А теперь о самой процедуре опроса.




Если у Вас есть возможность провести письменный опрос, то растиражируйте текст анкеты на ксероксе (или с помощью другой современной множительной техники, например, принтер, ризограф и проч.).

Предложите заполнить ее родственникам, друзьям, соседям, попросите их вовлечь в опрос своих знакомых. Желательно, чтобы бланк с вопросами заполняли при Вас, иначе люди могут отложить это дело "в долгий ящик" и шанс получить свою анкету назад у вас будет очень небольшим.

Если у вас нет средств размножить анкету, проведите устный опрос. Для этого сделайте шаблон или макет опросного листа и ставьте на нем отметки о получаемых от респондентов ответах. Затем подсчитайте их число.

Если Вы решили проводить опрос на улице, не делайте этого в одиночку. Подойдя к потенциальному респонденту, представьтесь, как члены Молодежного Клуба "Новая цивилизация", назовите свои имена, объясните цель проводимого опроса.

Попросите человека уделить Вам несколько минут. Будьте внимательны к тем, кто согласился потратить свое время на ответы.

Учитесь вежливо и тактично общаться с людьми. Помните, что анонимная форма опроса повышает искренность ответов, поэтому еще раз подчеркните, что фамилию и имя указывать необязательно. Когда будете изучать мнение окружающих, то не подсказывайте, не задавайте наводящих вопросов, не комментируйте. Ведь Вам важно выяснить именно их точку зрения.

Суждения людей могут быть очень субъективными. Возможно, они не располагают необходимой информацией или имеют свои интересы. И это надо иметь в виду.

Если у человека возникают вопросы по тексту анкеты, непонятен какой-либо конкретный пункт, спокойно и терпеливо объясните, что означает то или иное слово или все предложение. Помните, что у всех людей разный уровень образования и общей подготовки.

Не забудьте поблагодарить за работу над анкетой (или за взятое интервью) всех, кто принял в этом участие.

Если с Вами будут невежливы или откажутся отвечать на вопросы анкеты (разговаривать во время интервью), не переживайте — люди разные, им может быть некогда или плохое настроение. Нужно быть готовым и к этому. Извинитесь и пригласите принять участие в анкетировании (интервью) в следующий раз.

Обработка данных

Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследо­вания.

Если проводится ручная обра­ботка информации, то следует заранее приготовить вспомогательные таблицы и матрицы, использование которых значительно ускоряет и облегчает процесс обработки первичных материалов.

Например, для обработки данных "паспортички" (разделы "Пол" и "Возрастная группа") можно использовать следующую таблицу.

Таблица

Данные о половой принадлежности и возрасте респондентов

 

  до 12 13-17 18-25 26-35 36-50 51-60 61-70 71-80 > 81 Ито­го
Муж.                    
Жен.                    
Итого                    

Возможна и другая разбивка по возрасту. Это лишь пример.

Если в анкете много открытых вопросов, то сначала следует выписывать в столбик полученные ответы, а потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов.

Обычно суммируют ответы по каждому пункту анкеты и вычисляют их процент от числа опрошенных. Проценты рассчитываются не менее чем от 100 человек, десятые процента — от 1000 и более человек.

Если вы хотите сразу соединить содержательные ответы и "биографические" данные респондентов, обрабатывайте полученные материалы с помощью приведенной ниже таблицы, указав в ее колонках ответы опрошенных граждан в соответствии с их полом и возрастом.

№ воп­роса Вари­анты отве­та Муж. Жен. до 12 лет 13- 18- 26- 36- 51- 61-70 71- > 81 Ито­го
1. 1.1.                        
  1.2.                        
2. 2.1.                        
  2.2.                        

и т.д.

Если Вы хотите изучить мнение разных категорий респондентов, то подготовка к опросу и обработка результатов будет сложнее. Лучше выполнять ее на компьютере, однако нужно предварительно составить или приобрести специальную программу, которая систематизирует введенные в компьютер данные по заданным критериям.

Компьютерная технология диктует соответствующую форму анкеты, в которой респондент будет отмечать свои ответы. Это облегчает кодирование информации и ее ввод в компьютерную базу данных.

Оформление выводов

Подчеркнем, что Вам не следует, опросив небольшую группу людей, обобщать результаты, считая, что выявлено мнение всего населения. Но, тем не менее, вы получили представление о том, что думают респонденты, и можете использовать полученные данные. Например, вы направляете письмо в какую-либо инстанцию и как аргумент отмечаете, что 2/3 из трехсот опрошенных Вами граждан считают следующее…

Но вернемся к оформлению выводов. На этом этапе обработанные и систематизированные данные представляются в виде различных документов, отчетов, таблиц и т.д. Такой способ подачи информации облегчает анализ обобщенных материалов и помогает сделать выводы.

Кроме того, полученные после обработки социологические материалы могут быть отражены в статьях городских газет, доклад­ных записках в соответствующий Комитет местной администрации или иные ведомства. Возможен вариант научного отчета вашей группы и т. д.

Посылая данные опросов в те или иные инстанции, используя их во время переговоров, обязательно укажите, сколько человек опрошено и как распределились ответы (в процентах к числу опрошенных).

Очень важно оценки жителей, полученные с помощью анкет или интервью, дополнять объективной информацией.

Помните, что полученные выводы не должны стать целью социологического исследования, то есть вся проделанная работа, это лишь начало реализации конкретного социального проекта, направленного на изменение (улучшение) социальной ситуации в вашем родном городе, регионе.

Заключение

Человека нельзя переубедить, заставив его замол­чать.

Джон Морли, английский психолог

Вот мы и рассмотрели основные вопросы подготовки исследования мнения жителей территории, которое может быть проведено членами молодежного клуба или детской общественной организацией.

Исследование — не самоцель, это лишь инструмент для реализации социального проекта, направленного на улучшение жизни местного сообщества.

И давайте всегда помнить один из лозунгов американской школы управления: "Проблема дается нам не для жалоб, а для реше­ния!"


[1] Респондент — человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот, у кого берется интервью.

 

[2] Более подробно о классификации вопросов см. в Приложении.

[3] Подробно о выборке и как определить ее оптимальный объем см. Приложение № 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: