Дипломная работа
Это одна из форм выпускных квалификационных работ, предусмотренных в качестве аттестационных испытаний. В Приказе Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями на 17 ноября 2017 года) определены формы Итоговой государственной аттестации выпускника:
III. Формы государственной итоговой аттестации
10. Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2017 года N 1138.
11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
13. Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.
Выполнение дипломных работ в педагогических учебных заведениях направлено на совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов и связано с углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее приобретенных знаний, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции студентов.
Формированию профессионально-педагогических качеств будущих педагогов в значительной степени способствуют работы, раскрывающие педагогику и методику преподавания одного из предметов. Чтобы написать такую дипломную работу педагогических и специальных знаний недостаточно. Важно познакомиться с опытом работы педагогов-мастеров и других работников образовательных учреждений, определить возможные пути решения поставленной задачи и выбрать из них оптимальный, опираясь на результаты собственной опытно-экспериментальной работы.
Учебный план колледжа предусматривает выполнение дипломной работы. Тема утверждается и закрепляется за студентом перед направлением его на последнюю педагогическую практику.
Целесообразно составить календарный план подготовки и написания дипломной работы. Это позволит студенту четко организовать ее выполнение, а преподавателю даст возможность осуществлять систематический контроль и помогать дипломнику по мере необходимости. План может выглядеть так.
Календарный план
№ п/п | Этап работы | Консультант | Срок выполнения |
Календарный план помогает рационально распределить время на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками (например, с архивными документами, школьной документацией), опытом работы (педагогов), на организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.
Как правило, тема дипломной работы определяется с учетом ранее выполненной курсовой, позволяет расширить, творчески развить ее. Однако механический перенос курсовой работы в дипломную недопустим. Дипломная работа включает в себя основные выводы курсовой, которые могут служить исходным материалом для дальнейшей исследовательской деятельности студента-практиканта.
План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.
1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. Например
Курсовая работа | Дипломная работа |
Тема | |
Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка | Способы осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на матери ле преподавания английского языка) |
Объект | |
Процесс обучения английскому языку с использованием индивидуально | Процесс личностно ориентированного обучения иностранному го подхода к учащимся языку |
Предмет | |
Индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения английскому языку | Индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципов личностно ориентированного обучения. (Можно сформулировать предмет иначе, например: Границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в процессе личностно ориентированного обучения.) |
2. Составление списка литературы по теме исследования.
3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
5. Составление плана дипломной работы.
6. Обоснование актуальности темы.
7. Написание раздела ВВЕДЕНИЕ, описывается актуальность темы с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).
8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.
9. Написание главы «Теоретическое обоснование проблемы исследования…..» или «Теоретические основы …………», в которой представлены:
а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);
б) общепедагогические положения и знания из смежных наук,
характеризующие объект исследования;
в) дидактические положения;
г) методические положения;
д) психологические положения.
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы влияния дидактической игры на процесс развития ознакомления детей дошкольного возраста с живой природой………………………………………………………………. 7
1.1.Значение природы в жизни дошкольника……………………………..…. 7
1.2. Ознакомление детей дошкольного старшего возраста с живой природой……………………………………………………………… 13
1.3 Развивающее значение дидактических игр в процессе ознакомления
с живой природой для детей старшего дошкольного возраста……………. 21
Вывод по 1 главе………………………………………………………………. 34
| ||||||||||
| ||||||||||
10.Написание главы «Эмпирическое исследование проблемы».
11.Разработка разных способов решения выделенной проблемы.
12.Определение оптимального пути решения проблемы.
13. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента {планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т.д.)1.
14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
15. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.
16.Написание разделов практической части может описана и составлена по разному:
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы влияния дидактических игр математического содержания на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………... 2.1. Выявление исходного уровня развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………... 2.2. Проведение формирующего этапа исследования…………………………… 2.3. Анализ результатов работы по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания……………………………………………………... Выводы по 2 главе……………………………………………………………… |
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы влияние дидактических игр на процесс ознакомления с живой природой детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………… 2.1. Организация исследования…………………………………………...…2.2. Содержание исследования………………………………………………. 2.3. Анализ результатов эмпирического исследования…………………… Вывод по 2 главе……………………………………………………………… |
17. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента {планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений, и т.д.) с целью проверки предположения.
18. Проведение и анализ обучающего эксперимента {протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).
19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций {если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.
20. Написание раздела «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента, условия его протекания, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий {учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.
21. Повторное проведение обучающего эксперимента (если возникает необходимость).
22.Компоновка подготовленных текстов в главы.
23.Написание выводов к главам.
24.Составление заключения.
25.Составление списка литературы.
26.Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).
27.Уточнение оглавления дипломной работы.
28.Оформление титульного листа.
Повторим еще раз: в целом дипломная работа рассматривается как логическое продолжение курсовой, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблюдений и опытов.
Вместе с тем дипломная работа — это результат самостоятельного исследования на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента или дополнительного, более глубокого изучения и осмысления источников.