Адмиралтейство. Андреян Захаров. 1806 – 1828 гг.




ЛЕКЦИЯ 13

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА

 

В архитектуре Петербурга начала 19 века на первое место выдвигаются градостроительные задачи – создание архитектурных ансамблей и площадей.

Что для этих зданий будет характерно:

1. Большая протяженность, крупные детали, четкость и простота форм

2. Возрастает роль скульптуры в декоративном убранстве зданий. – Скульптура будет не только дополнять архитектурные произведения, но и выражать идеи гражданственности, патриотизма (что в целом очень характерно для классицистической эстетики).

 

Казанский собор. Андрей Воронихин. (1801 – 1811 гг.)

В 1799 году было принято решение построить на Невском проспекте новую большую церковь Казанской Богоматери. Ряд известнейших архитекторов приняли участие в конкурсе проектов, но все проекты по разным причинам были отклонены.

Тогда разработку проекта поручили русскому архитектору Андрею Воронихину.

Император Павел I пригласил Воронихина во дворец и высказал ряд пожеланий. Дело в том, что еще в 1781 году цесаревич, будущий император Павел I, отправился в поездку по странам Европы. В Италии он посетил Венецию, Флоренцию, Рим – и древнее искусство, особенно архитектура, поразило цесаревича.

Ему запомнился главный храм католицизма – собор Св. Петра в Риме. Павла не покидала мысль построить такой же храм в Петербурге. (СЛАЙД 3: Площадь перед собором Св. Петра).

Перед Воронихиным была поставлена задача: собор в Петербурге должен быть похож на римский.

Проект Воронихина удовлетворил всем требованиям как культовым, так и градостроительным.

 

Воронихин замечательно решил главную градостроительную задачу: перед боковым фасадом, обращенным на Невский проспект, он расположил полукружием колоннаду. – Колоннада не отделила собор от главной улицы столицы, а организовала предхрамовую площадь, которая вписывалась в общее пространство.

Особенности собора:

· 96 колонн коринфского ордера

· крылья-колоннада

· крылья завершены пропилеями. Пропилеи (греч.) – нарядный, архитектурно обработанный въезд. Монументальные ворота.

· Собор как бы охватывает и объединяет всех людей, пришедших на площадь

· Колоннада несет антаблемент с балюстрадой. Антаблемент (фр.) – балочное перекрытие пролета. Балюстрада (фр.) – ограждение балконов и лестниц.

· Пропилеи венчают аттики. Аттик (гр.) – стенка над антаблементом.

· Здание богато украшено статуями: князь Владимир, Александр Невский, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный.

 

Решетка Казанского собора. Воронихин

· Напротив главного входа – небольшой сквер, огражденный решеткой. Созданная по рисунку Воронихина, решетка является самостоятельным произведением искусства.

 

· Над всем сооружением возвышается купол, который покоится на высоком барабане. Купол венчают золоченый шар и небольшой стройный шпиль.

 

· Высота от пола до вершины шпиля – почти 72 м.

 

· В соборе погребено тело М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского, полководца, героя войны 1812 года.

 

· Мемориальное значение Казанского собора возросло после установки в 1837 году на площади памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли (скульптор: Орловский. Гранитные пьедесталы проектировал Стасов).

 

Адмиралтейство. Андреян Захаров. 1806 – 1828 гг.

· Адмиралтейство основал Петр I в 1704 году

· В старину Адмиралтейством называли корабельную верфь со всеми вспомогательными службами. Петр торопился с постройкой – России нужен был большой флот.

· Адмиралтейство неоднократно достраивалось и перестраивалось на протяжении 18 столетия.

· Но город разрастался, строились новые здания, дворцы, гранитные набережные. И здание Адмиралтейства, находившееся на видном месте в центре столицы, должно было иметь более торжественный, парадный вид. Короче говоря – нужно было строить новое здание.

· 23 мая 1806 года был утвержден проект Захарова. В плане здание представляло собой две гигантские буквы «П», вписанные одна в другую.

· Замечательно сочетание портиков и гладких стен – здание торжественно, монументально, величественно, но вместе с тем удивительно изящно.

 

 

· Центральная часть здания. Она имеет форму куба и в ней прорезана триумфальная арка.

· По бокам арки на постаментах стоят скульптурные изображения морских нимф, держащих земную и небесную сферы (скульптор Щедрин).

· Над аркой – барельефное изображение двух фигур крылатых Слав со скрещенными победными знаменами (скульптор Теребенев).

· На аттике – знаменитый горельефный фриз «Заведение флота в России » (Теребенев). – На горельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец – символ власти над морем.

· Башня оканчивается золоченым шпилем, который увенчан золотым корабликом.

· Постройку Адмиралтейства заканчивали уже без Захарова – он умер в августе 1811 года: на улице ему стало плохо, когда он шел домой, и он умер не дойдя до дома.

· Последние леса были убраны в 1828 году. И творение зодчего получило всеобщее признание. Здание Адмиралтейства стало доминантой столицы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: