Семинар 10. Технологии педагогической поддержки и сопровождения
Вопросы для обсуждения
1. Понятие педагогической поддержки и педсопровождения
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Смысл социально-педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но в том, чтобы помочь овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
Цель педагогической поддержки. Становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.
Формы педагогической деятельности
• Защита
• Помощь
• Педагогическое сопровождение
• Педагогическая поддержка
Четыре тактики поддержки:
-ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
Педагог:
а) через позицию «педагогической адвокатуры » защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера » смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
-ТАКТИКА ПОМОЩИ
Рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха ».
- ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ
Я только предполагаю, что все эти дороги ведут именно туда, куда я думаю. Не знаю точно, гарантий дать не могу. И никто не может. Выбор это твой риск. Поразмышлять, поделиться своим опытом, как это делается могу, а брать ответственность за твой выбор не могу. Твоя жизнь, тебе и выбирать.
- ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Договор это испытание свободой и ответственностью ».
2. Формы педагогического сопровождения:
· консультирование
· диагностика
· экспертиза
· профилактика
· просвещение
· развивающая работа
· коррекционная работа
3. Характеристика технологического алгоритма педагогической поддержки школьника:
Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.
1. Диагностический этап
Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.
2. Поисковый этап
Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.
3. Договорный этап
Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:
- "ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение";
- "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки";
- "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать".
4. Деятельностный этап
Взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка. В основном действует сам ребенок. То, что он не может (например, поговорить с учителем предметником или
родителем), восполняется педагогом и его коллегами: психологом, врачом, социальным педагогом.
5. Рефлексивный этап
Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом ребенка к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели. На этом этапе происхлдит анализ совместной деятельности по разрешению проблемы. Обсуждение полученных результатов.
Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:
- "шаг первый": ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;
- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;
- "шаг третий": в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;
- "шаг четвертый": ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
- "шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;
- "шаг седьмой": во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.
4. Разнообразие педагогических позиций в сопровождении образовательной деятельности школьника: фасилитатор, модератор, тьютор.
Практические задания
Задание 1. Заполните таблицу
Функции педагогического сопровождения | Основное содержание |
Информационная функция | |
Развивающая функция | Целенаправленное влияние на развитие ребенка, его профессиональных интересов и склонностей, способностей жизненных и профессиональных планов. Создание ситуаций, способствующих появлению новообразований в личностных качествах ребенка и раскрытию его потенциалов, отражающих профессиональные намерения и замыслы. |
Направляющая функция | |
Коррекционная функция | Направленность на определенные изменения в достижениях ребенка, мотивах его поведения и деятельности, на корректировку его жизненных и профессиональных планов, с учетом его индивидуальных особенностей и социальных условий. Поддержка тех, кто потерял уверенность в себе, имеющих проблемы в учебе, которые затрудняют реализацию намеченных профессиональных целей, корректировка его отношения к учебе, профессиональным планам, окружающему миру. |
Диагностическая функция | Изучение ребенка, выявление его профессиональных интересов и склонностей, сбор данных о планах и намерениях, мотивах, готовности к социально-профессиональному самоопределению; систематическое изучение и выявление проблем при профессиональном выборе и самоопределении; контроль динамики достижений, профессиональных интересов и склонностей, поиск возможностей реализации планов, развития профессиональных и личных перспектив с учетом индивидуальных и социальных ресурсов; выявление эффективных педагогических средств и способов профориентации. |
Консультативная функция | |
Экспертная функция |
Задание 2. Установите соответствие между этапом педагогической поддержки и его содержательной характеристикой
Этап педагогической поддержки | Содержание |
1 этап – диагностический | Г) фиксация факта, сигнала, проблемности; диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы А) организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого), поиск способов решения |
2 этап – поисковый | А) организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого), поиск способов решения |
3 этап – договорной | Д) проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы); налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; совместное решение о том, как дальше действовать совместно для решения проблемы. |
4 этап – деятельностный | В) действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и его действий). Кроме этого, педагог действует там, где ребёнок не может – координация деятельности специалистов в школе и вне её, разговор с родителями). При необходимости - безотлагательная помощь школьнику. |
5 этап – рефлексивный | Б) совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности; констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения; осмысление ребёнком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. |
Задание 3. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации.
Трудные для ребенка ситуации | Проблемы | Методы педагогической защиты, поддержки | Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации | |
Прямые | Превентивные | |||
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников. | Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье. | |||
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Дефекты внешности. | |||
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Замедленное физическое раз витие. | |||
Ученика избивают, частые драки. | Возможный травматизм как физический, так и психический. | |||
Насмешки ребят. | Замедленное психическое развитие. | |||
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издеватель ства ребят. Разрыв отно шений с другом. | Перегрузки по предмету. | |||
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок). | Пограничное психическое состояние. | |||
Ребенок замкнут, неопря тен, ни с кем не дружит (одиночество). | Неадекватная самооценка. | |||
Бойкот, издевательства. | Отверженный в классе, «новичок». | |||
Нарушение прав ребенка со стороны педагога. | Правовая незащищенность. | |||
Хулиганское поведение (ворует, дерется, сквернословит и т.д.). | Пьющая семья, частые драки и оскорбления в се мье, недоедание. | |||
Не ориентируется в ситуациях, нарушает правила для учащихся в школе. | Социальная дезадаптивность. | |||
Прогуливает уроки, сбегает с уроков. | Отсутствие интереса к учению в следствие возник новения проблем в обучении еще в на- чальной школе. |
Задание 4. В табличной форме дайте сравнительную характеристику основных функций фасилитатора, модератора и тьютора. Привидите пример педагогической ситуации на каждую роль педагога: фасилитатора, модератора, тьютора. Составьте алгоритм действий педагога для одной из ситуации (по вашему выбору).