ОПЫТ №2 «Плавающая скрепка»




Цель: продемонстрировать поверхностное натяжение воды

Материалы:

  • вода;
  • стакан;
  • зубочистка;
  • 2 канцелярские скрепки;

Процесс:

1. Налейте стакан воды, сделайте из одной скрепки крючок с плоской загнутой частью, другую скрепку бросьте в стакан с водой. Всем известно, что металлические предметы тонут в воде.

2. Достаньте скрепку из стакана и высушите ее.

3. Положите скрепку на плоский участок крючка, сделанного из другой скрепки. Держите его горизонтально как можно ближе к поверхности воды, но не касаясь ее.

4. Медленно опустите скрепку на воду.

Итог: скрепка будет плавать

Объяснение:

Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды - поверхностному натяжению, которое создает на поверхности воды нечто вроде тонкой натянутой пленки. Поверхностного натяжения воды достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки. Если хотите чтобы скрепка поплыла, очень важно опускать ее на воду медленно и строго горизонтально. Если скрепка входит в воду под углом или резко опускается в нее, поверхностная пленка рвется, и скрепка не может удержаться на воде.

 

Оценивание:

3 балла – команда смогла объяснить происходящее во время опыта.

2 балла – ответы были неполными или неверными

1 балл – нет ответа

3.Этап. Мастер-класс изготовление коллажа «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Оборудование:

1. Лист ватмана формат А1 с изображением крана в верхней части листа (лист располагается вертикально) и контура большой капли, вытекающей из него. Рис.1

2. Капли (Приложение №3), вырезанные из листа формат А6 (1/4 альбомного листа) в количестве по одной на каждого участника.

3. цветные карандаши и/или фломастеры, точилки для карандашей.

4. Заготовка заданий на отдельных листочках, каждая команда по жребию выбирает задание (Приложение №4)

 

 
 

 

 


Задание.

Участникам выдаются силуэты капель, по одной на каждого ребенка. Из четырех предложенных карточек команде предлагается выбрать задание – на карточках написаны определенные признаки растений и животных (например, «обитает и на суше, и в воде» или «долгое время может обходиться без воды»). В соответствии с заданием участники рисуют на «капельках» растений и животных, подходящих под описание. После чего «капельки» приклеивают на ватман, как показано на рисунке.

Рис.1 Возможный вариант плаката

 

Оценивание.

3 балла – участники изобразили представителей флоры и фауны, каждый из которых соответствуют заданию.

2 балла – не все изображенные животные и растения соответствуют заданию.

1 балл – задание не выполнено.

4. Этап Демонстрационный стол. Наглядная демонстрация распределения водных ресурсов «Вода на планете Земля»

Оформление станции:

На столе, покрытом клеенкой, стоит литровая банка с водой, рядом лежит остальное оборудование:

1. Стол

2. Литровая банка с водой

3. Соль

4. Пипетка

5. Шприц

6. Горшок с комнатным растением

7. 2 стакана с надписями «Реки и озера» и «Подземные воды» (Приложение №5)

8. Форма для льда или стакан с надписью «ЛЕД»

9. Глобус

Наглядная демонстрация:

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

 

1. Наполним литровую банку водой. Представим, что ее количество соответствует всем запасам воды на планете.

2. Пипеткой наберем 0,5 мл воды и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.

3. Две пипетки с водой выливаем в стакан (с надписью «Реки и озера»)– это пресная вода всех рек и озер.

4. Шприцом (без иглы) набираем из банки 21 мл и переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.

5. 5 мл воды шприцом переливаем в стаканчик (с надписью «Подземные воды») или поливаем растение в горшке – это вода, находящаяся внутри земной поверхности.

6. В оставшуюся воду в банке добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.

Вопрос. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека?

Для использования пригодна вода в стаканах с надписями «Реки и озера», «Подземные воды». Также пригодной является вода в замороженном состоянии и атмосферная влага.

Вода – это единственный минерал, который нельзя ничем заменить. Более 70% земной поверхности покрыто водой. Однако количество пресной воды, пригодной для жизни людей и других живых существ, составляет менее 1% всего мирового объема. При таком ограниченном запасе очень важно беречь ее.

Рис.2 Вода на планете Земля

Оценивание:

3 балла – названы все группы пригодной для использования воды

2 балла – допущена одна ошибка

1 балл – допущено 2 и более ошибок

Приложение №1

 

   
   
     
     
     
     
     
     

 

       
 
   
 

 

 


 

 

 

 

 

 


Приложение №3

Приложение №4

Задания для команд на станции «Мастер-класс изготовление коллажа

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»»

обитает в воде
может долго обходиться без воды
обитает на суше и в воде
как бы выглядели животные и растения, если б не было воды

Приложение №5

Надписи на стаканы для наглядно - демонстрационной станции

ЛЕД
Реки и озера
Подземные воды


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: