Что такое «ведическое» на самом деле?




 

Традиция дает широкое определение этого слова, используемого, как правило, в ученых кругах.

ЗАЙДИТЕ В ЛЮБОЙ храм кришнаитов, и вы обязательно много раз услышите там слова «Веды» и «ведический». Преданные говорят о «ведическом искусстве», «ведических писаниях», «ведической культуре», «ведической одежде» – о «ведическом» том и этом. Эти слова они используют так же часто, как материалисты пользуются словами «секс» и «деньги».

Но что же значит слово «ведический»? И откуда взялись Веды?

Слово Веды происходит от санскритского корня вид, который означает «знать» или «знание». Есть связь этого корня с английскими словами wit (разум) и wisdom (мудрость), греческим словом «идея» (изначально - widea) и латинским video («тот, кто знает, кто видит истину»).

Таким образом, Веды - это знание, которое не меняется с ходом времени. В этом смысле, все священные тексты являются ведическими. Шрила Прабхупада пишет: «Слово веда переводится как «книга знания». Есть много книг знания, которые различны в разных странах, обществах, у разных народов и т.д. В Индии книгами знания считают Веды. На Западе это Ветхий и Новый завет. Мусульмане признают Коран. Каково же предназначение всех этих книг знания? Они существуют для того, чтобы помочь нам осознать себя чистой душой» (По ту сторону рождения и смерти, с. 7).

Таковы наиболее общие определения слова «Веды». В более узком смысле, понимание, с которым знакомо большинство ученых таково: Веды – это четыре самхиты (священные книги), составленные около пяти тысяч лет назад в Индии воплощением Кришны Вьясадевой. Книги эти передавали изустно, что отсылает нас в еще более давнее прошлое. На самом же деле в самих текстах говорится, что содержащееся в них знание изошло непосредственно от Господа. Как говорится в Бхагавад-гите (3.15), «Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые исходят непосредственно от Верховной Личности Бога».

Изначально четыре самхиты представляли собой один объемный трактат, но впоследствии Вьясадева разделил его на Рг Веду (Веды о священных звуках), Сама Веду (Веды о музыке), Йаджур Веду (Веды о ритуалах) и Атхарва Веду (Веды о магии). Выводы Вед содержатся в Брахманах (трактаты, описывающие технику совершения жертвоприношения) и Аранйаках (трактаты для принявших отречение и ушедших в безлюдное место, в дикую природу ради совершения обетов).

Обычно в ведический канон включают также 108 Упанишад, подробно и философски объясняющих четыре Веды. Упанишады, как говорится в самих священных текстах, были явлены осознавшим себя мудрецам и потому зовутся шрути, «то, что было услышано». Вследствие этого они относятся к той же категории, что и четыре Веды и выводы из них.

Помимо этого, повсюду в ведической литературе указывается – великие мудрецы подтверждают – что прочие труды, в узком смысле этого слова являющиеся не ведическими, также могут быть включены в сферу обширного и разнообразного традиционного ведического знания. Например, Чхандогья Упанишад (7.1.4) называет Пураны и Итихасы, о которых речь пойдет ниже, «пятой Ведой». Брхад-аранйака Упанишад (2.4.10) сообщает нам: «Рг Веда, Йаджур Веда, Сама Веда, Атхарва Веда, такие истории как Махабхарата и Пураны возникли из выдоха Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, подобно тому как легко совершается выдох».

Великий вайшнавский учитель тринадцатого века Мадхвачарья утверждает, что частью Вед можно считать большую часть традиционной индийской литературы. В комментарии на Веданта-сутру (2.1.6) он пишет: «Рг Веда, Йаджур Веда, Сама Веда, Атхарва Веда, Махабхарата, Панчаратра и изначальная Рамаяна считаются ведической литературой… Дополнительная вайшнавская литература – Пураны – также ведическая».

Писания, пришедшие после Упанишад и четырех Вед, известны как смрти («то, что было запомнено», противоположность ведическим шрути). Они включают в себя Итихасы (эпосы) и Пураны (истории). Итихасами являются Махабхарата (110 тысяч текстов) и Рамаяна (более 50 тысяч текстов). Есть восемнадцать основных Пуран (включая Шримад Бхагаватам), много Упапуран (небольших Пуран) и множество местных Пуран, одни из которых авторитетны, другие не очень.

Сутры (книги, содержащие философские утверждения), Веданги (вспомогательные науки, связанные с учением Вед) и Упаведы (науки, не связанные напрямую с учением Вед) также относятся к ведической литературе. К сутрам относят Шраута-сутру, Грха-сутру, Калпа-сутру, Дхарма-сутру, Шулва-сутру и, самую главную – Веданта-сутру. Шесть Веданг таковы: Шикша (фонетика), Чхандас (стихотворный размер), Вйакарана (грамматика), Нирукта (этимология), Джйотиша (астрономия) и Калпа (ритуалы). Упаведы: Айур-веда (холистическая медицина), Гандхарва-веда (музыка и танцы), Дханур-веда (воинское искусство) и Стхапатйа-веда (архитектура).

Ведическая традиция такова, что любая литература, следующая ей, имеет такое же значение, что и сами Веды. К такой литературе относятся Харри-бхакти-судходайя, Харри-вамша, Брахма-йамала и сотни других подобных текстов. И наконец, сюда же мы можем отнести множество писаний осознавших себя ачарьев (учителей в цепи ученической преемственности), таких как «Шри Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа Госвами и многочисленные книги шести Госвами, главных учеников Господа Чайтаньи.

 

Царь книг

 

Эти, прочие писания в каком-то смысле важнее изначальных Вед, поскольку содержат в себе их суть. Возьмем, к примеру, Шримад Бхагаватам. Согласно традиции, это глубокое и совершенное знание Бог изначально в форме откровения передал Брахме, первому сотворенному живому существу. Брахма передал суть этого знания Нараде, Нарада – Вьясе, который, как упоминалось выше, усвоил вечную мудрость Вед и разделил их на четыре, отличные друг от друга части.

О чем я, тем не менее, не упомянул, так это о том, что затем Вьяса изложил суть ведического знания в Веданта-сутре - огромном томе, состоящем из лаконично сформулированных правил. Поступив так, он, однако, испытывал упадок духа. Он чувствовал, что, составляя ведическую литературу, он упустил из виду подлинную суть – Абсолютную Истину. Нарада, его духовный учитель, подтвердил справедливость его подозрений и сказал, что тот, безусловно, не заметил самого главного и испытает удовлетворение, лишь только если непосредственно опишет имя, славу, форму и игры Кришны, Верховной Личности Бога. Следуя совету своего гуру, Вьяса составил Шримад Бхагаватам, описываемый в собственных же текстах как «царь книг», «безупречная Пурана» и «зрелый плод древа ведического знания». Шримад Бхагаватам также считают естественным комментарием на Веданта-сутру.

Многие последователи ведической традиции считают, что «поздние» и «неведические» тексты – более «ведические», чем сами Веды. Джива Госвами, почитаемый последователями Господа Чайтаньи в качестве величайшего из всех ведических философов, подчеркивает этот момент в своей Таттва-сандарбхе (17.4), цитируя Сканда Пурану (Прабхашакханда 2.93): «О брахманы, человек, полностью изучивший четыре Веды, шесть Веданг и Упанишады, но не изучивший Итихасы и Пураны, в действительности не обладает ведическим знанием». Почему? Потому что Пураны и Итихасы занимают, по словам Дживы, более высокое положение, чем Веды: «Верховенство Пуран и Итихас описывается в Нарада Пуране, где приводятся следующие слова Шивы: «О прекрасная Парвати, я считаю, что Пураны и Итихасы выше Вед, ибо какие бы истины ни были бы представлены в Ведах, они также объясняются и в этих древних писаниях, и в этом нет никаких сомнений». (16.11) Очевидно, что в вайшнавской традиции изучение Вед включает в себя обязательное изучение всей дополнительной ведической литературы.

 

Самая полная

 

Ведическая литература является самой всеобъемлющей и полной из всех, что известны человеку. В ней содержится информация обо всем – от медицины и земледелия до мер времени на высших и низших планетах, от техник йоги и медитации до советов о том, как вести семейную жизнь и рецептов вкусных блюд вегетарианской кухни, от подробного описания деятельности правительства до правил строительства и украшения храма либо жилища. Каждый из тысяч ведических текстов соответствуют строгим правилам поэтики и стихосложения. В Ведах есть и театр, и история, и целостная философия, а также несложные уроки этикета. Военный протокол, игра на музыкальных инструментах, биографии великих святых и мудрецов прошлого – вот лишь некоторые из тем, затронутых в Ведах.

И потому нет ничего удивительного в том, что преданные Кришны используют слова «Веды» и «ведический» так часто, будто прочие слова устарели. Влекомые обширным ведическим наследием, которое в наши дни ассоциируется преимущественно с Индией, преданные проявляют вовне возвышенную и утонченную культуру, все еще чтимую учеными, политиками, религиозными деятелями, свами, йогами, любыми людьми, посвященными в это тщательно разработанное учение. Еще находятся сегодня в Индии люди, подкрепляющие свою позицию в дискуссии, будь то религиозной или политической, цитатами из Вед. Преданные ИСККОН тоже цитируют Веды в таких случаях, а также и во многих других. Почему бы и нет? Их привлекает традиция, которая в течение тысячелетий служила фундаментом материального и духовного успеха миллиардов людей.

 

Сатьяраджа даса – ученик Шрилы Прабхупады, постоянный распространитель журнала «Назад к Богу». Он написал несколько книг о сознании Кришны. Вместе с женой живет в Нью-Йорке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: