Разделы дисциплины и виды занятий (заочная форма обучения)




№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лаб. занятия Семинары СРС Всего
  Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии.   - -      
  Онтология и гносеология.   - - -    
  Философское учение о человеке.   - -      
  Человек в истории, обществе и культуре.   - -      
  Экзамен - - - - -  
Итого   - -      

3.4. Тематический план лекционных занятий

№ раздела Название и краткое содержание темы Количество часов
  Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии  
1.1 Философия: ее место в культуре и роль в жизни человека и общества*  
1.2 Исторические типы и формы западной философии  
  Онтология и гносеология  
2.1 Философское осмысление бытия (онтология)*  
2.2 Философия сознания  
2.3 Сознание и познание (гносеология)  
  Философское учение о человеке*  
  Человек в истории, обществе и культуре  
4.1 Человек и история  
4.2 Человек и общество (социальная философия)  
4.3 Цивилизация и культура  

3.5. Тематический план семинарских занятий

№ раздела Название и краткое содержание темы Количество часов
  Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии  
1.1 Особенности предмета философии*  
1.2 Античная философия  
1.3 Философия Средневековья  
1.4 Философия Нового времени  
1.5 Новая и новейшая философия  
  Онтология и гносеология  
2.1 Философское учение о бытии*  
2.2 Проблема сознания в философии  
2.3 Философское учение о познании  
2.4 Наука и научное познание  
  Философское учение о человеке  
  Человек в истории, обществе и культуре  
4.1 Философское осмысление истории  
4.2 Человек и общество*  
4.3 Человек и культура  
4.4 Идея Бога и ее значение в жизни человечества  
4.5 Будущее человечества  

 

знаком * отмечены темы, изучаемые на аудиторных занятиях студентами заочной формы обучения

Содержание самостоятельной работы студентов очной формы обучения

№ п/п № раздела, темы Содержание и формы работы Сроки выполнения (№ недели) Трудоемкость (час.) Форма контроля
    Подготовка устных сообщений о выдающихся философах прошлого 1-7   индивидуальный контроль, групповая дискуссия, «круглый» стол
    Подготовка устного сообщения «Бытие в идеализме и материализме»     дебаты
    Составление схемы «Философские концепции сознания»     индивидуальный контроль
    Дополнение конспекта по вопросу «Агностицизм и его причины»     тестирование
    Анализ научных статей с точки зрения используемых научных методов     «круглый» стол
    Подготовка устного сообщения     фронтальный опрос
    Дополнение конспекта по вопросу «Антропологическая проблематика современной философии»     индивидуальный контроль
    Составление таблицы «Философские аспекты современных исторических школ»     тестирование
    Дополнение конспекта по вопросу «Проблема взаимоотношений личности и общества»     индивидуальный контроль
    Подготовка устного сообщения «Роль мировых религий в формировании человека»     дебаты

Содержание самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

№ п/п № раздела, темы Содержание и формы работы Сроки выполнения (№ недели) Трудоемкость (час.) Форма контроля
  1-4 Ознакомление с учебно-методической документацией курса -   самоконтроль
  1-4 Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс -   индивидуальный контроль
  1-4 Составление конспектов по основным темам курса -   индивидуальный контроль
    Написание эссе «Мой опыт философствования» -   групповая дискуссия
    Подготовка устного сообщения «Бытие в идеализме и материализме» -   «круглый» стол
    Подготовка устного сообщения на тему «Проблема взаимоотношений личности и общества» -   групповая дискуссия
  1-4 Выполнение итогового контрольного задания -   индивидуальный контроль

4. Примерная тематика курсовых проектов (работ): курсовые работы не предусмотрены.

5. Форма и содержание текущей и промежуточной аттестации (оценочные средства для текущего контроля успеваемости, вопросы к зачету, экзамену).

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Философия» является экзамен.

Вопросы к экзамену:

1. Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания.

2. Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения.

3. Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины и основания материализма и идеализма. Дуализм.

4. Основные функции философии и ее роль в жизни общества.

5. Философия Древней Индии и Китая.

6. Милетская школа в Древней Греции. Философия Гераклита и Демокрита.

7. Философия Сократа и Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Философия средних веков: основные школы и виднейшие представители.

10. Философия эпохи Возрождения.

11. Эмпирическая философия Нового Времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс).

12. Рационалистическая философия Нового Времени (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза).

13. Философия эпохи Просвещения (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

14. Философия И. Канта.

15. Философия Г. Гегеля. Основные законы диалектики и основные требования к диалектической логике.

16. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

17. Философские воззрения К. Маркса и Ф.Энгельса.

18. Русская философия XIX-XX вв. Предпосылки, идейные источники течения и виднейшие представители.

19. Рационалистическая философия XX века, ее основные особенности и виднейшие представители.

20. Современный философский иррационализм и его основные разновидности.

21. Религиозная, научная, философская и обыденные картины мира, их особенности и взаимосвязь.

22. Проблема бытия в философии и ее истории. Основные формы бытия: бытие материального мира, бытие духовного мира, бытие человека в мире.

23. Детерминизм, системность и самоорганизация как основные свойства материального мира.

24. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

25. Религиозная, идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Психика животных и сознание человека.

26. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг.

27. Сознание и язык. Сознание и самосознание.

28. Проблема человека в истории философии. Научная, религиозная и философская антропологии.

29. Концепции происхождения человека.

30. Проблема сущности (природы) человека. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке.

31. Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека.

32. Основные цели и ценности человеческого существования.

33. Познание как предмет философского исследования. Субъект и объект познания. Агностицизм и его причины.

34. Чувственное познание и его формы.

35. Рациональное познание и его формы.

36. Проблема истины в науке, религии и философии.

37. Общество как предмет философии. Общество и природа. Идеалистический и материалистический взгляды на развитие общества.

38. Экономическая жизнь общества. Теория общественно-экономических формаций.

39. Духовная жизнь общества и духовные ценности.

40. Философия о политике и власти. Правовое государство и гражданское общество. Тоталитарно-деспотические типы общества.

41. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности.

42. Философия и история. Философские концепции исторического развития.

43. Наука и ее роль в жизни общества. Особенности научного познания.

44. Научно технический прогресс: социальные и этические проблемы. Современная философия о гуманизации научно-технического знания.

45. Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в различных философских концепциях.

46. Техногенная цивилизация и традиционное общество.

47. Эстетическое сознание и эстетические ценности, их значение в жизни человека и общества.

48. Нравственность и мораль. Значение нравственности в жизни человека и общества.

49. Религия как ценностное отношение человека к миру. Особенности религиозного сознания.

50. Глобальные проблемы современности. Причины появления и пути решения глобальных проблем.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

 

  1. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс / В. А. Канке. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2011. – 375 с.
  2. Липский, Б. И. Философия: базовый курс: учеб. для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М.: Юрайт, 2012. – 495 с.
  3. Марков, Б. В. Философия: учеб. для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. – СПб. [и др.]: Питер, 2012. – 432 с.
  4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.
  5. Философия: учеб. для бакалавров / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с.

 

б) дополнительная литература

 

  1. Воробьев, А. В. Философия: учеб. пособие. Ч. 1 / А. В. Воробьев. – Омск: [б.и.], 2006. – 150 с.
  2. Горелов, А. А. Философия в вопросах и ответах / А. А. Горелов. – М.: Эксмо, 2009. – 336 с.
  3. История философии: учеб. пособие / под ред. В. В. Васильева. – М.: Академ. Проект, 2008. – 783 с.
  4. Кириленко, Г. Г. Философия / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М.: АСТ: Слово, 2009. – 672 с.
  5. Муравьев, В. И. Философия: учеб. пособие. Ч. 2 / В. И. Муравьев. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 140 с.
  6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд; науч.-ред. совет.: В. С. Степин – председатель совета и др. – М.: Мысль, 2010.
  7. Радугин, А. А. Философия: курс лекций: учеб. пособие для вузов / А. А. Радугин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Центр, 2001. – 269 с.
  8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2008. – 799 с.
  9. Словарь философских терминов / науч. ред. В. Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – XV, [1], 729, [1] с.
  10. Стрюковский, В. И. Курс философии в схемах: учеб. пособие / В. И. Стрюковский. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
  11. Философия: учеб. пособие / отв. ред. В. П. Кохановский. – 20-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 568, [1] с.
  12. Философия: учебник / под ред. проф. О. А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2005. – 655 с.
  13. Философия: учебник / под ред. Т. Ю. Сидориной, В. Д. Губина. – Изд. 4-е, стереотип. – М.: Гардарики, 2008. – 832 с.
  14. Философия: хрестоматия / отв. ред. К. Х. Делокаров, С. Б. Роцинский. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 768 с.
  15. Философия: энциклопедический словарь / под. ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2006. – 1072 с.
  16. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост. Н. И. Фокина. – М.: Проспект, 2008. – 539 с.
  17. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.

 

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

  1. https://anthropology.ru/ru/index.html – портал, посвященный философской антропологии.
  2. https://iph.ras.ru/ – официальный сайт Института философии Российской Академии Наук (ИФ РАН). Информация об институте, его сотрудниках, выпускаемой литературе.
  3. https://phenomen.ru/catalog/ – коллекция ссылок на электронные ресурсы, посвященные философии.
  4. https://www.censura.ru/principia.htm – независимый философский проект. Инициаторами выступает группа преподавателей и выпускников философского факультета МГУ.
  5. https://www.phg.ru/ – сетевой проект, посвященный философским и традиционалистским исследованиям.
  6. https://www.soznanie-mnema.narod.ru/ – концепции и теории сознания и памяти. Новые подходы и исследования, классические тексты.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- книжный фонд кафедры и библиотеки СибГУФК (в том числе в электронном виде);

- мультимедиа проектор;

- компьютерный класс с доступом в Интернет для организации самостоятельной работы студентов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: