Квест, как инновационная технология развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста




Волынцева Елена Васильевна, инструктор по физической культуре, Корякова Илона Анатольевна музыкальный руководитель

МБДОУ «Рябинка»

 

Одной из проблем в работе с детьми дошкольного возраста является то, что многими детьми выражается стремление к коммуникативной деятельности, но не умеют проявлять ее. Зрительный контакт возникает чаще всего, значительно реже можно наблюдать речевое взаимодействие. Нередко дети находятся вместе, но при этом играют самостоятельно. Их взаимодействие оказывается эпизодическим, игровые действия они обсуждают редко, могут даже игнорировать игровые действия своего партнера, интересуясь только своей игрой. Самостоятельность, воображение, активность у них еще не сформированы в должной степени, планировать игровые действия дети умеют далеко не всегда

Одним из способов всестороннего развития дошкольников являются игровые средства и приемы. Именно в игре происходит познавательное развитие ребенка, поскольку игровая деятельность способствует углублению и расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления, внимания и т.д. Успешнее всего развитие речевых, умственных, физических, эстетических и нравственных форм реализуют игровые командные приемы. В результате командной работы дети сближаются друг с другом, лучше понимают один другого, учатся общению, у них развивается чувство ответственности за членов команды. При тесном общении друг с другом они учатся коллективно решать возникающие проблемы, вместе радоваться победам и успехам, находить выход из трудных ситуаций. Развитие этих качеств гораздо лучше происходит не в учебном процессе, не тогда, когда дети следуют советам старших, а в ходе игры, в естественной непринужденной обстановке.

Играть в командные игры могут дети с другими детьми, дети против родителей или могут существовать смешанные команды.

Кроме отходящих на второе место традиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи, в первую очередь необходимо активное использование новых методов и форм работы. Не только воспитанники, но и их семьи должны быть активно вовлечены в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Организация и проведение квестов для детей и их родителей представляет собой одну из форм такой работы. На современном этапе дошкольного образования такую работу можно назвать одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями дошкольников.

Квест является универсальной инновационной образовательной технологией, посредством которых происходит решение профессиональных задач: развитие мышления и памяти, коммуникативных способностей и смекалки, привлечение родителей к воспитательному процессу.

(слайд 2) Что же это такое? Слово «квест » переводится с английского как вопрос или поиск предмета и рассматривается как - «жанр командных интеллектуально-подвижных игр, включающих элементы ориентирования. Квест-командная игра, где формируются такие социальные компетенции, как понимание значимости ребенка в общем деле, выбор роли. Что бы победить нужно взаимодействию, взаимопомощи, отвечать не только за себя, но и за команду. Вместе с тем квест можно рассматривать как приключение, событие и веселую игру.

(слайд 3) Цель данной технологии – Стимулировать развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через игровые образовательные ситуации.

Для достижения поставленной цели определили следующие

Задачи:

  • образовательные: закрепляются существующие и усваиваются новые знания;
  • развивающие: у детей в ходе игры развиваются логика, творческие способности, мышление, повышается мотивация к учению, происходит формирование исследовательских навыков;
  • воспитательные: происходит формирование навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмпатии, толерантности, индивидуальных положительных качеств детей, взаимопомощи и пр.;
  • коррекционные: развиваются и формируются коммуникативные навыки, создается мотивация общения, дети учатся извлекать из речевых контактов нужную информацию;
  • психопрофилактические: реализуются социально приемлемые формы проявления чувств и эмоций, дети переживают спектр положительных эмоций, полное погружение в атмосферу заданий, непередаваемые ощущения настоящих приключений.

 

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста

1. Квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать физические навыки в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности во время игры.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей базу знаний и умений.

(слайд 4) При проектировании квестов прежде всего нужно:

1. Определить тематику, цели и задачи (к 23 февраля «Совершенно секретно», 8 марта «В поисках сокровищ», «Вовка в тридевятом царстве»)

2. Выбрать место проведения игры (чаще всего это несколько помещений: музыкальный зал, спортивный зал, холл, групповые помещения, прогулочные площадки) (слайд 5)

3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута. (составляем карту маршрута с небольшими задачами: ребусы, загадки, следы, указывающие направление и тд.) (6 слайд)

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители) (слайд 6)

5. Разработать легенду (слайд 7) игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект) квест «Совершенно секретно» легенда: группа разведки должна выяснить название команды противника

Квест «В поисках сокровищ» легенда: пропали подарки для мам

Квест «Вовка в тридевятом царстве» легенда: Беда случилась в нашем королевстве, пропал сундук с конфетами знаний, теперь все дети не смогут получить знаний….

6. Подготовить задания, реквизит для игры (слайд 8)

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения.

 

(слайд 9) Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм, как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения

В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков (слайд 10)

перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

 

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого -возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; роль педагога в игре - направлять детей,

«Наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно

Таким образом, самое главное, это то, что квесты помогают нам активизироватьидетей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой

Задействуется одновременно и интеллект участников, их физические

способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и

смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта

тренировкапамяти и внимания, это развитие аналитических

способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско - родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детского сада и семьи.

(слайд 11) Квест – игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой,

физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Что и является основным требованием ФГОС ДО. (слайд 12)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: