Памятник автомобилю, ставшему одним из символов Дороги жизни.




Удивительно, но это действительно памятник автомобилю. Это точная копия грузовика ГАЗ-АА, в блокадные годы перевозившая сотни тонн грузов по ледовой Дороге жизни в Ленинград. Его грузоподъемность - полторы тонны, отсюда и название. Хотя в годы войны его использовали почти всегда с двукратным перегрузом. Ведь это означало больше перевезенных продуктов для голодающего города. Но это и памятник военных шоферам, многие из которых были вчерашними школьниками. Они работали сутками, прикрепляя под потолком кабины чайник с гайками, которые издавали при тряске шум и хоть немного не давали уснуть от усталости.

Машины шли караваном по деревянному настилу, проложенному прямо по льду Ладожского озера под обстрелами противника. От взрывов лед трескался, и машины уходили под воду. Такое же случалось и весной, когда по последнему льду торопились сделать как можно больше рейсов и машины шли по колеса в воде.

На 12-м километре следующий мемориал — специально сохраненный участок военной Дороги жизни, которая выглядит как ответвление от шоссе.

 

 

1 200 000 ленинградцев эвакуировано по Дороге жизни; 1 500 000 тонн грузов — доставлено в Ленинград

Дорога представляет собой гравийку, укрепленную булыжником.

Итак, мы уже на середине нашего пути. На 17м километре мемориал «Катюша». Он находится недалеко от деревни Корнево, где стояли зенитные части советской армии, которые «Катюшами» прикрывали Дорогу жизни, грузовики и поезда от налетов вражеской авиации.

Следующий мемориал — на 31-м километре. Братское захоронение. Оно расположено сразу за деревней Ириновка, в небольшой низине. Вдоль дороги протянулась стела из красного кирпича, на которой на табличках увековечены имена. Здесь захоронены и воины советской армии, защищавшие оккупированный город, и простые ленинградцы.

Всего около 500 фамилий. Но особо выделяются несколько стел, увековечивающих память военных медиков и ленинградцев, погибших при эвакуации.

На сороковом километре Дороги жизни расположен самый известный памятник, символ всего мемориального пути — «Разорванное кольцо».

Памятник «Разорванное кольцо» расположен на берегу Ладоги, примерно в том месте, где машины выходили на лед. Говорю "примерно", потому что на самом деле этих выходов было несколько, как и "дорог жизни". Лесные дороги, на которые "расходилась" основная дорога, подходили к берегу в разных местах, чтобы обеспечить безопасность прохода.

«Разорванное кольцо» расположилось рядом с деревней Коккорево, которая сыграла свою очень важную роль в истории Дороги жизни. 17 ноября 1941 из деревни Коккорево вышла на лед первая группа солдат для проверки толщины льда и принятия решения о строительстве трассы. Здесь же и разместился командный пункт по организации ледовой дороги, а затем и штаб Военно-автомобильной дороги № 101. Спуск к воде в этом районе стал называться Вагановским спуском, так как неподалеку располагалась железнодорожная станция "Ваганово".

От деревни Коккорево был проложен первый маршрут до противоположного берега, до деревни Кобона. От Коккорево проходила трасса для транзитных грузов. На берегу были устроены обогревательные пункты, перевалочные базы, заправочные пункты, пункты технической помощи автомобилям, регулировочные пункты. Для защиты важнейшего участка трассы выставлены зенитные батареи.

 

На мой взгляд очень точна символика этого памятника. Огромная конструкция высотой 7 метров и весом более 30 тонн представляет собой две арки, разомкнутые по середине. Арки - это блокада, разрыв между ними - это и есть символ, теперь уже вечной, Дороги жизни.

На плитах под арками автомобильный след, с двух сторон стоят два больших железобетонных шара, символизирующих прожектора, также в композицию входит зенитное орудие

и памятная стела со стихами Бронислава Кежуна:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

 

Место это, с одной стороны, очень спокойное, но с другой, — стоя на берегу Ладоги, глядя на ее неспокойную серость, пытаясь угадать дальний берег, который и в ясную погоду не особо разглядишь, так ясно, словно в черно-белой хронике, представляешь себе, как вот здесь едет полуторка, она с трудом выбирается на берег, бревна настила вылетают из-под колес; сверху слышится шул самолета и — свист снаряда. Секунда, другая — взрыв… И вот полуторка снова упрямо ползет в осажденный город, спасая его.

Удивительно атмосферное, пронзительное и скорбное это место.

На мемориальном пути у нас еще несколько остановок. Это 45-й километр пути — поселок Осиновец (который сейчас называется «Ладожское озеро»), в котором расположен Осиновецкий маяк, музей Дороги жизни (недавно полностью обновленный), памятник-паровоз на железнодорожной станции "Ладожское озеро", и Памятник кораблям Дороги жизни.

Осиновецкий маяк находится на одноименном мысу. Его высота 74 метра, а луч прожектора виден за 40 км. В годы войны на этом участке пути заканчивался сухопутный маршрут Дороги жизни и начинался водный, без маяка обойтись было невозможно, он направлял и встречал суда.

Осиновецкий маяк стал еще одним символом Дороги жизни — водной ее части.

О музее «Дорога Жизни» мы сегодня говорить не будем, так как он заслуживает отдельного рассказа, но настоятельно рекомендую вам, ребята, его посетить. Пару лет назад музей был полностью обновлен и стал интерактивным. Кроме того, совсем недавно во Всеволожске открылся новый музей "Дом авиаторов", посвященный летчикам, защищавшим Дорогу Жизни. Расположен он прямо напротив памятника "Желудь".

В посёлке «Ладожское озеро» есть железнодорожная станция с одноименным названием. Эта станция сыграла свою немаловажную роль в Дороге жизни, как и вся Ириновская железная дорога. Впрочем, это тема другого рассказа. Сейчас у станции установлен памятник-паровоз и мемориальная доска военным железнодорожникам. Здесь же установлен последний из мемориальных километровых столбов — 47-й.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: