Понятие и признаки, характеризующие специфику судебной власти




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА Минюста России)

Юридический факультет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

« Конституционно-правовые основы судебной системы России»

 

Выполнила студентка

 

 

Научный руководитель

 

Дата защиты

Оценка

 

Содержание:

 

1. Введение с.3

2. Понятие и признаки, характеризующие специфику

судебной власти с.6

3. Конституционно-правовые принципы правосудия

в Российской Федерации с.12

4. Заключение с.17

5. Список использованной литературы с.19

 

 

Введение

 

Актуальность исследований судебной системы в России обусловлена необходимостью поиска путей и методов успешного продвижения очередной судебной реформы, испытывающей известные трудности в достижении поставленной цели утверждения правильной организации правосудия. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Судебной власти посвящена гл. 7 Конституции РФ. В течение последних полутора десятков лет были законодательно закреплены такие инновации, как институт судебной защиты конституционных прав граждан, институт судебного нормоконтроля, институты независимости и неприкосновенности судей, институт присяжных и др. На основе положений Конституции РФ приняты несколько федеральных конституционных законов: о судебной системе РФ (1996 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о военных судах (1999 г.), о Конституционном Суде РФ (1994 г.); приняты федеральные законы о мировых судьях (1998 г), о статусе судей (1992 г.), о защите судей и других служащих правоохранительных органов (1995 г.), об органах судейского сообщества (2002 г.). Во многие из этих актов внесены изменения, повышены статус судей и их ответственность.

Содержание организационно-судоустройственных и процессуальных перемен, а также эволюция материального права анализируются в научной литературе преимущественно с позиций отраслевого подхода.

Судебную власть часто называют третьей властью, поскольку в конституционных текстах при перечислении ветвей власти, она обычно следует за законодательной и исполнительной властью. В условиях разделения властей судебная власть играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Каждой ветви власти присущи специфические формы деятельности. Судебная власть в Российской Федерации реализуется в правосудии, то есть в таком виде государственной деятельности, который направлен на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. И осуществляется эта деятельность только судом (ст.118 Конституции РФ). Создание чрезвычайных и иных судов, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

В России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральные суды - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов РФ). К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, яв­ляющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Все они составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации существуют также третейские суды, товарищеские суды, другие суды, которые действуют на общественных началах. Они не входят в единую систему судов, осуществляющих государственную власть.

Конституционное право устанавливает лишь основы организации и деятельности судебной власти. Детально судебная деятельность (кроме конституционных и уставных судов) регулируется отраслевыми кодексами: уголовным, гражданским, трудовым и др.

 

Исходя из актуальности выбранной темы курсовой работы была сформулирована цель ее написания, которая состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых основ судебной системы РФ с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. Значимость данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме конституционно-правовых основ судебной системы в Российской Федерации в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты данной проблемы. Определяются основные понятия, признаки и вопросы по тематике работы.

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и проблемы правосудия в Российской федерации, делается анализ современного состояния.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.

В ходе работы анализировались нормативно-правовые акты, научная и периодическая литература. Также источниками информации для написания работы по этой теме послужили базовая учебная литература, теоретические труды мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований, статьи и обзоры в специализированных изданиях, справочная литература, прочие источники информации.

 

Понятие и признаки, характеризующие специфику судебной власти

 

Суд, как публичное учреждение, призванное решать уголовные и гражданские дела, существовал во все времена государственного бытия человеческого общества и с полным основанием может считаться непременным атрибутом государства.

Российская судебная система прошла непростой путь становления судебной власти: от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия. Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.
Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный элемент как использование властных полномочий. Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов.
Таким образом, судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится по существу участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося общества, безусловно, возрастает. И это важно, так как в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечивается судебной властью.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особое положение суда и специфика судебной власти дает основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличия от других форм государственной деятельности. Характерные черты (свойства) судебной власти – это, прежде всего, самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.
В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной ветвью государственной власти. Вместе с тем, не следует понимать самостоятельность судебной власти как противостояние органам законодательной и исполнительной власти. Характеризуя самостоятельность судебной власти, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам государственной власти, то внутренняя обеспечивается структурой руководства со стороны вышестоящих судов.
Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела и т.д.
Судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постановления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела, решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих правовых установлений.
Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения, до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.
Полнота судебной власти – это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями.
С утверждением в российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти. До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти в основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, а также к оказанию содействия в исполнении судебных актов. Суды не допускались к оценке действующего законодательства в рамках разбирательства конкретных конфликтов; к контролю за действиями и решениями органов исполнительной власти; практически по всем делам об административных проступках, независимо от их характера и степени общественной опасности, правосудие осуществлялось чиновниками различных ведомств.
Принятые в последнее время решения изменили сложившуюся ситуацию. К полномочиям судебной власти в современном ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. Правосудие является наиболее важной и объемной частью реализации судебной власти, базовым элементом ее функций. Новое процессуальное законодательство закрепило и развило полномочия судебной власти при осуществлении правосудия, повысило ее авторитет и роль в государственной и общественной жизни страны.
Только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей; о производстве обыска и наложении ареста на имущество; аресте корреспонденции и контроле телефонных переговоров, о временном отстранении обвиняемого от должности и о проведении некоторых других действий, затрагивающих права и свободы человека.


Другая составляющая судебной власти – конституционный контроль – имеет особое значение не только для легитимного функционирования всех органов государственной власти, но и непосредственно затрагивает полномочия самой судебной власти в части контроля на досудебных стадиях судопроизводства и обеспечение законности в деятельности самих судов.
Многие постановления Конституционного Суда связаны с расширением демократических начал судебной власти, обеспечением прав граждан на достойное правосудие.
Особо отмечены полномочия судебной власти осуществлять контроль решений и действий государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан, в случае их обращения в суд с соответствующим заявлением. Рассмотрение и разрешение в суде таких заявлений обеспечивает реальную защиту прав граждан и повышает авторитет судебной власти.
Участие в формировании судебного корпуса и содействие органам судейского сообщества также относится к реализации полномочий судебной власти. Судейское сообщество, которое образуют судьи федеральных судов всех уровней и судьи судов субъектов Российской Федерации, участвует в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, защищает права и законные интересы судей, обеспечивает выполнение ими требований, предъявляемых кодексом судебной этики.
Организационное обеспечение деятельности судов, как составная часть судебной власти, включает мероприятие кадрового, финансового, материально-технического характера, направленные на создание необходимых условий для нормального функционирования, полного и независимого осуществления правосудия.
Таким образом, судебная власть самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества, в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.
Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит свое отражение в формировании законодательства, развивающего конституционно-правовые основы судебной власти.


Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан. Все это создает необходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов.
Немаловажное значение для обеспечения независимости суда, успешной реализации функций судебной власти имеют закрепленные законом процедуры судопроизводства, о чем пойдет речь при изучении понятия правосудия и его демократических основ.
Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка. И не случайно, высокий статус суда подчеркивается установленными законами символами судебной власти.

Под судебной системой понимается установленная Конституцией России и принятая на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Единство судебной системы предопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: