Атомистическое учение Демокрита.




Демокрит (460-360 гг до н.э.) родился в г. Абдеры в очень богатой и знатной семье. Его учили и воспитывали как греческие учителя, так и персидские мудрецы и халдеи. Одним из его учителей был сын Пифагора и наверное поэтому его первой работой была работа «Числа». Родители оставили ему после своей смерти громадное состояние, которое он потратил на научные путешествия и изыскания. Демокрит был энциклопедически образованным человеком. Он написал около 70 научных трактатов посвящённых различным областям знания: физике, астрономии, риторике, гносеологии, этике, биологии, психологии и т.д. К сожалению, ни одна из его работ не дошла до нас полностью, дошли лишь только отрывки из его произведений. Жизнь его окутана многочисленными легендами. Демокрит осуществил длительное путешествие в Египет, Вавилон, Иран, Индию, Эфиопию. Знаком был с Сократом, дружил с Гиппократом. Философию называл «Тритогенией», то есть дарующей три плода, три способности – хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

Учение об атомах.

Демокрит был сторонником атомизма – согласно, которому первоосновой всего существующего является атом.Основные положения своей концепции он заимствовал у своего учителя Левкиппа и развил их дальше. Демокрит утверждает, что всё существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы – это неделимые частицы они соединяются между собой и образуют вещи. Они различаются между собой формой, порядком и положением. Атомы находятся в постоянном движении с различными скоростями и в самых разных направлениях. По характеру движение может быть беспорядочным и упорядоченным, двигаясь, они образуют вихри. Причём им присуще чисто механическое движение.

Концепция детерминизма

Детерминизм – это учение о предопределении. Согласно этой концепции всё в мире вплоть до мельчайших природных явлений и человеческих поступков предопределяется положением атомов в первоначальном вихре. Поэтому в мире нет места случайности.

Теория души.

Принципы атомизма были распространены и на понимание человеческой души. Душа материальна. Она имеет шаровидную форму и состоит из лёгких и чистых атомов, обладающих большой подвижностью. Душа у человека смертна, когда человек умирает атомы души покидают его тело рассеиваясь в пространстве.

Гносеология.

Демокрит впервые в истории философии разработал развёрнутую теорию познания, основанную на различии чувственного и рассудочного знания. То есть процесс познания состоит из 2-х ступеней:

1 ступень. Чувственное познание, низшая форма познания («тёмное») она основывается на теории истечений, которую он выдвинул для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. Согласно этой теории из предметов истекают так называемые образы, подобия этих предметов, когда они, попадают в глаз, появляются зрительные представления о предмете.

2 ступень. Разумное познание, высшая форма познания «истинное», так как только разум может выявить сущность происходящих процессов и явлений.

Таким образом, досократическое мышление заложило основу философского знания. Разумность, логичность, самостоятельность мышления – несомненные завоевания начала философской мысли. Именно они стали тем фундаментом, на котором классики – Сократ, Платон и Аристотель – выстроили грандиозное здание систематической философии.

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· атомизм – это учение, согласно которому первоосновой всего существующего является атом;

· гармония – учение о музыке;

· детерминизм – предопределение;

· инкарнация - воплощение;

· катарсис – очищение;

· метемпсихоза – учение о переселении душ;

· реинкарнация – перевоплощение;

· субстанция предельное основание, единое устойчивое начало.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с. (Humanitas);

5. Гомперц Т.Греческие мыслители в 2 тт. С-Пб., 1999;

6. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.94-99;

7. Лосев А.Ф. Античная философия истории. С-Пб.: Алтейя, 2000 – 256 с. 2001;

8.. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: «Аграф», 1998. – 320 с.;

9. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994 том 1;

10. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.34-38;

11. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

12. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

В середине 6 в. до н.э. в г. Элея была основана Элейская школа, которая просуществовала до сер. 5 в до н.э. Наиболее видные представители: Ксенофан, Зенон, Парменид.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: