Задание: Подготовить развернутый теоретический доклад, сообщение по 1 представителю из каждого вопроса на выбор с сопровождением презентацией.
Тема занятия: «Теоретико-философские и концептуальные основы инклюзивного образования»
1. Философские основания формирования инклюзивного образования:
концепция экзистенциализма (К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр), теория социокультурного конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс, В. Дильтей), концепция индивидуализации (В.В. Зеньковский, Б.С. Братусь, С.Л. Братченко).
2. Физиологические основания: теория пластичности нервной системы и ее способность к развитию И.П. Павлова.
3. Культурно-историческое происхождение психики и формирование ВПФ по Л.С. Выготскому.
4. Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии (Л.С. Выготский, Л. Рубенштейн, В.В. Лебединский).
5. Психолого-педагогические основания формирования инклюзивной практики:
концепции о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин), гуманистической психологии (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс),
гуманистической педагогики (И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М. Монтессори), личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская) и адаптивной школы (Н.А. Заруба, Е.А. Ямбург).
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Доклад - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение (в данном случае не учитывается) |
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Презентация - продукт самостоятельной работы обучающегося, документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо. Цель презентации – донести до аудитории информацию. | Презентация – это сочетание текста, гипертекстовых ссылок, анимации, графики, видео и т.д., которые организованы в единую среду. 1) структура; 2) содержание; 3) наглядность, оформление; 4) дизайн. |
Критерии и показатели оценивания презентации | Балл | ||||
Требования к содержанию: - соответствие содержания презентации теме доклада; - соответствие содержания презентации логике и содержанию доклада; - отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; - завершенность. | |||||
Требования к тексту: - лаконичность текста на слайде; - сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста; - читаемость текста на фоне слайда презентации | |||||
Требования к средствам выразительности: - расположение информации на слайде; - наличие не более одного логического ударения; - подача информации (привлекательность, оригинальность); - соответствие изображения содержанию | |||||
Требования к дизайну: - использование единого стиля оформления; - стиль оформления презентации; - цветовое выполнение; - целесообразность использования анимационных эффектов | |||||
Требования к оформлению: - шрифт, абзац, колонтитулы; - информация об исполнителе на титульном слайде; - оптимальное количество слайдов. | |||||
ИТОГО | |||||
Шкала оценивания сформированности результатов обучения | |||||
Баллы | Уровень | Отметка | |||
высокий | 5 / зачтено | ||||
выше среднего | 4/ зачтено | ||||
средний | 3/ зачтено | ||||
низкий | 2 / незачтено | ||||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1 Основная литература
1. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова и др.; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики; под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Познание, 2013. - 204 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257980
2. Замалетдинова, Н.Ш. Креативные технологии инклюзивного образования: научно-методическое пособие / Н.Ш. Замалетдинова, И.Г. Морозова, Н.А. Паранина; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики; под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Познание, 2014. - 100 с.: ил., табл. - (Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0488-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257981
6.2 Дополнительная литература
1. Ахметова, Д.З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий: научно-методическое пособие / Д.З. Ахметова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2014. - 64 с.: ил. - (Педагогика, психология и технология инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0480-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257841
2. Инклюзивное образование [Текст]: учебно-методическое пособие / сост.: Т.В. Кожекина, О.А. Степанова, М.В. Рогачева. - М.: Перспектива, 2013. - 220 с.
3. Нигматов, З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань: Познание, 2014. - 220 с.: табл. - (Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0492-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257842
Интернет-ресурсы
Название сайта | Режим доступа | Характеристика |
ЭБС «Университетская библиотека online» | https://www.biblioclub.ru/ - Договор от 24.02.2016 г. 23 -01/16 | На данном сайте представлена дополнительная литература по проблеме психологии и педагогики инклюзивного образования. ЭБС предоставляет круглосуточный удаленный доступ к электронным версиям книг в электронно-библиотечных системах. ЭБС «Университетская библиотека» onlinе» которая включает базовую коллекцию 8 676 наименований учебников и учебных пособий по основным областям знаний, 770 наименований периодических изданий из них журналы ВАК 210, 4924 монографий. |
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ | https://www.rucont.ru/ - Договор от 29.11.2011 г. № ДС – 175. Действует в 2016 г. | Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ» |
Педагогическая библиотека | https://www.pedlib.ru/ | На данном сайте представлена дополнительная литература по дисциплине и другим смежным дисциплинам |
Сайт | https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=663 | На данном сайте представлены примерные нормативные документы, при мерные рабочие программы по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ |
Сайт | https://fgosreestr.ru/ | На данном сайте представлены примерные образовательные программы образования обучающихся с ОВЗ и нормативные документы инклюзивного образования |
Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО | www.ikprao.ru | На данном сайте представлены Методические рекомендации по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ |