Теоретические циклы поршневых ДВС




Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

 

ДВС - тепловой двигатель, в котором часть химической энергии топлива, сгорающего в рабочем цилиндре, преобразуется в механическую энергию.

Классификация:

1) по роду топлива:

- жидкостные;

- газовые;

2) по виду преобразования энергии:

- поршневые;

- турбинные;

- реактивные;

- комбинированные;

3) по рабочему циклу:

- непрерывного действия;

- двухтактные;

- четырехтактные;

4) по способу приготовления рабочей смеси:

- с внешним смесеобразованием (карбюраторные);

- с внутренним смесеобразованием (дизельные);

Все современные поршневые ДВС делятся на три группы:

- с быстрым сгоранием топлива при постоянном объеме;

- с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении;

- со смешанным сгоранием топлива частично при постоянном объеме и частично при постоянном давлении.

Основными характеристиками цикла ДВС являются:

1) степень сжатия - отношение начального удельного объема рабочего тела к его удельному объему в конце сжатия:

2) степень повышения давления - отношение давлений в конце и в начале изохорного процесса подвода теплоты:

3) степень предварительного (изобарного) расширения - отношение объемов в конце и начале изобарного процесса подвода теплоты:

4) термический КПД - отношение количества теплоты, превращенного в работу за один цикл, ко всей теплоте, подведенной к рабочему телу:

Принцип действия четырехтактного поршневого двигателя:

Наглядно можно проследить на индикаторной диаграмме, снятой с помощью специального прибора - индикатора.

При движении поршня от верхней мертвой точки (ВМТ) вниз при открытом впускном клапане совершается такт всасывания I. В нижней мертвой точке (НМТ) впускной клапан закрывается, и поршень перемещается вверх, совершая такт сжатия II. Вблизи ВМТ топливо воспламеняется, и давление резко увеличивается. После завершения сгорания совершается такт расширения (рабочий такт) III. Вблизи НМТ открывается выпускной клапан, давление падает, и при движении поршня от НМТ к ВМТ отработавшие газы выталкиваются из цилиндра (такт выхлопа - IV).

Индикаторная диаграмма показывает работу реального двигателя. В действительности термодинамика рассматривает не реальные процессы, а идеальные обратимые циклы, поэтому в термодинамических циклах поршневых ДВС такты впуска и выпуска (I и IV) не рассматриваются (основные параметры не меняются, а изменяется массовое количество и объем смеси в цилиндре).

 

Теоретические циклы поршневых ДВС

 

1) Цикл с изохорным подводом теплоты (υ = const) - цикл Отто

Топливо: бензин, генераторный газ, спирты.

Состоит из двух адиабат и двух изохор.

1 - 2 - адиабатное сжатие;

2 - 3 - изохорный подвод теплоты;

3 - 4 - адиабатное расширение;

4 - 1 - изохорный отвод теплоты.

Характеристики цикла:

Степень сжатия:

Степень повышения давления:

Количество подведенной теплоты:

Количество отведенной теплоты:

Работа цикла:

Термический КПД:

Термический КПД зависит от степени сжатия и показателя адиабаты k, т.е. от природы рабочего тела. С увеличением показателя адиабаты и степени сжатия КПД увеличивается.

Однако максимальная степень сжатия для двигателей с циклом Отто составляет 9 - 10 и ограничивается самовоспламенением топливовоздушной смеси.

Достоинство цикла: массогабаритный показатель.

 

2) Цикл с изобарным подводом теплоты (р = const) - цикл Дизеля

Топливо: нефть, мазут.

Отличие от цикла Отто: воздух и топливо подаются в цилиндр раздельно. Воздух сжимается в цилиндре двигателя, а затем впрыскивается топливо (с помощью компрессора).

Состоит из двух адиабат, изобары и изохоры.

1 - 2 - адиабатное сжатие;

2 - 3 - изобарный подвод теплоты;

3 - 4 - адиабатное расширение;

4 - 1 - изохорный отвод теплоты.

Характеристики цикла:

Степень сжатия:

Степень предварительного расширения:

Количество подведенной теплоты:

Количество отведенной теплоты:

Работа цикла:

Термический КПД:

Термический КПД зависит от степени сжатия, рода рабочего тела, степени предварительного расширения. С увеличением степени сжатия и показателя адиабаты КПД растет, с увеличением степени предварительного расширения КПД снижается.

Максимальная степень сжатия (воздуха, а не топливовоздушной смеси, как в цикле Отто) составляет 18 - 20. Поэтому КПД цикла Дизеля больше. Однако, при одинаковых степенях сжатия в цикле Отто КПД больше, чем в цикле Дизеля.

При одинаковой отведенной теплоте подведенная теплота в цикле Отто (2 - 3) при υ = const больше, чем при р = const (2 – 3’) в цикле Дизеля (максимальная температура горения Т3 > Т’3)

Недостаток: усложнение конструкции из-за компрессора, увеличение веса.

 

3) Цикл со смешанным подводом теплоты (р, υ = const) - цикл Тринклера

Отличие от циклов Отто и Дизеля: бескомпрессорный двигатель высокого сжатия.

Жидкое топливо топливным насосом подается через топливную форсунку в цилиндр в виде мельчайших капелек. Попадая в нагретый воздух, топливо воспламеняется и горит в течение всего времени, пока открыта форсунка: в начале при υ = const, а затем р = const.

Состоит из двух адиабат, изобары и двух изохор.

1 - 2 - адиабатное сжатие;

2 - 3’ - изохорный подвод теплоты;

3’ - 3 - изобарный подвод теплоты;

3 - 4 - адиабатное расширение;

4 - 1 - изохорный отвод теплоты.

 

Характеристики цикла:

Степень сжатия:

;

Степень повышения давления:

;

Степень предварительного расширения:

;

Количество подведенной теплоты:

Количество отведенной теплоты:

Термический КПД:

Термический КПД зависит от рабочего тела, от степеней сжатия, повышения давления и предварительного расширения. С увеличением показателя адиабаты, степени сжатия и степени повышения давления КПД растет, а с увеличением степени предварительного расширения КПД падает.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: