Эпоха барокко в музыке. Тема 1. Характеристика эпохи
ü Барокко (от итальянского «Barocco»,буквально – причудливый, странный) – стиль,преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII века.
ü Барокко – это театрально-пышный,торжественный и возвышенный стиль в
Искусстве, зародившийся в Италии во второйполовине XVI века.
ü Музыкальная культура барокко оказалаогромное влияние на развитие последующейэпохи классицизма.
Эстетика эпохи | - Отражение в творчестве человеческих страстей. - Синтез прекрасного и безобразного, трагедии и комедии. - Мир воспринимался как мир контрастов и противоречий,полный трагедии и драматизма. - Хаос и порядок как символы времени. - Случайность жизни и смерти, неуправляемость рока и, вместе стем, рациональность, порядок во всём. |
Черты стиля | - На смену гармонии, простоте и ясности эпохиВозрождения - Пришли сложные образы и формы. - Выразительность, драматизм, зрелищность, стремление ксинтезу (соединению) разных видов искусства. - Контраст в масштабности жанров: наряду с объёмнымикомпозициями создавались и лаконичные сочинения. - Каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть сопределённым состоянием души. |
Жанры | - Опера, оратория, духовные кантаты и пассионы13, - инструментальный концерт concerto grosso14, сюиты, партиты,прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги. |
Музыкальный | - Гомофония с её разделением на главный голос исопровождающие голоса15. - Богатые украшения в инструментальной музыке. - Импровизация в гармонии на основе остинатного (то естьповторяющегося, неизменного) баса. - Полифония свободного стиля, развитие контрапункта. - Становление темперированного строя и тональности. - Чёткое определение двух главных ладов – мажора и минора. - Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты - связывались с музыкальным языком композиций: терции, квартыи квинты, беглый темп и трёхдольный размер отражали радость ивеселье; диссонансы, хроматизмы и медленный темп – печаль. |
Развитие полифонии
ü Эпоха барокко – новый период в историческом развитии полифонического искусства.
ü Это время характеризуется развитием свободного стиля.
ü Свободный стиль предоставил новые возможности полифонического письма по сравнению сострогим стилем: найдена возможность воплощать средствами полифонии внутренний (духовный,душевный) мир человека.
ü Музыка становится искусством самостоятельным, существующим не как атрибут богослужения.
Типы полифонии | Подголосочная Одновременное сочетание вариантов одной мелодии. |
Контрастная Одновременное сочетание разных мелодий.Например, тема + противосложение – один из случаев контрастной полифонии. | |
Имитационная Последовательное («с опозданием») проведение одной темы в разных голосах. |
Приёмы полифонического письма
Тема | Короткая мелодия из трёх, четырёх или шести тактов. |
Ответ | Вступление другого голоса по окончании темы. |
Противосложение | - Мелодия, которая звучит в голосе после проведения в нём темы.Противосложение идёт одновременно с темой в другом голосе. - Если теме сопутствует одно и то же противосложение, то оно - называется удержанным. |
Интермедия | Эпизод, в котором нет темы. |
Имитация (подражание) | Приём развития, при котором в одном голосе повторяетсямелодия, прозвучавшая перед этим в другом голосе. |
Канон | Непрерывная имитация. |
Ракоходное движение | Воспроизведение темы справа налево (от конца к началу). |
Стретта | Проведение темы несколькими голосами, при котором каждое последующее вступление начинается ещё до окончанияизложения темы в предыдущем голосе. |
Тема в уменьшении | Изложение более мелкими длительностями. |
Тема в увеличении | Изложение более крупными длительностями. |
Основные жанры полифонии эпохи барокко | |
Ричеркар (итал. ricercar –искать,разыскивать) | - В западноевропейской музыке XVI – XVII веков родинструментальной полифонической пьесы имитационного склада. - Ричеркар является предшественником фуги. |
Канцона (итал. canzone –песня) | - Песня, близкая фроттоле и вилланелле. - В дальнейшем канцона стала жанром инструментальной музыки,схожей с фугой. |
Фантазия | - Жанр инструментальной музыки в котором имитационноеизложение и развитие сочеталось со свободными, виртуознымипассажами. |
Токката (итал. toccare –трогать, касаться) | - Вступительная пьеса для органа, клавира. - Позднее – самостоятельный инструментальный жанр. |
Фуга (лат. fuga – бег,бегство) | - Высшая форма полифонической музыки. - Строится на многократных имитационных проведениях основноймузыкальной темы во всех голосах (от двух и более). |