Формы педагогической деятельности




Семинар 10. Технологии педагогической поддержки и сопровождения

Вопросы для обсуждения

1. Понятие педагогической поддержки и педсопровождения

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Смысл социально-педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но в том, чтобы помочь овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Цель педагогической поддержки. Становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.

Формы педагогической деятельности

Защита

Помощь

Педагогическое сопровождение

Педагогическая поддержка

 

Четыре тактики поддержки:

-ТАКТИКА ЗАЩИТЫ

Педагог:

а) через позицию «педагогической адвокатуры » защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;

б) через позицию «буфера » смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

-ТАКТИКА ПОМОЩИ

Рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха ».

- ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ

Я только предполагаю, что все эти дороги ведут именно туда, куда я думаю. Не знаю точно, гарантий дать не могу. И никто не может. Выбор это твой риск. Поразмышлять, поделиться своим опытом, как это делается могу, а брать ответственность за твой выбор не могу. Твоя жизнь, тебе и выбирать.

- ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Договор это испытание свободой и ответственностью ».

 

2. Формы педагогического сопровождения:

· консультирование

· диагностика

· экспертиза

· профилактика

· просвещение

· развивающая работа

· коррекционная работа

3. Характеристика технологического алгоритма педагогической поддержки школьника:

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.


1. Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.
2. Поисковый этап
Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.
3. Договорный этап
Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:
- "ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение";
- "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки";
- "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать".
4. Деятельностный этап

Взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка. В основном действует сам ребенок. То, что он не может (например, поговорить с учителем предметником или

родителем), восполняется педагогом и его коллегами: психологом, врачом, социальным педагогом.


5. Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом ребенка к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели. На этом этапе происхлдит анализ совместной деятельности по разрешению проблемы. Обсуждение полученных результатов.
Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:
- "шаг первый": ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;
- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;
- "шаг третий": в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;
- "шаг четвертый": ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
- "шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;
- "шаг седьмой": во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

4. Разнообразие педагогических позиций в сопровождении образовательной деятельности школьника: фасилитатор, модератор, тьютор.

 

 

Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу

Функции педагогического сопровождения Основное содержание
Информационная функция
Развивающая функция Целенаправленное влияние на развитие ребенка, его профессиональных интересов и склонностей, способностей жизненных и профессиональных планов. Создание ситуаций, способствующих появлению новообразований в личностных качествах ребенка и раскрытию его потенциалов, отражающих профессиональные намерения и замыслы.
Направляющая функция
Коррекционная функция Направленность на определенные изменения в достижениях ребенка, мотивах его поведения и деятельности, на корректировку его жизненных и профессиональных планов, с учетом его индивидуальных особенностей и социальных условий. Поддержка тех, кто потерял уверенность в себе, имеющих проблемы в учебе, которые затрудняют реализацию намеченных профессиональных целей, корректировка его отношения к учебе, профессиональным планам, окружающему миру.
Диагностическая функция Изучение ребенка, выявление его профессиональных интересов и склонностей, сбор данных о планах и намерениях, мотивах, готовности к социально-профессиональному самоопределению; систематическое изучение и выявление проблем при профессиональном выборе и самоопределении; контроль динамики достижений, профессиональных интересов и склонностей, поиск возможностей реализации планов, развития профессиональных и личных перспектив с учетом индивидуальных и социальных ресурсов; выявление эффективных педагогических средств и способов профориентации.
Консультативная функция  
Экспертная функция  

 

 

Задание 2. Установите соответствие между этапом педагогической поддержки и его содержательной характеристикой

 

Этап педагогической поддержки Содержание
1 этап – диагностический Г) фиксация факта, сигнала, проблемности; диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы А) организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого), поиск способов решения
2 этап – поисковый А) организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого), поиск способов решения
3 этап – договорной Д) проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы); налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; совместное решение о том, как дальше действовать совместно для решения проблемы.
4 этап – деятельностный В) действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и его действий). Кроме этого, педагог действует там, где ребёнок не может – координация деятельности специалистов в школе и вне её, разговор с родителями). При необходимости - безотлагательная помощь школьнику.
5 этап – рефлексивный Б) совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности; констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения; осмысление ребёнком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

 

Задание 3. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации.

 

Трудные для ребенка ситуации Проблемы Методы педагогической защиты, поддержки Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации  
      Прямые Превентивные
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников. Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье.      
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. Дефекты внешности.      
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. Замедленное физическое раз витие.      
Ученика избивают, частые драки. Возможный травматизм как физический, так и психический.      
Насмешки ребят. Замедленное психическое развитие.      
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издеватель ства ребят. Разрыв отно шений с другом. Перегрузки по предмету.      
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок). Пограничное психическое состояние.      
Ребенок замкнут, неопря тен, ни с кем не дружит (одиночество). Неадекватная самооценка.      
Бойкот, издевательства. Отверженный в классе, «новичок».      
Нарушение прав ребенка со стороны педагога. Правовая незащищенность.      
Хулиганское поведение (ворует, дерется, сквернословит и т.д.). Пьющая семья, частые драки и оскорбления в се мье, недоедание.      
Не ориентируется в ситуациях, нарушает правила для учащихся в школе. Социальная дезадаптивность.        
Прогуливает уроки, сбегает с уроков. Отсутствие интереса к учению в следствие возник новения проблем в обучении еще в на- чальной школе.      

Задание 4. В табличной форме дайте сравнительную характеристику основных функций фасилитатора, модератора и тьютора. Привидите пример педагогической ситуации на каждую роль педагога: фасилитатора, модератора, тьютора. Составьте алгоритм действий педагога для одной из ситуации (по вашему выбору).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: