и процессоры. Здесь нужно вкладываться в расширение производства, а главное — нужно вкладываться просто в российскую фундаментальную науку. Бизнес должен высвободить ресурсы, чтобы их куда-то форсировано и конкретно вкладываться. Это либо налоговые манипуляции, либо снижение административно-регуляторного давления на бизнес».

По данным BostonConsultingGroup, сейчас доля цифровой экономики в ВВП развитых стран составляет 5,5%, развивающихся стран – 5%. В России по итогам 2016 года этот показатель составил 2,5%.

Вопросы и задания:

¾ Сформулируйте основные меры по стимулированию импортозамещения в России в сфере информационных технологий.

1. Механизмы регулирования таможенных пошлин;

2. Система кредитования предприятий. Она включает в себя инструменты государственной поддержки инновационной сферы:

- бюджетное регулирование;

- инвестиционная деятельность;

- ценовое регулирование;

- налоговое регулирование.

3. Прямая бюджетная поддержка предприятий инновационного сектора.

4. Безвозвратные инвестиционные вложения.

5. Государственное регулирование условий функционирования рынков инновационной промышленности.

6. Закупочные и товарные интервенции

 

¾ Сможет ли экономика конкретного региона выдержать нагрузку «информационного общества»?

Информационное общество, ноосферическая цивилизация, информационное пространство, киберпространство, информационная среда, виртуальная реальность — эти слова стали привычными не только на страницах научных и популярных изданий, но и в обыденной речи.

Массовое сознание прочно связывает эти термины с компьютерами и телекоммуникациями. В то же время компьютеры и коммуникации получили в свое распоряжение лексику и понятийный аппарат бытийного плана — по интернету путешествуют, в него входят, в нем живут.

Информационное общество — глобальный экономико-политический, антропосоциалъный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий интернета.

Проектный, прогностический и сценарный характер информационного общества проявляется, в частности, в формулировке национальных программ и концепций перехода к информационному обществу, а также программ информатизации различных отраслей деятельности, прежде всего науки, образования, управления, политики и т.п.

Выделяются стадии:

1) устно опосредованного обмена информацией;

2) письменного обмена, опосредованного печатью;

3) электронно опосредованного обмена. Такой подход поднимает информацию до уровня экономической и онтологической категории, и придает информационному обществу знак совершенства.

В экономическом плане информационное общество подразумевает возникновение постэкономических отношений и виртуальной экономики, в которой процессы производства и потребления приобретают характер дискурса в форме знаковой манипуляции. Система вещей, труд предстают в качестве знаков реального. Они кодируют императив социальной интеграции в ситуации утраты самой социальной реальности.

Виртуальный характер постэкономики является следствием преодоления утилитарно мотивированной активности как доминирующего вида человеческой деятельности. Это проявляется в увеличении Доли дематериализованного компонента в товаре, изменении отношения к труду как к средству совершенствования личности, а также в персонализации денег как образа платежеспособности (электронная кодификация потребителя) путем включения человеческого капитала и экологического ресурса в расчеты стоимости, выдвижении времени в качестве самостоятельной ценности и специфической формы товара, укреплении новой формулы цены, строящейся на экономическом виртуализме, при котором цена есть функция не стоимости, а ее образа. Это проявляется, в частности, в появлении и расширении таких отраслей индустрии производства образов, как промоушн, PR, реклама, мифодизайн, имиджмейкерство, в возникновении специфических форм предпринимательской деятельности — так называемых виртуальных корпораций; рядом других факторов.

Данные факторы бывают просто невыполнимы для некоторых регионов. Поэтому я считаю, что переход к информационному обществу может привести к экономическим проблемам в некоторых регионах.

 

¾ Каковы перспективы развития информационного общества в РФ? Связаны ли они с построением цифровой экономики и процессами роботизации?

Ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех. Перспективы могут быть следующими:

- содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;

- изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики;

- уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

- мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры, уделение особого внимания "партнерскому" подходу со стороны правительств, международных организаций, частного сектора и НПО;

- поддержка политического консультирования и укрепление местного потенциала, с тем чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;

- содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;

- поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;

- поддержка программ доступа на местном уровне;

- уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа;

- содействовать дальнейшему развитию "удобных для пользования", "беспрепятственных" технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

 

¾ Определите направления обеспечения информационной безопасности в информационном обществе.

Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»:

- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

- обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Составлено по материалам онлайн-издания «Коммерсант» (Александр Ляпин, статья «Все свое.Возможно ли полное импортозамещение в российском ИТ-секторе?»), 2017 г. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3342506



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: