Сложение и вычитание в пределах 100. Моро М.И.




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Педагогический институт

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Задание к зачету по теме

«Сложение и вычитание в пределах 100».

ЗАДАНИЕ

Опишите различные методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 100», предложенные в учебниках математики для начальных классов по программам М.И. Моро и Дорофеева Г. В.
Раскройте последовательность и опишите методику рассмотрения случаев и приемов сложения и вычитания в пределах 100, которая нашла отражение в различных учебниках математики. Укажите страницы учебников, где изучают эти случаи и приемы.

 

Выполнила: студентка группы ЗНО-118

Шилкина Валентина Михайловна.

Проверила: ст.пр. Болотова Т. В.

г.Владимир

2022г.

Сложение и вычитание в пределах 100. Моро М.И.

Вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100:
1. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд (25+3 и 25-3)

2.Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом через разряд (37+5 и 32-7)
3. Сложение и вычитание двух двузначных чисел без перехода через разряд
(64-21и 64+21)

4. Сложение и вычитание двух двузначных чисел с переходом через разряд
(28+54 и 62- 36)

По программе М.И. Моро следующая последовательность изучения вычислительных приемов на сложение и вычитание:
Сложение и вычитание круглых десятков (двузначных разрядных чисел), которое сводится к сложению и вычитанию однозначных чисел, выраженных числом десятков.

Теоретическая основа данного приема следующая:

1. Знание разрядного состава двузначных чисел,
2. Знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки. Этот вывод отражает принцип поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100.
3. Знание таблиц сложения и вычитания в пределах 10 и 20.

 

1. 1 этап является подготовительным, повторяют случаи сложения и вычитания двузначных чисел (М2М1 стр. 57)

Повторение десятков и единиц в числах (М2М часть 1 стр. 57)

2. 2-ой приём – сложение двузначного числа и разрядного без перехода через разряд (М2М часть 1 стр. 58)


36+2= 30+ 6+ 2= 30+(6+2)=38 –в основе сочетательный закон

36+20= 30+6+20=(30+20)+6=56 – в основе переместительный и сочетательный законы.

На уроке делается вывод (М2М часть 1 стр. 58):

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 1 стр. 58):

3. 3-ий приём- вычитание из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд. (М2М часть 1 стр. 59)

36-2= 30+(6-2)=34 – в основе сочетательный закон сложения
(30-20)+6=16 – в основе сочетательный и переместительный закон

На уроке делается вывод:

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 1 стр. 59):

 


4. 4 этап -частный случай прибавления к двузначным числам однозначных, когда в сумме получается круглое число. (М2М часть 1 стр 60)

(Опираемся на 2-ой этап, сочетательное свойство сложения)

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 1 стр. 60)

5. 5 этап - частный случай вычитания однозначного числа из круглого (М2М часть 1 стр. 61)

Мы знаем, что единицы вычитаются из единиц, но в числе 30 отдельных единиц нет (строим модель на палочках). Поэтому берем 1 пучок из 3-х, развязываем его и тогда 7 единиц вычитываем из 10 единиц. Получается 23.

В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 1 стр. 61)


6. 6 этап - частный случай вычитания двузначного числа из круглого (М2М часть 1 стр. 62)

Сначала разбираем на палочках, опираясь на случай 30-7. Убираем 2 пучка по 10 палочек из 6, затем еще 1 развязываем и убираем 4 палочки из 10.

В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 1 стр. 62)

7. 7 этап- прием сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток. Используют прием прибавления по частям (М2М часть 1 стр. 66)

26+7=33. Опираемся на прием сложения двух однозначных чисел с переходом через разряд.
26+(4+3)=33


В учебнике приводятся упражения для закрепления (М2М часть 1 стр. 66)

8. 8 этап- прием вычитания из двузначного числа однозначного с переходом через разряд. Используют прием вычитания по частям. (М2М часть 1 стр. 67)

35-7=28 Опираются на прием вычитания в пределах 20
(35-5)-2=28

В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 1 стр. 67)

 


9. 9 этап -прием сложения двузначного числа и двузначного без перехода через разряд(М2М часть 2 стр. 4)

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 2 стр. 4)

 


10. 10 этап - прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд (М2М часть 2 стр. 5)

В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 2 стр. 5)
Сложение и вычитание двузначного числа без перехода через разряд.

11. 11-ый этап - прием сложения двузначного числа с двузначным с переходом через десяток (в учебнике М2М часть 2 такой урок не предусмотрен, включаем этот приём в уроки самостоятельно на стр. 11-12)
45+28=73

(45+20) +8=73


12. 12 этап - прием вычитания из двузначного числа двузначного с переходом через разряд (М2М часть 2 стр. 29)

В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 2 стр. 29)

Таким образом, рассмотрены все случаи сложения и вычитания в пределах 100 и учащиеся должны понять:

1. Принцип поразрядного сложения и вычитания;

2. В процессе устных вычислений сначала прибавляют или вычитают более крупные разрядные единицы, т.е. десятки, а затем более мелкие – единицы. Это отличает устные приемы сложения и вычитания от письменных.

 

Сложение и вычитание в пределах 100. Дорофеев Г.В.

1. В самом начале идёт подготовительный этап, повторяют случаи сложения и вычитания двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100». Их т.о.- знание разрядного состава чисел, соотношения между десятками и единицами, случаи сложения и вычитания в пределах 10. (М2Д 1 часть стр. 110)

В учебнике приводятся упражнения (М2Д часть 1 стр. 110)

2. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100. (М2Д часть 2 стр. 110)
М2Д часть 1 стр 110

Приводятся упражнения для закрепеления(М2Д часть 1 стр. 113):

М2Д часть 1 стр. 114

3. Сложение двузначного числа и однозначного числа без перехода через десяток. (М2Д часть 2 стр. 28)

 


В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 1 стр. 29)

4. Сложение двузначных чисел без перехода через десяток (М2Д часть 2 стр. 30)

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 1 стр. 30)

4. Вычитание однозначных чисел из двузначных без перехода через десяток (М2Д часть 2 стр. 36)

 

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 2 стр. 36)

5. Сложение и вычитание столбиком (М2Д часть 2 стр. 42)

 

В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 2 стр. 42-43)

6. Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток(М2Д часть 2 стр. 44)

В учебнике приводятся примеры для закрепления(М2Д часть 2 стр. 45)

7. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток (М2Д часть 2 стр. 47)

 

В учебнике приводятся примеры для закрепления (М2Д часть 2 стр. 48)

8. Вычитание из двузначных однозначные числе с переходом через десяток
(М2Д часть 2 стр.54)

В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2Д часть 2 стр. 54)

 


9. Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток (М2Д часть 2 стр. 52)

В учебнике приводятся примеры для закрепления (М2Д часть 2 стр. 52)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: