План:
1. Реформы в советской экономике.
2. «Перестройка».
3. Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг
4. Развитие банковской системы в Советском Союзе.
1. Реформы в советской экономике.
В 1964 г. секретарем ЦК партии стал Леонид Ильич Брежнев (1906—1982), а Председателем Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (1904—1980)
В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.
Следующим важным направлением данной реформы стало изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Для этого сократили число плановых показателей, устанавливаемых сверху.
В соответствии с постановлением было решено расширять экономические права предприятий, развивать прямые связи между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности.
На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать (по определенным нормативам) три фонда экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.
Все это называлось хозяйственным расчетом. Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Заметно изменились отношения между предприятием и государством. Была введена плата за производственные фонды, земельные и водные ресурсы. Разрешалось реализовывать излишнее оборудование другим предприятиям.
К концу 1970 года на новую систему хозяйствования из 49 тыс. промышленных предприятий было переведено более 41 тыс., на долю которых приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленной продукции.
Однако все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную прибыль приходилось перечислять в государственный бюджет.
Несмотря на все реформы, в СССР накапливались экономические проблемы.
К концу 1970-х гг. в стране уже длительное время существовали крупный бюджетный дефицит, инфляция, денежная эмиссия.
2. «Перестройка».
В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Николай Иванович Рыжков. Начался новый этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».
Практически ни одно экономическое преобразование не привело к улучшению состояния экономики страны.
В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и
ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но создание рынка планировалось в условиях сохранения Госплана, т.е. социализма.
Финансовая система разрушалась. В 1989 году бюджетный дефицит составил 11% ВНП, а в 1991 — уже 16%. При этом до 50% государственного бюджета составляли военные расходы.
Внешний долг к концу 1991 года превышал 60 млрд долл. Резко выросли темпы инфляции: если в 1990 году инфляция составила 10%, то в конце 1991 года она достигла 25% в неделю, что привело к расцвету «черного» рынка и всеобщего дефицита. Золотой запас в 1985—1991 годах сократился в 10 раз и составил в конце 1991 года всего лишь 240 т.
В январе 1991 года была проведена одна из самых неудачных денежных реформ. Внезапно было объявлено об обмене (в течение всего нескольких дней) денежных купюр номиналом 50 и 100 руб. на новые, что привело к огромной панике среди населения. Следом последовало решение о пересмотре розничных цен (а точнее — о повышении цен в несколько раз).
8 декабря 1991 г. было объявлено о создании Содружества независимых государств.
3. Налоговая система СССР с 1965 по 1991 гг.
Бюджетное устройство страны регулировалось Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 октября 1959 г. Союзный бюджет являлся ведущим звеном бюджетной системы страны. В него поступали следующие общесоюзные государственные налоги и доходы:
- налог с оборота предприятий и хозяйственных организаций;
- платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения;
- подоходный налог с населения;
- доходы от внешней торговли
В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы:
- платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения;
- подоходный налог с колхозов;
- сельскохозяйственный налог;
- часть отчислений от подоходного налога с населения и т.д.
В местные бюджеты поступали:
- платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения;
- государственная пошлина;
- налог с владельцев строений;
- земельный налог;
- налог с владельцев транспортных средств.
Кроме налоговых платежей существовали пошлины и сборы.
Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам.
В 1979г. было установлено два вида пошлины: простая, которая взималась в твердых ставках, и пропорциональная, взимаемая в проценте от суммы договора, иска и др.
Сборы в СССР представляли собой обязательные платежи предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц за услуги, оказываемые им государственными органами: портовые, внешнеторговые и т.д. Также взимались платежи за использование различного рода ресурсов.
В СССР существовала система самообложения. Она представляла собой форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству.
В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.
В 1991 г. бывшие союзные республики принимали дополнительно и собственные налоги. Которые стимулировали «переподчинение» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.
4. Развитие банковской системы в Советском Союзе.
С 1959 г. в СССР действовала следующая банковская система: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала до 1988 г.
В 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о совершенствовании банковской системы страны. Наряду с Госбанком, выполнявшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков:
Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованиям промышленности, строительства, транспорта, связи;
Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс;
Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы;
Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население;
Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую деятельность.
При этом все банковская система по-прежнему оставалась одноуровневой. А функции банков дублировались.
В 1988 г. был принят закон «О кооперации», который позволил образовываться кооперативным банкам. В результате к концу 1991 г. в стране действовало 1357 коммерческих банков. Их деятельность не достаточно регламентировалась и регулировалась, что повышало риски клиентов.
Темы докладов:
1. Экономические реформы эпохи «развитого социализма» (1965-1982 гг.).
2. Реформы, проведенные в рамках «перестройки».
3. Налоговая система в СССР в 1965-1991 гг.
4. Развитие банковской системы СССР с 1985 г. по 1991 г.
5. Взаимодействие СССР с Международными финансовыми институтами (МВФ, Мировой банк и т.д.).